Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород

Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород
      В год 6979 (1471) впал князь великий Иван Васильевич во гнев на Великий Новгород, начал войско свое собирать и стал посылать на новгородские земли. И взяли сначала Старую Руссу и святые церкви пожгли, и всю Старую Руссу выжгли, и пошли на Шелонь, воюя; псковичи же князю помогали и много зла новгородским землям нанесли.


      И новгородцы вышли навстречу им на Шелонь, а к Старой Руссе послали новгородцы рекою войско и в пешем строю бились долго и побили много москвичей; но и пешего войска новгородцев полегло много, а иные разбежались, а других москвичи схватили; а конное войско не подошло к пешему войску на помощь вовремя, потому что отряды архиепископа не желали сразиться с княжеским войском, говоря: «Владыка нам не велел на великого князя руки поднять, послал нас владыка против псковичей». И стали новгородцы кричать знатным людям, которые прибыли с войском к Шелони: «Сразимся сейчас», но каждый говорил: «Я человек небольшой, подрастратился конем и оружием».


      Москвичи же до понедельника отложили бой, ибо было воскресенье.


      И начали они биться, и погнали новгородцы москвичей за Шелонь-реку, но ударил на новгородцев засадный татарский полк, и погибло новгородцев много, а иные побежали, а других похватали, а прочих в плен увели и много зла причинили; и все то случилось до приезда великого князя. И отправили новгородцы посла в Литву, чтобы король выступил в бой за Новгород. И посол ездил окольным путем к немцам, к князю немецкому, к магистру, и возвратился в Новгород, говоря: «Магистр не позволит пройти через землю свою в Литву».


      И немного спустя пришел князь великий Иван Васильевич со всеми силами на Руссу, и больше того зла причинили. И поднялась в Новгороде смута великая, и смятенье большое, и многие слухи враждебные, и стали дежурить на стенах города и в каменных башнях по очереди денно и нощно. И разделились жители: иные желали за князя, а иные за короля за литовского. И узнав то, князь великий страшно разгневался и казнил четырех бояр: посадника новгородского Дмитрия Исааковича, Василия Ивановича, Киприана Сергеевича, Иеремию, архиепископского чашника, — пленным говоря: «Вы королю предаться хотели»; а иных с собой повел в Москву.


      И спалили новгородцы все посады вокруг Новгорода, а в Зверинце церковь новая святого Симеона погорела, и Антониев монастырь, и Полянка вся, и Юрьев монастырь, и Городище все, и Рождественский монастырь с церковью сгорел. И многие беды обрушились на новгородцев: и хлеб вздорожал, и не было ржи в продаже в то время, ни ржаного хлеба, только пшеничный, да и того скудно. И поднялся на знатных людей ропот, будто те привели великого князя на Новгород, за то бог-сердцеведец им судья, зачинающим рать и обижающим нас.


      В то же время князь великий Иван Васильевич послал войско свое за Волок, и князь Василий Васильевич и воевода заволоцкий Василий Никифорович вышли навстречу со своим войском и с жителями Заволочья и Печеры. И сошлись они в ратном бою, и пало многое множество с обеих сторон, а двиняне не пошли за князем за Василием Васильевичем и за воеводой за Василием за Никифоровичем, и ополченье выбилось из сил, и заволоцких порубили, и двинян порубили тоже. А князя Василия Васильевича и воеводу Василия Никифоровича бог сохранил, и прибыли в Новгород с небольшой дружиной, а князь великий хотел пойти на Новгород.


      И поехал избранный на владычество архиепископ Феофил с посадниками новгородскими и с житьими людьми на Коростынь и заключил мир с князем великим; и дали князю великому Ивану Васильевичу новгородцы пятнадцать с половиною тысяч рублей, и целовали новгородцы крест князю великому в том, что королю новгородцам не предаваться и князей из Литвы не принимать; а все то случилось божьим попущением за наши грехи.


      А изменника Упадыша новгородцы казнили, потому что изменил Новгороду и хотел зла Великому Новгороду со своими единомышленниками: пять пушек железом забил, за что, награду приняв от искусителя-беса, в напасть впал и в заблуждение пагубное, света лишаясь, как Павел сказал: «Желающие обогатиться впадают во зло». Как не вострепетал, замышляя зло на Великий Новгород, ты, исполненный коварства? Ради мзды предаешь врагам Новгород, о Упадыш, сладкой жизни вкусив в Великом Новгороде! О, столько добра не вспомнив, немногого умом достиг ты! О беда, сказать, и беззаконная власть тогда обрела коварное зломыслие и обман нечестивый, не ранами поразить кого-то, но всех в городе погубить и сонму лукавых предать, с которыми тогда сражались. И злочестивому злосчастная гибель. Лучше бы тебе, Упадыш, не бывать в утробе материнской, и не был бы ты назван предателем Новгорода. Но не смог ни достичь свершения своих желаний, ни благословения не захотел, но предпочел проклятье и получил его; а христианская вера не гибнет, как погибли обманы те непотребные и безуспешное злодейство; бог по милосердию щедрот своих человеколюбивое долготерпение и незлобивое око от нас не отвратит,— и не оставит благой бог наш, не предаст нас в сети их и в помышление нечестивых. Проклятия устрашась, братья, плоды покаяния принесем.


      Ты же, милостивый Спас, простри руку свою невидимую, отведи нас от всякого зла и будь нам мирным помощником в день печали нашей, когда вострепещет душа наша, видя враждебные силы. Ты же, милостивый господь, пошли нам от вышнего честного престола твоего помощь и оружие непобедимое, святой крест, молитвами святой богородицы и всех святых. Христос начало спасению, конец заблужденьям.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород
Опубликовано:
Автор:
Читателей:721

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 1]



 
Хочу все знать Вода на суше
Вода на суше
Вода может находиться в жидком, твердом (лед) или газообразном (водяной пар) состоянии. Поскольку вода может изменять свое состояние, то она постоянно движется; из моря в воздух и на сушу и снова в
Линия времени 4000 до н.э. Приход шумеров в Нижнее Двуречье.
4000 до н.э.
Во второй половине IV тыс. до н. э. в Южную Месопотамию приходят шумеры, заложившие основы цивилизации в Двуречье. Они постепенно вытесняют местное население – представителей культуры Убайд. Убайдцы
Словарь компьютерных терминов Завершитель (trailer)
Завершитель
ЗАВЕРШИТЕЛЬ пакета (batch trailer) Последний элемент пакета, указывающий на его окончание. ЗАВЕРШИТЕЛЬ сообщения (message trailer). Часть сообщения, указывающая на его окончание и содержащая
Личность в истории Аббас I Великий (1557-1628)
Аббас I
Персидский шах с 1586 г. Добился расширения своих владений от Тигра до Инда. Преобразовал армию, Вёл успешные войны с турками и узбеками, отвоевав ранее потерянные территории. Сооружал дороги и
Словарь компьютерных терминов Автовызов (automatic calling)
Автовызов
1. Вызов требуемого объекта выполняемой программы по его символическому имени. 2. В вычислительных сетях - вызов, при котором элементы сигнала вызова последовательно вводятся в сеть передачи данных
Из старых журналов Берестяная грамота из древнего Мстиславля
Берестяная
Берестяные грамоты — особый вид исторических источников, относящихся к XI—XV векам. Они содержат ценные сведения об
истории русского средневековья.