Взаимовлияния культур между терскими казаками и кабардинцами

Взаимовлияния культур между терскими казаками и кабардинцами

Слово “казак” несомненно не русского происхождения. Надо думать, что на Русь занесено оно татарами, так как ни в каких документах и книгах мы не находим его в первые века русской истории, до татарского нашествия.


Некоторые учёные и исследователи пытались сопоставить его с названием племён касогов, живших в IX– XI веках в предгорьях Северного Кавказа, и с Казахией (татарское село Елисаветпольской губернии, в Закавказье), пограничной грузинской областью упоминаемой ещё византийским историком Х века – императором Константином VII-м Багрянородным, и с Казарами, жившими на низовьях Дона и Волги в VIII – X веках. Производили это слово и от турко-татарского слова “коз”, что означает “гусь, и от монгольских слов “ко” (т.е. броня, латы, защита) и “зах” (т.е. межа, граница, рубеж), откуда “козах” должно бы означать – защитник границы.


Историк Голубовский считал это слово половецким и по его предположению оно означает “страж”, поэтому казаками должны были называться передовые бойцы. Однако же, несмотря на все старания учёных, вопрос о происхождении слова “казак” остаётся спорным и неясным.


В Туркестане “казак” означает вообще всякого кочевника, а киргизы сами себя называют не иначе, как только “казаками”, при чём также их называют хивинцы и бухарцы; у осетин и балкар (горных татар) казаками назывались пленные рабы и т.д. [М.А. Караулов (II-й) – подъесаул Терского казачьего войска – “Терское казачество в прошлом и настоящем”. Владикавказ. 1912. С. 7-8 ].


Казаки – это военно-служилое сословие в дореволюционной России. Во второй половине XV века на южных, юго-восточных окраинах русского государства стали скапливаться беглые крестьяне и посадские люди, которые называли себя казаками, т.е. вольными людьми. Им приходилось вести борьбу с соседними феодальными государствами и полукочевыми народами, что заставило их объединиться в общины. Во второй половине XVI века появилась община терских казаков. Первоначально они занимались охотой, рыболовством, бортничеством, немного земледелием, скотоводством, военными набегами, приносившим иногда хорошую добычу.


С конца XVI – начале XVII веков царское правительство стало использовать их для защиты южных и юго-восточных границ, например, от крымских татар и турецких янычар. В связи с этим царь посылал им за “службу” боеприпасы, хлеб и постепенно казачество превратилось в привилегированное военное сословие, получившее значительные земельные владения. В начале XIX века казачья верхушка-старшина вошла в ряды дворянского сословия.


Казачество, в период с середины XVI – начало XVIII веков, пополнялось за счёт беглых крестьян их южных областей Русского государства: кабардинцев, ингушей, осетин и народов Дагестана.


В 1567 г. на берегу Терека была основана терская крепость с артиллерией. В 1588 г. в устье Терека возник городок Терки, около него черкесское, ингушское и другие поселения, в 1724 г. – Крепость Святой Крест в 20-ти км от устья реки Сулак, куда были переселены 500 конных и 500 пеших казаков, в 1736 – основана крепость Кизляр, в 1763 – крепость Моздок.


В 70-е годы XVIII века – 60-е гг. XIX века царская Россия перешла к открытой колониальной политике, и казачество было широко использовано для проведения этой захватнической политики. В 1777 г. началось строительство укреплённой Азово-Моздокской Линии, состоявшей из 10-ти крепостей. Одна из них – крепость св. Екатерины была расположена недалеко от места слияния Малки и Терека. Рядом основана станица, в которую переселили волжских казаков. Они и были первыми казаками на той территории, которую в последующее время занимает Кабардино-Балкария.


Во второй половине XVIII века и в первой половине XIX века на территории Кабардино-Балкарии появились 7 станиц: Екатериноградская, Прохладная, Солдатская, Приближная, Пришибская, Котляревская и Александровская. Казачество сформировалось из различных социальных и этнических групп: украинских крестьян и “малороссийских казаков”; однодворцев, волжских казаков и отставных солдат.


После окончания Кавказской войны дальнейшая пополняемость рядов казачества сделалось ненужным. Новые станицы больше не возникали, в состав казачества перестали зачислять выходцев из других групп, оно превратилось в замкнутое сословие.


Иванова Н. В."Общий обзор географии и этнологии Кавказа"

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Взаимовлияния культур между терскими казаками и кабардинцами
Опубликовано:
Автор:
Читателей:1646

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 3]



 
Хочу все знать Почему над крупным городом дожди выпадают чаще
Почему над
Если вы живёте в достаточно большом городе, вы можете заметить, что здесь дожди идут немножечко чаще, чем у рядом находящихся пригородов. Этому есть простое логическое научное объяснение.
Из старых журналов Атеросклероз и питание
Атеросклероз и
В наш век широко распространились заболевания сердечно-сосудистой системы, и прежде всего склероз. Среди причин, вызывающих атеросклероз, называют бурный темп жизни, стрессовые состояния,
Хочу все знать Исследования морского дня
Исследования
Наиболее мелкие части океанов - это континентальные шельфы, где склоны суши полого уходят под воду. Далее идут крутые склоны, которые называются континентальными склонами, они спускаются на дно
Биологический справочник Абсцизовая кислота
Абсцизовая
Абсцизовая кислота - гормон растений. По химической природе - изопреноид. Индуцирует и увеличивает период покоя, ускоряет образование отделительного слоя при опадении листьев, тормозит рост
Из старых журналов Новая вакцина против дизентерии
Новая вакцина
Дизентерия по-прежнему остается серьезной проблемой для многих районов земного шара. Исследователи крупнейших лабораторий мира продолжают настойчивый поиск эффективных средств борьбы с этим
Линия времени 1400 - ок. 1200 до н.э. Расцвет Микен, крупного центра ахейской культуры.
1400 - ок.
Микены расположены на Пелопоннесе, на полпути между Коринфом и Аргосом. Микенский холм был заселён с начала III тысячелетия до н. э. Город находился на плодородной равнине и имел доступ к воде реки