Христианизация Руси

Христианизация Руси

Началось это, согласно летописи, с прибытия в Киев посольства волжских булгар, "веры бохмиче", т.е. мусульман, которое будто бы предложило князю стать почитателем Мухаммеда. Рассказ летописи и здесь сопровождается полулегендарными деталями, которые с той поры неоднократно цитируются не только специалистами. В частности, в ответ на соблазны со стороны мусульман узаконить многожёнство Владимир, узнав, что их вера запрещает есть свинину и пить вино, якобы заявил: "Руси есть веселие пить, не можем без того жити!"

Затем в летописи приведён знаменитый рассказ об испытании вер Владимиром. Он, разумеется, дошёл до нас в обрамлении разного рода легенд, но, возможно, имеет рациональное зерно. После состоит прежде всего в том, что киевский князь действительно задумался над необходимостью принять какую-то монотеистическую религию, по своей сути укреплявшую власть единого государства. Это было тем более необходимо, что такие религии уже исповедовали почти все окружающие Русь государства.

Ещё в 962 г. крестился (от Рима) польский князь Мешко. Ещё раньше христианской стала Чехия. На востоке преобладал ислам, но в остатках некогда могущественной Хазарии доминировало иудейство, последователи которого были и в Киеве: недавно найдено письмо, происходящее из иудейской общины (кагала) Киева. К тому же, роль еврейских купцов в Восточной Европе продолжала сохраняться. Даже в Скандинавии тамошние языческие конунги все больше склонялись к христианству, и не за горами было время, когда шведские короли крестились. Разумеется, не следует преувеличивать влияние на Руси ислама, а тем более иудаизма. Можно даже сразу сказать, что Русь была обречена на христианизацию, и христианская религия пробивала себе дорогу всем препятствиям уже более ста лет. Однако все говорит за то, что Владимир был осторожным и умным политиком, который стремился прозондировать все варианты из них лучший для своего народа.

Подробно описанные летописью религиозные искания Владимира в деталях, разумеется, - плод ума позднейших христианских книжников, которые стремились доказать преимущества не только христианства как такового, но и византийской его реформы. Уже это заставляет предположить, что эти рассказы сложились во второй половине XI в. после разрыва между греческой и римской церквами (1054). Вполне возможно, что инициатором такого противопоставления двух ветвей христианской церкви стали внуки Ярослава Мудрого, а точнее - потомки его сына Всеволода, женатого на византийской принцессе (Мономаховичи). Это можно подкрепить и тем, что, например, в сказаниях, о славянских просветителях Кирилле и Мефодии, включённых в самые первые разделы ПВЛ, не усматривается никакой вражды по отношению к Риму. Там, наоборот, подчёркивается благовидная роль папы Николая, который способствовал просветительской деятельности моравских братьев (и даже не препятствовал переводу Священных книг на славянский язык, что, в общем, в ту пору принято не было, особенно в Западной Европе, где каноническим текстом Библии считался латинский их перевод - Вульгата).

Иное дело иудаизм. Согласно ПВЛ, Владимир на диспуте выслушал раввина и задал ему один вопрос: где ваша земля? А получив ответ, что таковой нет, отказался вести с поклонниками иудаизма разговор.

Наконец, рассказы летописи о зондаже великим князем в области исламской религии могли бы быть также отброшены в сторону, если в нашем распоряжении не существовало апокриптического рассказа, созданного в Средней Азии и сохранённого одним источником начала XIII в. Этот источник (автор - некий Ауфи) повествует о посольстве русского князя Вальдемара (здесь это имя фигурирует как титул) в Хорезм. Дата такого посольства у Ауфи, разумеется, неверна (она на пятьдесят лет старше Владимира), неверно и утверждение о принятии руссами после этого ислама. Однако и в русской летописи есть упоминание о посольстве в Волжскую Булгарию, откуда киевские послы могли направиться и в Хорезм, с которым у Поволжья были давние и прочные связи. Поэтому вполне можно допустить, что Владимир направил и посольство в мусульманские страны, а таковыми могли быть Волжская Булгария и Хорезм. Но что его послы могли там увидеть во второй половине 80-х годов Х в. государство Саманидов, ещё недавно цветущее и сильное (а ему подчинялся Хорезм), быстро приходило в упадок и было на краю гибели. И если Владимир искал религию, способную подкрепить сильную государственную власть, то на востоке такой власти он в эти годы найти не мог - её там, в мусульманском мире, просто не было. А вот Византия являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политику как на востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах. Власть императора была почти не ограничена, и греческая церковь её подкрепляла. К тому же, эта церковь, в отличии от римской, была, по сути дела, включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора.

Правда, отношения с Византией со времён Святослава оставались более чем прохладными, а по утверждению некоторых источников - и просто враждебными. Однако здесь именно в эти годы появились обстоятельства, которые должны были такие отношения улучшить.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Христианизация Руси
Опубликовано:
Автор:
Читателей:1611

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 1]



 
Из старых журналов Подземные рыбы
Подземные рыбы
Рыб, обитающих в водах подземных пещер, ихтиологи называют троглобионтами (вспомним, что древних пещерных людей называют троглодитами). На территории СССР впервые обнаружили подземных рыб
Химическая энциклопедия 1794
1794
Ю. Гадолин открыл иттрий, что положило начало химии редкоземельных элементов.
Крылатые слова Козёл отпущения
Козёл отпущения
Иносказательно-иронически так называют человека, на которого постоянно сваливают чужую вину: кому достаётся за чужие промахи, провинности, преступления. В древности евреи-кочевники приносили жертву
Химическая энциклопедия 1823
1823
Й. Берцелиус открыл кремний. И. Деберейнер открыл кремний. И. Деберейнер впервые записал уравнения реакций, используя символы химических элементов. Ю, Либих и Ф. Белер открыли явление изомерии.
БиоМозаика «Бабочка» на подоконнике
«Бабочка» на
Невероятно яркие и одновременно нежные цветы цикламена, похожие внешне на бабочку, способны дарить радость цветоводам круглый год, летом и зимой. В сезон весна - лето цветет европейский
Личность в истории Константин (274-337 гг.).
Константин
Римский император с 306 г. В деятельности Константина наибольшего внимания заслуживает его церковная политика. Эдикт императора Константина (313 г.) предоставил право всякому желающему