Медвежья комедия
Представление с дрессированным медведем было одно из самых старинных и любимейших народных развлечений. Ни один крупный праздник, ни одна ярмарка вплоть до начала 20 века не обходились без медвежьего представления.Самыми первыми медвежьими поводырями были, скорее всего, бродячие скоморохи. Северное Поволжье и земли великого Новгорода (при Иване Грозном) были хранителями традиции медвежьего промысла. Именно на этих территориях был наиболее развит культ медведя как «хозяина леса». К выученному медведю относились с почтением, ведь еще в дохристианскую эпоху славяне считали медведя магическим животным, своим прародителем и верили в его прямую связь с плодородием, здоровьем, благополучием. Да и сами медвежьи поводыри слыли чародеями, «знающими» людьми, их охотно пускали на ночлег и хорошо угощали.
Ученые медведи повсеместно имели шутливо-почтительные клички: Михайло Потапыч, Матрена Ивановна, господин Топтыгин и др. эти прозвища ничто иное, как отголосок древнего охотничьего запрета на произношение вслух настоящего имени зверя. Кроме того, медвежьи «ходебщики» на самом деле привязывались к своему спутнику, который порой был единственным кормильцем и другом.
Из грозного лесного хищника медведь превратился в объект потехи неслучайно: эти животные густо населяли русские леса, будучи почти соседями деревенских жителей, они легче остальных диких зверей поддаются дрессировке, а внешнее сходство стоящего на задних лапах медведя с человеком (древние люди видели в этом сходстве доказательство своего с ним родства) дает хорошую пищу для постановки различных смешных сюжетов.
Взрослый выдрессированный медведь в 19 веке стоил около ста рублей, их покупали богатые медведчики. Выучить животное было дело непростым. В Белоруссии до середины 19 века существовал целый медвежий центр, где дрессировали этих хищных животных. Ходить на задних лапах, например, медвежат заставляли там путем нагревания пола их клетки - при этом на задние лапы им были надеты лапти, и звери вынужденно вставали на них, так как передние лапы оставались незащищенными. Когда становилось совсем горячо, медвежата начинали переступать с лапы на лапу под бубен дрессировщика. Такого рода обучение длилось около двух месяцев. Затем медведям в целях безопасности подпиливали когти и зубы, а через нос продевали кольцо с цепочкой, с помощью которого было легче управлять зверем.
Выученные медведи зачастую вместе со своими хозяевами-поводырями давали представления не только на родине, но и путешествовали по Европе. При этом публикой ценились не только трюки и качество их исполнения, но и веселые приговорки медведчика, сопровождавшие действия животного. Смеялись на неожиданными комментариями медвежьих выходок, над смелым сопоставлением их с поведением людей. Медведи умели показывать как «как красные девицы прихорашиваются»; как «бабы на барщину ходят»; как «малые дети лазят горох воровать»; «как бабушка Ерофеевна блины печь собралась, блинов не напекла, только сослепу руки сожгла, да от дров угорела» и многое-многое другое. Давать представление медвежьему вожаку иногда помогал мальчик, ряженый в козу, он же собирал с народа деньги после представления (впрочем, иногда это делал сам мишка, водрузив на голову шляпу хозяина). При этом от медведя не требовалось четких движений и мастерства, а напротив, чем более неуклюже он исполнял то, что от него требовал хозяин, тем более был комический, пародийный эффект от представления, поэтому очень важным являлось словесное сопровождение действий животного, и успех во многом зависел от бойкости на язык и чувства юмора медвежьего поводыря. Заканчивалась медвежья потеха обычно комической борьбой поводыря с медведем, которая все же представляла определенную степень риска для человека.
Таким образом, в 19 веке медвежья комедия пользовалась большим успехом, хотя корни этого народного развлечения гораздо глубже (хотя его первое подробное описание появилось лишь в 18 веке). Чаще всего с медведями выступали по деревням и на окраинах больших городов, среди спонтанно собравшейся толпы и почти никогда ученые медведи не были частью заранее отрепетированной городской программы. Помимо собственно медвежьей комедии, то есть вполне безобидного зрелища, до 19 века существовали также медвежья травля и медвежий бой (единоборство человека с медведем), которые были весьма популярны при царском дворе. К 19 веку медвежья комедия сохранила эти элементы лишь в виде комического варианта серьезного зрелища, пародируя его.
Вообще коза и медведь являются в русской народной традиции символами плодородия и благополучия, поэтому во время ряженья крестьяне часто перевоплощались в этих животных, а ряженая пара медведь-поводырь была одной из самых часто встречаемых. При этом исторически ряженье в медведя предшествует игре с реальным животным. Там, где был развит культ медведя, его роль исполнял шаман, а не живой зверь. Участие медведя в народной потехе, его дрессировка произошли потому, что зрелищное, игровое начало обряда со временем заслонило собой его исконную, магическую составляющую.
К 1930-м годам время медвежьей комедии закончилось, с этих пор дрессированных медведей можно увидеть лишь в цирке.
(Статья подготовлена по материалам: А. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец 18- начало 20 века»)
Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Медвежья комедия
Опубликовано:27/07/2001
Автор:ВШБ
Читателей:6708
Статья: Медвежья комедия
Опубликовано:27/07/2001
Автор:ВШБ
Читателей:6708