Временная перемена веры

Временная перемена веры

Перемена веры была делом не слишком удивительным для бродячих дружинников, оторвавшихся от родного племени и проводивших свою жизнь среди чужеземцев. Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на смутных прозрениях о воздействии на людское существование каких-то маломальских, неведомых сил. Представления об этих силах часто соотносились с реалиями родоплеменного быта, с особенностями конкретной местности, со специфическими занятиями её населения. Поэтому всякие серьёзные изменения в образе жизни племени или какой-то обособившейся его части ставили под сомнение те или иные элементы верований, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить представления о сверхъестественном, сверхчувственном мире после переселения в равнинную местность).

Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций, в I тысячелетии по Р.Х., создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований; усложнение общественной жизни исподволь готовило людей к восприятию различных религиозных воззрений. Неудивительно, что наибольшую восприимчивость к новым, выходящим за рамки традиционного язычества религия демонстрировала самая активная и подвижная часть общества - воины.

Насколько мы можем судить, дружинная среда отличалась достаточной веротерпимостью или, лучше сказать, равнодушием к вопросам веры. Так, хазарские правители, исповедовавшие иудаизм, принимали на свою службу и мусульман, и христиан, и язычников. Встречались христиане и среди скандинавских воителей, торговавших и грабивших по просторам Восточной Европы.

Сохранились свидетельства о крещении варяжского князя Бравалина в конце VIII в. этот князь, осаждавший и взявший расположенный в Крыму греческий город Сугдею (по-славянски - Сурож, ныне - Судак), предводительствовал отрядом воинов, которых византийские авторы причисляли к "народу рос". Нет достаточных оснований видеть в этом "народе" непосредственных и прямых предков тех восточных славян, которых через пару веков стали обозначать именем "русь". Сообщение о том, что варяг Бравалин стал христианином, интересно другим: оно показывает, что крещение принимали не только варвары, служившие византийскому императору и иным христианским государям, но и некоторые искатели военной удачи на свой страх и риск.

Принадлежность части варяжско-славянских дружинников к христианской Церкви долгое время не оказывала серьёзного воздействия на духовную и политическую жизнь обитателей Восточно-Европейской равнины. Даже если признать вызывающий некоторые сомнения факт крещения киевских правителей Аскольда и Дира, ходивших на Константинополь, вероятность, около 860 г., мы все же не сможем увидеть в этом факте что-то большее, чем свидетельство о личном (ещё не государственном) выборе веры. Тем не менее периодические контакты, соприкосновения наиболее деятельной и воинственной части восточнославянского общества с христианским миром, конечно же, способствовали постепенному знакомству всего этого общества с новой религией.

Приобщение суровых воителей-язычников к христианству вряд ли могло быть достаточно прочным и далеко не всегда было сопряжено с кардинальными переменами в мировоззрении новокрещённых. Такие изменения требовали вдумчивого переосмысления собственного духовного опыта, что доступно далеко не всем. Во многих случаях побуждение к крещению было чисто языческим: "чужой бог" оказывает сильнее привычного, племенного, о чём свидетельствовали военные успехи поклонявшихся этому божеству чужеземцев. Характерное для язычества многобожие преследовалось с трудом, а христианство рассматривалось как одна из многих религий - наряду с разнообразными племенными культами.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Временная перемена веры
Опубликовано:
Автор:
Читателей:1396

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 3]



 
Хочу все знать Жизнь в умеренных зонах
Жизнь в
В умеренных зонах климат идеален для занятий сельским хозяйством, поскольку погода, как правило, не слишком жаркая и не слишком холодная и регулярно идут дожди. Огромные площади в этих краях заняты
Химическая энциклопедия 1778-1781
1778-1781
К. Шееле открыл молибден, вольфрам: получил глицерин [CH(OH)(OH2OH)2 - бесцветная вязкая жидкость, неограниченно растворимая в воде и поглощающая влагу из воздуха, трехатомный спирт. Входит в состав
Личность в истории Альфред Великий (849-901)
Альфред
Король Англии с 871 г. Боролся за независимость страны против нашествий датчан и норманнов. Возводил крепости, отстраивал разрушенные города и монастыри, покровительствовал земледелию,
Крылатые слова Мамаево побоище.
Мамаево
Иносказательно - ожесточённая драка, полный разгром. Выражение происходит от имени Мамая - одного из ханов Золотой Орды (XIV в.). Мамай отличался необыкновенной жестокостью и совершал опустошительные
Химическая энциклопедия 1811
1811
Б. Куртуа открыл йод [I2 - фиолетово-черные кристаллы с резким запахом, малорастворимые в воде, растворимые в органических растворителях. Легко возгоняются].
Словарь компьютерных терминов Хранение (holding, storage)
Хранение
ХРАНЕНИЕ данных (информации) (data holding). Процесс передачи информации во времени, связанный с обеспечением неизменности состояния материального носителя. ХРАНЕНИЕ до востребования (hold for