Погребальные обряды

Погребальные обряды

Благодаря монументам и произведениям искусства, большинство из которых связаны с погребальными обрядами, мы можем составить представление о множестве верований, унаследованных от более ранних периодов; которые впервые стали понятнее благодаря имеющимся текстам.

Несмотря на зашифрованность этих текстов, можно допустить, что уже в Древнем царстве выделяли трудноуловимые компоненты человеческого существования: ‘ах’ - понятие о свете, который открывал путь к звездам; ‘ка’ - жизненная сила, которая должна постоянно поддерживаться; ‘ба’ - нематериальное понятие, выражающее мощь его владельца; наконец, имя, которое через магию слова было способно дать человеку новую жизнь. Имеются многочисленные свидетельства практики мумификации начиная с этого периода, например, мумия фараона Меренра, хранящаяся в Каирском музее, и мумия куртизанки Нефер, все еще находящаяся в ее погребальной камере в Саккаре.

Канопы, обнаруженные в гробнице Хетеферас, свидетельствуют о практике удаления внутренностей бальзамируемого покойника, которые затем помещали в специальные хранилища. В растворе натронных солей, следы которого были обнаружены на месте при раскопках, в классический период труп выдерживали приблизительно десять дней. После этого жрецы и специалисты по бальзамированию совершали обряд, произнося заклинания над телом, и приступали к бальзамированию. Вымытое, очищенное, обработанное маслами и умащенное благовониями тело заворачивали в непроницаемые для воздуха и ароматизированные ткани, закрепленные льняными повязками и пластинами, и украшали драгоценностями и амулетами. Предметы, использованные во время церемонии «открытия рта», помещали в небольшие емкости и переносили в захоронение, в напоминание важности этого ритуала, который магическим образом возвращал умершему способность чувствовать. Имеется несколько редких сцен в мастабах, изображающих некоторые части погребальной церемонии, такие, как остановка процессии в палатке для «очищения», перевозка покойного на лодке в сопровождении официальных плакальщиков, ритуальные танцы и т.п.

Более сложные обряды похорон фараона описаны в «Текстах Пирамид». После этих церемоний мумия, защищенная тяжелым каменным саркофагом, часто украшенным ступенчатым рисунком, окружалась необходимыми предметами (подголовником, зеркалом, бритвой, палеткой писца, кувшинами с пищей и мазями и, в идеальных случаях, кроватью и креслами) и помещалась на дно вертикальной шахты или в замурованную камеру. В храмах, окружавших пирамиды, или в часовнях над мастабами душа умершего могла вдыхать благовония и радоваться подношениям, регулярно доставлявшимся живыми. Для этой цели служили статуи, «замещающие» тела. Их ставили в замурованные камеры (сердабы) или в часовни, где совершались церемонные культовые обряды захоронения. Наследники и жрецы приходили через равные промежутки времени, чтобы рассеять колдовство и оставить подношения, важные для жизни после смерти, которые записывались в специальном списке: хлеб, пиво, вино, мясо, фрукты зеленая и черная косметика, мази, ткани и т д. Часовней, связывавшей царство мертвых и живых, могла быть простая ниша в стеле или небольшая комната. Для фараонов такой комнатой служила внутренняя камера храма, наиболее близкая к пирамиде. Везде главным элементом была стела, часто высеченная из камня в форме двери или ворот. Она символизировала переход между мирами живых и мертвых, а изображенные на ней сцены и тексты благодаря их магической силе гарантировали постоянное возобновление подношений, необходимых для существования умерших в загробной жизни.

Однако только возведения гробницы было недостаточно, нужно было также организовать погребальный обряд. Как часто следует накрывать стол умершего? Какими должны быть заклинания, необходимые для жизни после смерти? Уже во время IV династии египтяне имели ответы на эти фундаментальные вопросы. Надписи показывают, что захоронения могли снабжаться из многих различных источников: их составляли «подношения, сделанные фараоном», т.е. подношения из собственности царя или от царских культовых учреждений; пожертвование земли; «замки ‘ка’», пожалованные фараоном, с территорий которых поставлялись товары к столу подношений; «возврат» подношений, первоначально сделанных храмам или захоронениям и которые в соответствии с контрактом могли перераспределяться для других целей. Погребальный фонд, предназначенный для культа умершего, часто составлялся из собственности разного типа - земель или деревень вместе с жившими там людьми и их домашними животными.

Управляющие фонда, земледельцы, ремесленники и жрецы заботились об обслуживании умершего в течение грядущих столетий. Его изображение, естественно, было увековечено на стенах захоронения.

В настоящее время мало известно о том, как люди Древнего царства представляли себе жизнь после смерти. «Тексты пирамид» являются компиляцией еще более древних писаний, предназначенных для обеспечения наилучшей загробной жизни фараона. В бесчисленных стихах «Текстов Пирамид» описывается самый старый ритуал похорон, известный человечеству. В своих поисках вечности фараон стремился соединиться с великими космическими галактиками и живущими среди них богами. Фараон становился, в свою очередь, негаснущей звездой или созвездием, как Орион или Сириус, или Солнцем, как сын бога Ра. Чтобы достичь небес и занять место среди богов, фараон использует неожиданный способ: превращается в крылатого скарабея или в дым ароматических курений, либо совершает восхождение на гигантскую лестницу. Он призывает на помощь силы богов для преодоления многих препятствий на этом пути и не боится угрожать им, если они откажут ему в помощи. Чтобы сохранить целостность тела, он помещает каждую его часть под защиту бога. Он принадлежит сонму богов также на основании его идентификации с богом Осирисом, покровителем и судьей мертвых.



Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Погребальные обряды
Опубликовано:
Автор:
Читателей:3015

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 4]



 
Химическая энциклопедия 1863
1863
Ф. Райх и Т. Рихтер открыли спектроскопическим методом индий. А. М. Бутлеров объяснил явление изометрии на основе теории химического строения органических веществ.
Линия времени 800-600 до н.э.
800-600 до н.э.
Формирование полисов - греческих городов-Государств с различной формой организации (аристократия, олигархия, тирания, демократия). Среди них: Спарта, Афины, Коринф, Аргос, Эфес, города на острове
Крылатые слова Яблоко Ньютона
Яблоко Ньютона
По приданию, величайший английский физик Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, управляющий движением светил, под влиянием случайного наблюдения. Он увидел, как спелое яблоко упало на землю,
Химическая энциклопедия 1556
1556
В сочинении Георгиуса Агриколы "12 книг о металлах" обобществлены сведения о рудах, минералах и металлах; детально описаны металлургические процессы и тонкости горнорудного дела; приведена
Личность в истории Иван IV Грозный (1530-1584)
Иван IV
Великий князь московский и всея Руси (с 1533), первый русский царь (с 1547 г.). В середине XVI в. при активном участии царя была проведена земская реформа, отменены кормления, принято Уложение
Это интересно! ЛИФТ
ЛИФТ
О подъёмных пассажирских машинах было известно в Египте VI в. н. э. (летописи Синайского монастыря) и даже в Древнем Риме I в. до н.э. Знаменитый древнеримский Колизей имел 12 лифтов, на которых