Хазарская держава

Хазарская держава

На Северном Кавказе ареной для военных столкновений между арабами и хазарами был Дагестан. Центром Хазарской державы сначала был приморский Дагестан, где находились первые две столицы - Баланджар и Самандар. Точное их местоположение неизвестно, но мы знаем, что именно успехи арабов заставили хазар перенести столицу из более южного Баланджара в северный Самарканд, который скорее всего, находился в районе современной Махачкалы.

В 737 г. арабы решили нанести удар по Хазарии, чтобы надолго ослабить своего врага. Наместника халифата, позже сам халиф, Марван собрал огромные силы в Закавказье, к которым присоединились войска местных владетелей, и начал наступление на хазар с двух сторон: через Дербент и Даоьяльское ущелье. Победив хакана, Марван прогнал его войска далеко на север, предположительно до Дона. Начавшиеся затем новые смуты в халифате вынудили Марвана прекратить дальнейшие военные действия. Благодаря этому Хазарское государство было спасено. Однако хазары вынуждены были еще раз перенести свою столицу, на сей раз в устье реки Атиль (Волги), и этот город, названный по имени реки, оставался центром Хазарии более чем два века.

Важнее были внутренние изменения в Хазарии, также связанные с поражением в войнах с арабами. Мы, к сожалению, не можем пока определить пределы Хазарии на севере и на западе. Известно, что хазары, разгромив булгар, дошли на запад до Дуная. Русские летописцы отмечают, что хазарам платили дань варяги, северяне, радимичи и какое-то время поляне, т.е. восточная часть русского славянства. Арабские источники сообщают, что еще в IX в. транзитная торговля между Азией и Европой находилась в руках еврейских купцов, называемые рахданитами (знатоками путей). Крупные центры, в которых сосредоточилось это купечество, были расположены на территории в Крыму, на Тамани, на Северном Кавказе и затем на Нижней Волге. Еврейские колонии возникли здесь еще в глубокой древности и увеличились в результате гонений на евреев в Византии и других странах.

Области же Восточной Европы, подчиненные Хазарии, наоборот, в ту пору принимали гонимых, ставших затем огромной экономической и политической силой. Хазары долгое время были язычниками и поклонялись разным богам, как своим, так и заимствованным у местного восточноевропейского населения (например, иранцев). Противниками хазар были и христианская Византия (периодически), и мусульманский халифат. В силу этого, хотя в пределах Хазарии существовали мощные христианские и мусульманские колонии (особенно в Атиле), хазарская знать все больше склонялась к принялась к принятию в качестве более современной религии монотеистического характера (а именно таковая могла еще больше укрепить власть местных правителей) - иудаизма. По-видимому, именно поражение в войне с мусульманами окончательно подвинуло определенную часть хазарской знати к принятию этой религии. Здесь-то главными действующими лицами и стали крупные еврейские торговцы, которые могли и финансово подкрепить такого рода операцию. В конце VIII в. второе лицо Хазарии, командующий войском и верховный судья, носивший титул шад, или бек, узурпировал верховную власть в государстве, приняв титул царя и иудейскую религию. Затем к принятию иудаизма был принужден и хакан. Первое время в Хазарии установилось своеобразное двоевластие, при котором за хаканом еще оставалась значительная часть реальной власти. Так, в 30-е годы IX в., когда хазары попросили византийцев попросить для них крепость Саркел (на месте нынешнего Цимлянского водохранилища), к императору обратились и хакан и шад (бек) Хазарии. Постепенно царь (шад-бек) все больше ограничивал власть хакана, и в последний период существования хазарского государства бывший "император" превратился в какое-то подобие жертвенного животного.

Принятие иудаизма в качестве государственной религии не принесло Хазарии большой пользы. К тому же эту веру приняла только часть хазарской знати, а большинство населения использовало ислам, христианство и старые языческие культы. Постепенно хазары-иудаисты составили сравнительно небольшую группу, изолированную от иноверного и, следовательно, во многом чуждого ей народа. К тому же собственно хазары на протяжении VIII - IX вв. вынуждены были расселиться, образуя военные гарнизоны, в наиболее важных, часто окраинных пунктах державы (в Крыму, на Тамани, на Дону и т.д.). В коренной Хазарии их число неуклонно сокращалось. В первой трети IX в. освободились от власти хазар славяне-поляне.

В 4 век Хазария вступила ослабленной. Главным врагом ее теперь была Русь, которая разгромила Хазарский кагант.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Хазарская держава
Опубликовано:
Автор:
Читателей:2600
Хазарская держава

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 3]



 
Линия времени 735-714 до н.э.
735-714 до н.э.
Правление царя Урарты Русы I. Окончательное поражение Урарту от Ассирии.
Крылатые слова Подпоручик Киже
Подпоручик Киже
В "Рассказах о временах Павла I" В. И. Даля, записанных им со слов своего отца, служившего в те годы в Гатчине, сообщается среди других следующий исторический анекдот. В одном из ежегодных приказов
Личность в истории Аббас I Великий (1557-1628)
Аббас I
Персидский шах с 1586 г. Добился расширения своих владений от Тигра до Инда. Преобразовал армию, Вёл успешные войны с турками и узбеками, отвоевав ранее потерянные территории. Сооружал дороги и
Личность в истории Галилео Галилей (15.II 1564 - 8.I 1642)
Галилео
Выдающийся итальянский физик и астроном, один из основателей точного естествознания, член Академии идеи Линчеи (1611). Родился в Пизе. В 1581 поступил в Пизанский университет, где изучал медицину.
Крылатые слова Смертный грех. Семь смертных грехов.
Смертный грех.
Смертный грех в религиозных представлениях - грех, который нельзя искупить, он влечет за собой вечную муку в загробной жизни. На старинных русских лубочных картинках изображались семь смертных
История вычислительной техники 1937 Алан Тюринг публикует работу "О вычислительных числах применительно к проблеме выбора решений"
1937 Алан
Математик Алан Тюринг публикует работу "О вычислительных числах применительно к проблеме выбора решений", в которой впервые представлена знаменитая "математическая модель" компьютера, позднее