Балаганы
Ярмарка и гулянье были неотделимы от балаганов как самого заманчивого народного увеселения. Чем шире размах праздника, тем больше балаганов на площади. Вообще само слово балаган тюркского происхождения, переводилось оно как «легкая верхняя пристройка к дому». В России до 19 века «балаганом» называли временную постройку для торговли, а затем это слово стало напрямую относиться к театрализованным зрелищам.Однако выступления актеров на площадях известно в России с 18 века – в то время перед простыми горожанами выступали в основном труппы иностранных циркачей и актеров, русские же актеры чаще всего были прикреплены к крепостным театрам, их искусство было доступно лишь узкому кругу знатных зрителей. Постепенно такие крепостные театры стали терять популярность и распадаться, так что с середины 19 века часть крепостных актеров попадает в состав балаганных театров.
На характер балаганных представлений оказали влияние иностранные труппы (например, итальянская комедия масок – Арлекин, Пьеро, Коломбина), выступавшие в крупных городах, а также жанр комического народного творчества, которому присущи «шутовские персоны», простой сюжет и разговорный язык. Примером юмористического фольклора могут служить популярные тогда лубочные картинки со смешными сценками. Кроме того, 19 веке активно развивался русский цирк, лучшие переездные коллективы которого были известны всей стране.
Здание балагана представляло собой временную театральную постройку из тонких досок с полотняной крышей. Внутри располагалась разборная сцена с кумачовым занавесом. Перед сценой вставлялись лампы – они освещали и согревали помещение. Большие и богатые балаганы занимали самые удобные участки, они имели богатое убранство и напоминали настоящий театр. Выгодные балаганные места назывались «первой линией», на «второй линии» строились горы для катания, а «третья линия» была неудачным местом, там ютились сосем маленькие балаганчики. Между балаганами выступали кукольники, фокусники и другие артисты, а в центре площади возводилась большая карусель или палатка, где продавали горячительные напитки.
Владельцы балаганов стремились украсить их как можно ярче – вывесками, флажками, а позднее - газовыми и электрическими лампами. Балаганное представление длилось примерно по 30-40 минут каждое, повторяясь в течение дня по пять-шесть раз.
В репертуаре балагана было немало номеров – комических, певческих, цирковых. На сцене демонстрировались различные диковины: теленок с двумя головами, восковые фигуры, поедатели стекла, «дама-паук» (благодаря черному бархату и эффекту системы зеркал создавалось впечатление, что мохнатое паучье тело имеет говорящую женскую голову) и многое другое. Например, гвоздем программы был «африканский людоед» - артист, обмазанный смолой и обсыпанный перьями. Сидя в клетке, в цепях и с ошейником на шее, он страшно вращал глазами и делал вид, что ест живого голубя (на самом деле к чучелу птицы был приделан мешочек с клюквенным соком).
Случалось, что один удачный, понравившийся публике номер мог поправить дела захудалого балагана. Например, демонстрация «главного вождя-людоеда с острова Тумбо-Юмбо» в течение долгого времени собирала полный зал народу: люди хотели увидеть, как «дикарь» будет есть живого человека, но поскольку на роль жертвы каждый раз приглашали кого-нибудь из зрительного зала, то никто не хотел быть съеденным. Однако зрители приходили на другой день, в надежде, что такой желающий все-таки найдется.
Порой из всего обещанного перечня удивительных зрелищ, в балагане демонстрировалось лишь одно из них. Иногда зрителей просто ловко дурачили, остроумно подменяя номера, используя игру слов. Например, номер «Вокруг света за копейку» представлял собой темную комнату с горящей на столе свечой, вокруг которой зрителя и обводили за руку. На этом «путешествие» было окончено, а зритель, не желая сознаваться, что его обманули, хвалил номер и советовал всем сходить на него.
Конечно, в больших, зарекомендовавших себя балаганах устраивались настоящие развернутые зрелища – пьесы, пантомимы (в ходу были библейские сюжеты; исторические темы – в народе очень любили пантомиму «Атаман волжских разбойников Стенька Разин»; сказки), балеты, феерии, номера с дрессированными животными и многое другое. Злободневные пантомимы пользовались большой популярностью, поэтому, чтобы избежать проблем с цензурой владельцы балаганов использовали простой и надежный способ - переносили действие пьесы из России в другие страны.
Постепенно, к началу 20 века, заметно сокращается число и размах народных гуляний. Изменились вкусы и духовные потребности горожан и крестьянства, стало больше грамотных людей в городах и селах, а на смену балаганам пришли первые народные театры и другие виды развлечений.
(Статья подготовлена по материалам: А. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец 18- начало 20 века»)
На иллюстрации: Балаганы в Туле на Святой неделе, 1873 год (холст, масло) , ПОПОВ Андрей Андреевич (1832-1896)
Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Балаганы
Опубликовано:29/05/2015
Автор:ВШБ
Читателей:6043
Статья: Балаганы
Опубликовано:29/05/2015
Автор:ВШБ
Читателей:6043
[Ваше мнение]