Медвежья комедия

Нравится Медвежья комедия Представление с дрессированным медведем было одно из самых старинных и любимейших народных развлечений. Ни один крупный праздник, ни одна ярмарка вплоть до начала 20 века не обходились без медвежьего представления.

Самыми первыми медвежьими поводырями были, скорее всего, бродячие скоморохи. Северное Поволжье и земли великого Новгорода (при Иване Грозном) были хранителями традиции медвежьего промысла. Именно на этих территориях был наиболее развит культ медведя как «хозяина леса». К выученному медведю относились с почтением, ведь еще в дохристианскую эпоху славяне считали медведя магическим животным, своим прародителем и верили в его прямую связь с плодородием, здоровьем, благополучием. Да и сами медвежьи поводыри слыли чародеями, «знающими» людьми, их охотно пускали на ночлег и хорошо угощали.

Ученые медведи повсеместно имели шутливо-почтительные клички: Михайло Потапыч, Матрена Ивановна, господин Топтыгин и др. эти прозвища ничто иное, как отголосок древнего охотничьего запрета на произношение вслух настоящего имени зверя. Кроме того, медвежьи «ходебщики» на самом деле привязывались к своему спутнику, который порой был единственным кормильцем и другом.

Из грозного лесного хищника медведь превратился в объект потехи неслучайно: эти животные густо населяли русские леса, будучи почти соседями деревенских жителей, они легче остальных диких зверей поддаются дрессировке, а внешнее сходство стоящего на задних лапах медведя с человеком (древние люди видели в этом сходстве доказательство своего с ним родства) дает хорошую пищу для постановки различных смешных сюжетов.

Взрослый выдрессированный медведь в 19 веке стоил около ста рублей, их покупали богатые медведчики. Выучить животное было дело непростым. В Белоруссии до середины 19 века существовал целый медвежий центр, где дрессировали этих хищных животных. Ходить на задних лапах, например, медвежат заставляли там путем нагревания пола их клетки - при этом на задние лапы им были надеты лапти, и звери вынужденно вставали на них, так как передние лапы оставались незащищенными. Когда становилось совсем горячо, медвежата начинали переступать с лапы на лапу под бубен дрессировщика. Такого рода обучение длилось около двух месяцев. Затем медведям в целях безопасности подпиливали когти и зубы, а через нос продевали кольцо с цепочкой, с помощью которого было легче управлять зверем.

Выученные медведи зачастую вместе со своими хозяевами-поводырями давали представления не только на родине, но и путешествовали по Европе. При этом публикой ценились не только трюки и качество их исполнения, но и веселые приговорки медведчика, сопровождавшие действия животного. Смеялись на неожиданными комментариями медвежьих выходок, над смелым сопоставлением их с поведением людей. Медведи умели показывать как «как красные девицы прихорашиваются»; как «бабы на барщину ходят»; как «малые дети лазят горох воровать»; «как бабушка Ерофеевна блины печь собралась, блинов не напекла, только сослепу руки сожгла, да от дров угорела» и многое-многое другое. Давать представление медвежьему вожаку иногда помогал мальчик, ряженый в козу, он же собирал с народа деньги после представления (впрочем, иногда это делал сам мишка, водрузив на голову шляпу хозяина). При этом от медведя не требовалось четких движений и мастерства, а напротив, чем более неуклюже он исполнял то, что от него требовал хозяин, тем более был комический, пародийный эффект от представления, поэтому очень важным являлось словесное сопровождение действий животного, и успех во многом зависел от бойкости на язык и чувства юмора медвежьего поводыря. Заканчивалась медвежья потеха обычно комической борьбой поводыря с медведем, которая все же представляла определенную степень риска для человека.

Таким образом, в 19 веке медвежья комедия пользовалась большим успехом, хотя корни этого народного развлечения гораздо глубже (хотя его первое подробное описание появилось лишь в 18 веке). Чаще всего с медведями выступали по деревням и на окраинах больших городов, среди спонтанно собравшейся толпы и почти никогда ученые медведи не были частью заранее отрепетированной городской программы. Помимо собственно медвежьей комедии, то есть вполне безобидного зрелища, до 19 века существовали также медвежья травля и медвежий бой (единоборство человека с медведем), которые были весьма популярны при царском дворе. К 19 веку медвежья комедия сохранила эти элементы лишь в виде комического варианта серьезного зрелища, пародируя его.

