Образ жизни древних славян

Образ жизни древних славян

Степная полоса Восточной Европы на протяжении многих столетий была местом кочевий скотоводов. Обозначившееся ещё в эпоху бронзы, во II тысячелетии до Р. Х., разделение племён на осёдлые земледельческие и кочевые скотоводческие, существенно воздействовало на судьбы этих племён, но не было ни абсолютным, ни окончательным. Более мобильные и вследствие этого более воинственные племена век за веком медленно продвигались по степям Евразии с востока на запад; многие из этих племён подолгу задерживались в прикаспийских и причерноморских областях. Достаточно распространённым был переход кочевников к осёдлости; под натиском новых пришельцев осёдлые или полуосёдлые племена порой бывали вынуждены покидать привычные места и возвращаться к кочевому образу жизни.

Земледельческие племена не всегда могли рассчитывать на спокойное и безбедное существование в раз избранной местности. Истощение почв или появление могущественных врагов были наиболее частыми причинами переселения земледельцев. Передвижения порой приводили к серьёзным изменениям в образе жизни, в занятиях. Мы можем лишь предположительно судить о роли земледелия и охоты в жизни славянских (праславянских) племён в конце I тысячелетия до Р. Х. и в первые века по Р. Х. Концепция, в соответствии с которой предки славян занимались по преимуществу хлебопашеством, а соседствовавшие с ними финские и угорские племена - охотой,- концепция эта представляется очень упрощённой. Видимо, и славянские, и финские первобытные общности использовали - в зависимости от конкретных природных условий - различные средства, чтобы обеспечить своё существование. С уверенностью можно утверждать, что даже в более поздние времена, в период становления государства, восточные славяне не пренебрегали ни охотой (особенно на пушного зверя), ни бортничеством (лесным пчеловодством), ни рыболовными промыслами, ни домашним скотоводством.

При всей условности деления племён (этнических групп) на земледельческие и скотоводческие, противопоставление "народов леса" и "народов степи" не лишено оснований. Сложное взаимодействие осёдлого севера и кочевого юга Восточной Европы во многом определило своеобразие исторического развития региона. И военные стычки, набеги, и политические союзы, и торговые сношения степняков и лесных жителей - все эти факторы воздействия на общественную жизнь славян с незапамятных времён. При этом "лес" и "степь" не оставались неизменными; в их постоянном противоборстве и мирном общении складывались и разрушались союзы племён, зачастую вбиравшие в себя иноязычные группы, формировались новые черты общественного строя и жизненного уклада.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Образ жизни древних славян
Опубликовано:
Автор:
Читателей:7711

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 302]



 
Это интересно! УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА
УЛЬТРАЗВУКОВАЯ
В 1918 г. группа французских ученых во главе с Пьером Ланжевеном (1872-1946) разработала сонар-систему звуковой локации. Эта система посылает звуковые волны, и любой объект, встретившийся на пути,
Из старых журналов Новая вакцина против дизентерии
Новая вакцина
Дизентерия по-прежнему остается серьезной проблемой для многих районов земного шара. Исследователи крупнейших лабораторий мира продолжают настойчивый поиск эффективных средств борьбы с этим
Это интересно! СВЯЗЬ ПО ПРОВОДАМ
СВЯЗЬ ПО
Первый электрический телеграф создали в 1837 г. английские изобретатели Уильям Кук (1806-1879) и Чарльз Уитстон (1802-1875). Электрический ток по проводам посылался на приемник. Сигналы приводили в
Это интересно! ДИСКИ НИПКОВА
ДИСКИ НИПКОВА
В 1884 г. немецкий инженер Пауль Нипков (1860-1940) изобрел диск со спиральным расположением квадратных отверстий на нем. Когда диск вращался перед каким-нибудь объектом, каждое его отверстие
БиоМозаика Как ухаживать за лилиями в саду
Как ухаживать

Настоящим украшением сада являются лилии - цветы относящиеся к семейству лилейных Крылатые слова Из мухи слона делать.

Из мухи слона
Смысл выражения: сильно, непомерно преувеличивать значение какой-нибудь ничтожной личности, какого-нибудь незначительного дела, события. Выражение перешло в нашу речь из произведения древнегреческого