Управление качеством (учебное пособие)


Управление качеством (учебное пособие) Категория: Товароведение и экспертиза товаров.
Автор: Агарков А.П.
ISBN 5-91131-174-7 Издательство: ИТК Дашков и К
Цена: 0.00
Дата выпуска: 06.09.2006 Страниц: 218 Обложка: Переплет

Аннотация к Управление качеством (учебное пособие)

В учебном пособии рассматриваются вопросы актуальности комплексного, системного решения проблем качества, его теоретические основы; оценка и контроль качества услуг, анализ зарубежного и передового отечественного опыта в управлении качеством; вопросы стандартизации и сертификации в сфере услуг; различные виды обеспечения управления качеством на предприятиях сферы сервиса. Особое внимание в прикладном плане уделено вопросам разработки технологических систем обеспечения качества машин и агрегатов коммунально-бытового назначения, использования разработок автора в области технологических систем обеспечения качества на предприятиях сферы сервиса. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям.

Оглавление

Введение 5
Раздел 1. Теоретические основы управления качеством 9
1.1. Основные понятия в теории управления качеством 9
1.2. Актуальность комплексного решения проблем качества 17
1.3. Системно-комплексный подход к управлению качеством 19
1.4. Анализ теории и практики управления качеством на отечественных предприятиях 23
1.5. Анализ теории и практики управления качеством за рубежом 37
1.6. Международные стандарты и современная концепция менеджмента качества (TQM) 46
1.7. Стандартизация, сертификация и разработка систем управления качеством в сфере услуг 61
1.8. Квалиметрия и ее использование в управлении качеством 81
1.9. Направления обеспечения качества 88
1.10. Управление затратами на качество 93
Раздел 2. Практика разработки технологических систем обеспечения качества машин и агрегатов (ТСОКМА) коммунально-бытового назначения (КБН) 101
2.1. Особенности технологических систем сферы коммунально-бытового обслуживания 101
2.2. Классификация методов оценки качества техники КВН 107
2.3. Показатели оценки качества техники КВН и их обоснование 110
2.4. Классификация технологических систем и их взаимосвязей 113
2.5. Полная (системная) унификация ТСОКМА 117
2.6. Системный анализ при разработке и внедрении технологических систем 122
2.7. Применение метода комплексного модулирования в швейном сервисе 134
2.8. Выбор приоритетных ВФМ технологической системы обеспечения качества швейных машин 137
2.9. Совершенствование модульной технологии и организации в швейном сервисе 141
2.10. Надежность и эффективность технологической системы обеспечения качества швейных машин 148
Заключение 158
Контрольные вопросы 160
Список литературы 165
Приложения:
1. Руководство по качеству компании "Тадис" 169
2. Государственные стандарты в сфере услуг 195
3. Термины и определения 197
4. Основные критерии для получения премии Правительства рф в области качества 207

