Межплеменные объединения
В VIII - VII вв. до Р. Х. в степях Северного Причерноморья расселились скифы; восточнее обосновались другие кочевники - савроматы. Этими названиями, известными нам из трудов "отца истории" Геродота (V в. до Р. Х.) и других учёных греков, обозначали - весьма условно - разные группы ираноязычных племён, среди которых были и земледельческие ("скифы-пахари", которых Геродот помещает между Днепром и Днестром, возможно, были совокупностью разноязычных племён, в том числе и праславянских).
В конце I тысячелетия до Р. Х. в причерноморских степях усиливается роль сарматов; скифы, уже создавшие к тому времени своё государство, закрепляются в Крыму и в Северной Таврии, вблизи греческих колоний. Затем, уже в первые века нашей эры, через поволжские и причерноморские степи одна за другой проходят (задерживаясь там на десятилетия) многочисленные орды воинственных кочевников; некоторые из-за них вовлекают в своё движение и славян. Начинается эпоха великого переселения народов которую обычно датируют III- VII вв. по Р.Х.
Славяне, (с которыми принято идентифицировать упоминаемых в восточноримских венедов, иногда также и антов) совершали набеги на окраины Римской империи. Вероятно, в этих набегах чаще всего участвовали группы воинов - дружины, выделившиеся из среды сородичей и соплеменников и сделавшие войну основным источником своего существования. Во главе дружин обычно стояли военные предводители - князья. Некоторым славянским дружинам удавалось закрепиться в восточноримских (византийских) владениях; порой такие дружины поступали на службу к императорам, за что получали земельные угодья и казённое жалование. Видимо, именно таким путём произошло славянское заселение Балканского полуострова.
Некоторые историки, впрочем, полагают, что славяне (или, по крайней мере, праславяне) появились на Балканах задолго до Великого переселения народов и даже до римского завоевания. Такой точки зрения придерживался, например, В.О. Ключевский (1841-1911), считавший придунайские земли той местностью, откуда началось расселение славян по Европе. Источником такого мнения были древнейшие летописные своды, составители которых обычно предваряли собственно летописное (т.е. хронологически построенное) изложение событий повествованием о предыстории Киевского (Древнерусского) государства.
Возможно, сообщение "Повести временных лет" о переселении придунайских славян на север и северо-восток основано на реальных фактах. В этом случае речь идёт, скорее всего, о втором заселении территории славянскими племенами, в ходе которого придунайские (южные) славяне переместились в район Карпатских гор. Там сложился союз славянских племён (может быть, возглавлявшийся полулегендарным Бусом, предположительно в IV в.; по другой версии, этот союз возник двумя веками позднее, когда славяне воевали с аварами, или обрами). В VI-VII вв. усилилось движение славян из Прикарпатья на восток и северо-восток. Пришельцы расселялись на территории, где ещё ранее обитали другие славянские племена.
На перемещения славян влияли, естественно, передвижения других народов. Так, в III в. по Р. Х. в причерноморских степях сложился могущественный Готский племенной союз (германцы-готы пришли туда с востока, или с севера, с берегов Балтики). Возможно, некоторые славянские племена добровольно присоединились к этому союзу или были включены в него насильно. С середины IV в. в течение столетия в Северном Причерноморье доминировали гуны, в борьбе с которыми, вероятно, погиб упоминавшийся уже Бус. С VI в. в степной зоне усиливается активность тюркоязычных племён, к числу которых предположительно принадлежали авары (обры). Несомненно, что тюрками были сменившиеся авары в VII в. чёрные болгары (в последствии одна ветвь этого этноса дала своё имя славянскому народу на Балканах).
В середине VIII в. приднепровские славяне были вынуждены подчиниться хазарам, довольно прочно обосновавшимся в степях Прикаспия и Причерноморья. Подданными Хазарского государства были разноязыкие племена, отличавшиеся друг от друга по верованиям и занятиям. Господствовавшие группы населения Хазарского каганата исповедовали иудаизм (сам титул главы государства - кагана - еврейского происхождения); тем не менее, проживавшие в хазарских владениях христиане, мусульмане, язычники (в том числе и славяне) не подвергались каким-либо притеснениям. Разнообразие занятий поданных кагана способствовало бурному развитию торговли; скотоводы-кочевники обменивали плоды своего труда на продукцию оседлых землепашцев; столица государства Итиль (на Волге) другие города были крупными центрами торговли с Востоком.
Установив своё господство над низовьями Днепра, Дона и Волги, хазары обеспечили безопасность перемещения торговых караванов по этим рекам. Поэтому включение некоторых славянских племён в сферу влияния каганата сулило им не малые экономические выгоды. Не слишком обременительная дань и номинальное политическое подчинение хазарам были, вероятно, не очень большой платой за развитие сношений с византийской и арабской цивилизациями. Кроме того, данники хазарского кагана могли чувствовать себя достаточно спокойно под защитой весьма могущественного в VIII - IX вв. государства.
Конечно, отношения завоевателей-хазар и покорённых ими славян не были идиллическими. Впоследствии, когда у славян сложились собственные формы государственности, подчинение каганату стало ощущаться более болезненно. Борьба с хазарами в Х в. воспринималась как важная задача княжеской власти; но это происходило уже в совсем иных исторических условиях.
Во всяком случае, следует признать огромное значение приобретённого приднепровскими славянами опыта политического взаимодействия, создавшими своё государство на столетие раньше, чем жители восточноевропейских лесов и лесостепей. Само становление форм славянской (древнерусской) государственности происходило под сильным воздействием хазарских образцов. Отнюдь не случайно древнерусские правители долгое время пользовались даже титулом "каган", хотя и не исповедовали иудейской веры.
Статья: Межплеменные объединения
Опубликовано:27/07/2001
Автор:ВШБ
Читателей:2662