Вообще коза и медведь являются в русской народной традиции символами плодородия и благополучия, поэтому во время ряженья крестьяне часто перевоплощались в этих животных, а ряженая пара медведь-поводырь была одной из самых часто встречаемых. При этом исторически ряженье в медведя предшествует игре с реальным животным. Там, где был развит культ медведя, его роль исполнял шаман, а не живой зверь. Участие медведя в народной потехе, его дрессировка произошли потому, что зрелищное, игровое начало обряда со временем заслонило собой его исконную, магическую составляющую.

К 1930-м годам время медвежьей комедии закончилось, с этих пор дрессированных медведей можно увидеть лишь в цирке.

(Статья подготовлена по материалам: А. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец 18- начало 20 века»)


Опубликовано:27/07/2001
Автор:ВШБ
Читателей:2174
Медвежья комедия
Медвежья комедия
Медвежья комедия

Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 16]



Новости науки Яркие достижения российских ученых
Яркие достижения российских ученых
8 февраля в городе Москве объявили имена лауреатов президентской премии в области науки и инноваций. Она была учреждена Министерством образования и вручается наиболее активным
Новости науки В Сибири вывели фиолетовую пшеницу
В Сибири вывели фиолетовую пшеницу
Ученые Института генетики и цитологии СО РАН вывели пшеницу фиолетового цвета. Главная особенность самой культуры – устойчивость к неблагоприятным природным условиям. Помимо этого,
Новости науки Создание персонажа для видеорекламы: этапы разработки
Создание персонажа для видеорекламы: этапы разработки
Персонаж для видеорекламы — это любой образ, который передаёт не столько характеристики личности, сколько является завуалированной формой передачи рекламной концепции. В этом заключается основное отличие персонажа из рекламной продукции от литературного или лирического героя. Даже самый малый художественный формат
Новости науки Ученые рассчитывают победить рак с помощью четырех открытий
Ученые рассчитывают победить рак с помощью четырех открытий
4 февраля - во всем мире это День борьбы против онкологических заболеваний. Методы диагностики и лечения самые передовые, которые открывают перспективу справиться с болезнью века,
Новости науки Физики из МГУ вырастили органические полупроводниковые
Физики из МГУ вырастили органические полупроводниковые
Органические полупроводниковые кристаллы, имеющие высокую светоизлучательную способность, вырастили на физическом факультете МГУ. Использовать можно новые материалы для создания
Новости науки Что такое шоурум и почему вам стоит обратить на него внимание
Что такое шоурум и почему вам стоит обратить на него внимание
Бытует мнение, что мужчины более небрежны по отношению одежды, следовательно, и собственного внешнего вида также, однако это не совсем верно. Успешные деловые люди обязательно должны выглядеть всегда ухоженными, стильным и привлекательными, иначе с ними попросту никто не будет иметь дела. Стильная мужская одежда, которую
Из старых журналов Нефтяные резервы земли
Нефтяные резервы земли
В топливном балансе Советского Союза нефть и газ занимают ведущее место. За последние четверть
Биологический Актуализм, актуалистический метод
Актуализм, актуалистический
Актуализм (актуалистический метод) - сравнительно-исторический метод исследования в естествознании,
Химическая 1735
1735
В 1735 году шведский химик Георг Брандт установил, что в «злом» минерале содержатся мышьяк и неизвестный
Биологический Обмен веществ (метаболизм)
Обмен веществ (метаболизм)
Клетка - основная единица жизнедеятельности организма. На клеточном уровне в организме происходят
Крылатые слова Я мыслю, следовательно, существую
Я мыслю, следовательно,
Афоризм из сочинения выдающегося французского философа и естествоиспытателя Рене Декарта (1596-1650) "Начало
Линия времени 1813-1781 до н.э. Правление ассирийского царя Шамши-Адада II.
1813-1781 до н.э. Правление
Изначально Шамши-Адад I правил в городе Шубат-Эллиль, а власть в Ашшуре захватил лишь через несколько лет
Химическая 1798
1798
Т. Е. Ловиц ввел понятие о перенасыщенном растворе.
Личность в истории Нил Сорский (1433 - 1508)
Нил Сорский (1433 - 1508)
Нил Сорский (в миру - Николай Майков), предположительно выходец из дворянского рода Майковых. Еще в юности
Это интересно! ГАЗОВЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ
ГАЗОВЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ
В старину газовые светильники представляли собой простые трубки с отверстиями. Газ, горевший в них, давал