Медвежья комедия

Медвежья комедия Представление с дрессированным медведем было одно из самых старинных и любимейших народных развлечений. Ни один крупный праздник, ни одна ярмарка вплоть до начала 20 века не обходились без медвежьего представления.

Самыми первыми медвежьими поводырями были, скорее всего, бродячие скоморохи. Северное Поволжье и земли великого Новгорода (при Иване Грозном) были хранителями традиции медвежьего промысла. Именно на этих территориях был наиболее развит культ медведя как «хозяина леса». К выученному медведю относились с почтением, ведь еще в дохристианскую эпоху славяне считали медведя магическим животным, своим прародителем и верили в его прямую связь с плодородием, здоровьем, благополучием. Да и сами медвежьи поводыри слыли чародеями, «знающими» людьми, их охотно пускали на ночлег и хорошо угощали.

Ученые медведи повсеместно имели шутливо-почтительные клички: Михайло Потапыч, Матрена Ивановна, господин Топтыгин и др. эти прозвища ничто иное, как отголосок древнего охотничьего запрета на произношение вслух настоящего имени зверя. Кроме того, медвежьи «ходебщики» на самом деле привязывались к своему спутнику, который порой был единственным кормильцем и другом.

Медвежья комедия
Из грозного лесного хищника медведь превратился в объект потехи неслучайно: эти животные густо населяли русские леса, будучи почти соседями деревенских жителей, они легче остальных диких зверей поддаются дрессировке, а внешнее сходство стоящего на задних лапах медведя с человеком (древние люди видели в этом сходстве доказательство своего с ним родства) дает хорошую пищу для постановки различных смешных сюжетов.

Взрослый выдрессированный медведь в 19 веке стоил около ста рублей, их покупали богатые медведчики. Выучить животное было дело непростым. В Белоруссии до середины 19 века существовал целый медвежий центр, где дрессировали этих хищных животных. Ходить на задних лапах, например, медвежат заставляли там путем нагревания пола их клетки - при этом на задние лапы им были надеты лапти, и звери вынужденно вставали на них, так как передние лапы оставались незащищенными. Когда становилось совсем горячо, медвежата начинали переступать с лапы на лапу под бубен дрессировщика. Такого рода обучение длилось около двух месяцев. Затем медведям в целях безопасности подпиливали когти и зубы, а через нос продевали кольцо с цепочкой, с помощью которого было легче управлять зверем.

Медвежья комедия
Выученные медведи зачастую вместе со своими хозяевами-поводырями давали представления не только на родине, но и путешествовали по Европе. При этом публикой ценились не только трюки и качество их исполнения, но и веселые приговорки медведчика, сопровождавшие действия животного. Смеялись на неожиданными комментариями медвежьих выходок, над смелым сопоставлением их с поведением людей. Медведи умели показывать как «как красные девицы прихорашиваются»; как «бабы на барщину ходят»; как «малые дети лазят горох воровать»; «как бабушка Ерофеевна блины печь собралась, блинов не напекла, только сослепу руки сожгла, да от дров угорела» и многое-многое другое. Давать представление медвежьему вожаку иногда помогал мальчик, ряженый в козу, он же собирал с народа деньги после представления (впрочем, иногда это делал сам мишка, водрузив на голову шляпу хозяина). При этом от медведя не требовалось четких движений и мастерства, а напротив, чем более неуклюже он исполнял то, что от него требовал хозяин, тем более был комический, пародийный эффект от представления, поэтому очень важным являлось словесное сопровождение действий животного, и успех во многом зависел от бойкости на язык и чувства юмора медвежьего поводыря. Заканчивалась медвежья потеха обычно комической борьбой поводыря с медведем, которая все же представляла определенную степень риска для человека.

Таким образом, в 19 веке медвежья комедия пользовалась большим успехом, хотя корни этого народного развлечения гораздо глубже (хотя его первое подробное описание появилось лишь в 18 веке). Чаще всего с медведями выступали по деревням и на окраинах больших городов, среди спонтанно собравшейся толпы и почти никогда ученые медведи не были частью заранее отрепетированной городской программы. Помимо собственно медвежьей комедии, то есть вполне безобидного зрелища, до 19 века существовали также медвежья травля и медвежий бой (единоборство человека с медведем), которые были весьма популярны при царском дворе. К 19 веку медвежья комедия сохранила эти элементы лишь в виде комического варианта серьезного зрелища, пародируя его.

Медвежья комедия
Вообще коза и медведь являются в русской народной традиции символами плодородия и благополучия, поэтому во время ряженья крестьяне часто перевоплощались в этих животных, а ряженая пара медведь-поводырь была одной из самых часто встречаемых. При этом исторически ряженье в медведя предшествует игре с реальным животным. Там, где был развит культ медведя, его роль исполнял шаман, а не живой зверь. Участие медведя в народной потехе, его дрессировка произошли потому, что зрелищное, игровое начало обряда со временем заслонило собой его исконную, магическую составляющую.

К 1930-м годам время медвежьей комедии закончилось, с этих пор дрессированных медведей можно увидеть лишь в цирке.

(Статья подготовлена по материалам: А. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец 18- начало 20 века»)

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Медвежья комедия
Опубликовано:
Автор:
Читателей:7031

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 139]



 
Линия времени 1030 до н.э. Создание Израильско-Иудейского царства.
1030 до н.э.
Саул, основатель Израильско-Иудейского царства, в первые два года своего царствования собирает хорошее постоянное войско. Начальником войск был сам царь, некоторыми отрядами руководил его сын
Химическая энциклопедия 1905
1905
А. Вернер предложил современный вариант (длиннопериодный) Периодической системы элементов.
Химическая энциклопедия 1817
1817
Ф. Штроймер открыл кадмий. Юхан Арфведсон открыл литий. (Г. Дэви в 1818 получил металлический литий.) Й. Берцелиус открыл селен; предложил ввести существующую и поныне систему символов и обозначений
Это интересно! МАГНИТОФОННАЯ ЛЕНТА
МАГНИТОФОННАЯ
Предшественник современных магнитофонов - телеграфон конструкции датчанина Вальдемара Поульсена (1869-1942). В 1898 г. Поульсен создал устройство, преобразующее звуковые волны в магнитные импульсы,
Словарь компьютерных терминов Макроассемблер (macro assembler)
Макроассемблер
Транслятор с языка ассемблера, включающий средства определения и использования макрокоманд; макропроцессор, базовым языком которого является ассемблер.
Химическая энциклопедия 1845
1845
Ш. Мариньяк получил озон пропусканием электрической искры через кислород.