Временная перемена веры

Временная перемена веры

Перемена веры была делом не слишком удивительным для бродячих дружинников, оторвавшихся от родного племени и проводивших свою жизнь среди чужеземцев. Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на смутных прозрениях о воздействии на людское существование каких-то маломальских, неведомых сил. Представления об этих силах часто соотносились с реалиями родоплеменного быта, с особенностями конкретной местности, со специфическими занятиями её населения. Поэтому всякие серьёзные изменения в образе жизни племени или какой-то обособившейся его части ставили под сомнение те или иные элементы верований, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить представления о сверхъестественном, сверхчувственном мире после переселения в равнинную местность).

Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций, в I тысячелетии по Р.Х., создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований; усложнение общественной жизни исподволь готовило людей к восприятию различных религиозных воззрений. Неудивительно, что наибольшую восприимчивость к новым, выходящим за рамки традиционного язычества религия демонстрировала самая активная и подвижная часть общества - воины.

Насколько мы можем судить, дружинная среда отличалась достаточной веротерпимостью или, лучше сказать, равнодушием к вопросам веры. Так, хазарские правители, исповедовавшие иудаизм, принимали на свою службу и мусульман, и христиан, и язычников. Встречались христиане и среди скандинавских воителей, торговавших и грабивших по просторам Восточной Европы.

Сохранились свидетельства о крещении варяжского князя Бравалина в конце VIII в. этот князь, осаждавший и взявший расположенный в Крыму греческий город Сугдею (по-славянски - Сурож, ныне - Судак), предводительствовал отрядом воинов, которых византийские авторы причисляли к "народу рос". Нет достаточных оснований видеть в этом "народе" непосредственных и прямых предков тех восточных славян, которых через пару веков стали обозначать именем "русь". Сообщение о том, что варяг Бравалин стал христианином, интересно другим: оно показывает, что крещение принимали не только варвары, служившие византийскому императору и иным христианским государям, но и некоторые искатели военной удачи на свой страх и риск.

Принадлежность части варяжско-славянских дружинников к христианской Церкви долгое время не оказывала серьёзного воздействия на духовную и политическую жизнь обитателей Восточно-Европейской равнины. Даже если признать вызывающий некоторые сомнения факт крещения киевских правителей Аскольда и Дира, ходивших на Константинополь, вероятность, около 860 г., мы все же не сможем увидеть в этом факте что-то большее, чем свидетельство о личном (ещё не государственном) выборе веры. Тем не менее периодические контакты, соприкосновения наиболее деятельной и воинственной части восточнославянского общества с христианским миром, конечно же, способствовали постепенному знакомству всего этого общества с новой религией.

Приобщение суровых воителей-язычников к христианству вряд ли могло быть достаточно прочным и далеко не всегда было сопряжено с кардинальными переменами в мировоззрении новокрещённых. Такие изменения требовали вдумчивого переосмысления собственного духовного опыта, что доступно далеко не всем. Во многих случаях побуждение к крещению было чисто языческим: "чужой бог" оказывает сильнее привычного, племенного, о чём свидетельствовали военные успехи поклонявшихся этому божеству чужеземцев. Характерное для язычества многобожие преследовалось с трудом, а христианство рассматривалось как одна из многих религий - наряду с разнообразными племенными культами.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Временная перемена веры
Опубликовано:
Автор:
Читателей:1436

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 3]



 
Словарь компьютерных терминов Целостность (integrity)
Целостность
Состояние данных, когда они сохраняют свое информационное содержание и однозначность интерпретации в условиях случайных воздействий. Целостность данных считается сохраненной, если данные не искажены
БиоМозаика Футбольное поле в 3 прыжка
Футбольное
Самые сильные в мире прыгуны могут позавидовать кузнечику: высота его прыжка в 10, а длина в 20 раз больше его собственного роста. Если приложить это соотношение к человеку, то он свободно
Словарь компьютерных терминов Пакет (batch, package, packet)
Пакет (batch,
1. Последовательность битов, содержащая данные и сигналы управления, передаваемая и коммутируемая как одно целое. 2. Совокупность программ, выполняемых в пакетном режиме. 3. В языке Ада -
Личность в истории Дежнёв Семен Иванович (ок. 1605-1673)
Дежнёв Семен
Выдающийся российский мореход, землепроходец и первооткрыватель, сибирский казак. Родина его - Великий Устюг, откуда он ушёл искать счастья в Сибирь. Семён Дежнёв был рядовым казаком, служил
Это интересно! ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ
ИСКУССТВЕННОЕ
В 1929 г. американский инженер Филип Дринкер создал так называемый респиратор, или металлические легкие, помогающие людям с заболеваниями органов дыхания. Респиратор состоит из герметичной камеры, в
Химическая энциклопедия 1723
1723
Г. Шталь предложил теорию о флогистоне, как о материальном начале горючести.