Временная перемена веры

Временная перемена веры

Перемена веры была делом не слишком удивительным для бродячих дружинников, оторвавшихся от родного племени и проводивших свою жизнь среди чужеземцев. Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на смутных прозрениях о воздействии на людское существование каких-то маломальских, неведомых сил. Представления об этих силах часто соотносились с реалиями родоплеменного быта, с особенностями конкретной местности, со специфическими занятиями её населения. Поэтому всякие серьёзные изменения в образе жизни племени или какой-то обособившейся его части ставили под сомнение те или иные элементы верований, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить представления о сверхъестественном, сверхчувственном мире после переселения в равнинную местность).

Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций, в I тысячелетии по Р.Х., создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований; усложнение общественной жизни исподволь готовило людей к восприятию различных религиозных воззрений. Неудивительно, что наибольшую восприимчивость к новым, выходящим за рамки традиционного язычества религия демонстрировала самая активная и подвижная часть общества - воины.

Насколько мы можем судить, дружинная среда отличалась достаточной веротерпимостью или, лучше сказать, равнодушием к вопросам веры. Так, хазарские правители, исповедовавшие иудаизм, принимали на свою службу и мусульман, и христиан, и язычников. Встречались христиане и среди скандинавских воителей, торговавших и грабивших по просторам Восточной Европы.

Сохранились свидетельства о крещении варяжского князя Бравалина в конце VIII в. этот князь, осаждавший и взявший расположенный в Крыму греческий город Сугдею (по-славянски - Сурож, ныне - Судак), предводительствовал отрядом воинов, которых византийские авторы причисляли к "народу рос". Нет достаточных оснований видеть в этом "народе" непосредственных и прямых предков тех восточных славян, которых через пару веков стали обозначать именем "русь". Сообщение о том, что варяг Бравалин стал христианином, интересно другим: оно показывает, что крещение принимали не только варвары, служившие византийскому императору и иным христианским государям, но и некоторые искатели военной удачи на свой страх и риск.

Принадлежность части варяжско-славянских дружинников к христианской Церкви долгое время не оказывала серьёзного воздействия на духовную и политическую жизнь обитателей Восточно-Европейской равнины. Даже если признать вызывающий некоторые сомнения факт крещения киевских правителей Аскольда и Дира, ходивших на Константинополь, вероятность, около 860 г., мы все же не сможем увидеть в этом факте что-то большее, чем свидетельство о личном (ещё не государственном) выборе веры. Тем не менее периодические контакты, соприкосновения наиболее деятельной и воинственной части восточнославянского общества с христианским миром, конечно же, способствовали постепенному знакомству всего этого общества с новой религией.

Приобщение суровых воителей-язычников к христианству вряд ли могло быть достаточно прочным и далеко не всегда было сопряжено с кардинальными переменами в мировоззрении новокрещённых. Такие изменения требовали вдумчивого переосмысления собственного духовного опыта, что доступно далеко не всем. Во многих случаях побуждение к крещению было чисто языческим: "чужой бог" оказывает сильнее привычного, племенного, о чём свидетельствовали военные успехи поклонявшихся этому божеству чужеземцев. Характерное для язычества многобожие преследовалось с трудом, а христианство рассматривалось как одна из многих религий - наряду с разнообразными племенными культами.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Временная перемена веры
Опубликовано:
Автор:
Читателей:1601

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 3]



 
Это интересно! СКРЕПКИ
СКРЕПКИ
Скрепки для бумаги изобрел в 1900 г. норвежец Йоханн Ваалер. Их конструкция, не изменившаяся до наших дней, представляет собой двойной плоский виток проволоки, скрепляющий несколько листов бумаги.
Словарь компьютерных терминов Агpегация (aggregation)
Агpегация
сеть, обеспечивающая коммуникации на большом расстоянии, например, в масштабах города или по всему миру. Локальная сеть может быть стать частью глобальной сети, если установлен канал связи с сетью
Из старых журналов Новая вакцина против дизентерии
Новая вакцина
Дизентерия по-прежнему остается серьезной проблемой для многих районов земного шара. Исследователи крупнейших лабораторий мира продолжают настойчивый поиск эффективных средств борьбы с этим
Линия времени 2800-1100 до н.э. Эгейская (крито-микенская) культура эпохи бронзы.
2800-1100 до
Крито-микенская цивилизация получила своё название от двух наиболее известных археологических культур этого периода – минойской (критской) и микенской. Минойская цивилизация возникает на рубеже
История вычислительной техники 1641
1641
Личность в истории Лайош Великий (1326-1382)
Лайош Великий
Король Венгрии с 1342 г. и король Польши с 1370 г. В качестве венгерского короля издал законы, запретившие отчуждение дворянских имений (однако при вымирании рода земли переходили в королевскую