Введение

Введение
Подготовка высококвалифицированных менеджеров во всем мире предусматривает изучение и освоение современных методов управления качеством продукции, товаров, услуг, работ и процессов, производственных, технологических и других систем.
Современная концепция управления качеством - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в любых других направлениях (в том числе – в сфере сервиса).
Управление качеством представляет собой основополагающую функцию корпоративного менеджмента, а также поддержания конкурентоспособности любого предприятия, фирмы, компании. Эта функция является в настоящее время по сути' дела ключевой в менеджменте организации.
Несмотря на то что в нашей стране внимание к проблемам управления качеством постоянно возрастает, следует признать, что на деле многие руководители предприятий и менеджеры по различным, довольно широким направлениям их деятельности в основном занимаются текущими проблемами, а несистематической "всеобщей организацией" менеджмента качества. Отсюда берут истоки невысокая конкурентоспособность отечественных предприятий, фирм и компаний в условиях рыночной экономики, низкая эффективность и рентабельность производства, неразвитость сервисных предприятий и организаций.
В связи с этим российским фирмам предстоит как можно оперативнее разрабатывать и внедрять на предприятиях всех форм собственности самые современные системы управления качеством, соответствующие международным стандартам ИСО 9000-2000. Эта задача особенно актуальна для сферы сервиса, пока еще значительно отстающей от уровня ее развития в передовых зарубежных странах.
Управление качеством производимых товаров и услуг осуществляется посредством выполнения таких функций, как оценка качества на стадиях проектирования и организации производства; контроль качества товаров и услуг; проведение сертификации продукции; разработка и осуществление программ повышения качества товаров и услуг; разработка стандартов и других нормативных документов регулирования качества товаров и услуг.
Характерной чертой современного этапа развития экономики является рост сложности современных технических устройств, оказываемых ими услуг и выполняемых работ. Рыночные отношения и научно-технический прогресс способствуют непрерывному расширению номенклатуры изделий, оборудования, технологий и диверсификации производства. В этих условиях решать проблему качества можно только на научной основе, на принципах системного подхода, т. е. на всех уровнях управления и во всех подразделениях и службах фирмы во взаимосвязи.
Качество как понятие имеет множество составляющих: техническую, социальную, экономическую, экологическую, правовую и др. Высокое качество продукции и услуг обеспечивает сегодня как производителям, так и потребителям значительный экономический эффект. Высокое качество придает известность и надежность ("имидж") фирме; свидетельствует о компетентности специалистов и менеджеров в своей области деятельности; отражает понимание специфики потребностей клиентов, обеспечивая последних требуемой информацией и поддерживая необходимое качество их обслуживания.
Комплексный, системный подход к проблеме качества требует ее всестороннего рассмотрения с учетом технического, организационно-управленческого, социально-психологического и других аспектов, а также целенаправленного решения всех вопросов на протяжении жизненного цикла продукции, технических средств, технологических и производственных систем предприятий. Система обеспечения качества предусматривает создание подсистем внутренних (у производителей) и внешних (у потребителей) его гарантий.
Важное место в рамках современных систем управления качеством отводится вопросам сертификации, под которой понимается установление и официальное подтверждение соответствия продукции и услуг всем предъявляемым к ним требованиям, содержащимся в нормативных документах. Необходимость сертификации обусловлена задачей защиты потребителей от некачественных товаров и услуг.
Таким образом, под управлением качеством следует в целом понимать действия, осуществляемые при создании, производстве, транспортировании, хранении, эксплуатации или потреблении продукции, обеспечении и поддержании необходимого уровня ее качества, а также оказываемых в сфере сервисауслуг. Управление качеством на предприятиях должно осуществляться системно, т. е. должна функционировать научно обоснованная система управления качеством производимой продукции И оказываемых услуг. Обеспечение качества на предприятии - важный фактор его деятельности в условиях рыночных отношений, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, финансов о-экономическую устойчивость предприятия, рост прибыли и рентабельности. Управление качеством базируется на сертификации, стандартизации и унификации, позволяющих создать нормативно-техническую основу для успешной деятельности предприятия на рынке.
Управление качеством тесно связано с рядом других дисциплин менеджмента, например с производственным, корпоративным менеджментом, персоналом, управлением проектами, инвестициями и т. п. На рис. 1 показана взаимосвязь управления качеством с другими управленческими дисциплинами.
В учебном пособии (в первом разделе) освещены следующие вопросы:
• основные понятия в теории управления качеством;
• технико-экономический и социальный характер проблем качества;
. системно-комплексный подход к управлению качеством; . отечественный и зарубежный опыт управления качеством;
. квалиметрические методы оценки качества;
. стандартизация и сертификация в сфере услуг;
. виды и методы обеспечения управления качеством;
. управление затратами на обеспечение качества.
Во втором разделе при водятся материалы прикладного характера, посвященные вопросам практической разработки технологических систем обеспечения качества машин и агрегатов (ТСОКМА) коммунально-бытового назначения. Широко использованы в учебном пособии результаты исследований автора и материалы практического опыта работы в ВПК (свыше 20 лет).
Автор будет благодарен за предложения и замечания, которые постарается рассмотреть и учесть в последующих изданиях учебного пособия.