Общение с ранними славянами.

Значение для адыгов имело раннее общение со славянами. Вопрос об адыго-славянских отношениях тесно связан с проблемой о славянском населении в Приазовье. Согласно некоторым данным, уже во второй половине I тыс. н.э. на юго-востоке находилось славянское население. Известный исследователь П.Н. Третьяков писал о том, что донецкие славяне издавна проникали на юг – на Тамань и в Крым, и те крайне неопределённые и спорные следы славянской культуры, которые обнаруживаются археологами по обоим берегам Керченского пролива, принадлежали именно им.
С 988 г. по 1094 г. в источниках фигурирует название Тмутаракани как центра одноимённого княжества. Тмутуракань вошла в состав Руси около 944 г. после разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом (хазарский г. Таматарха стал затем русской Тмутаракнью). Город был расположен в устье Кубани на Таманском полуострове (ныне ст-ца Тамань). Территория Тмутараканского княжества охватывала Восточный Крым, Таманский полуостров и, возможно, низовья Кубани. На её территории проживали славяне, греки, адыги, аланы, армяне и другие народы. Тмутаракань была важным торговым пунктом. Здесь сходились торговые пути.
Касоги состояли в дружине чернигово-тмутараканского князя Мстислава и принимал участие в походах XI в. против князя Ярослава Мудрого.
Но не только в военных столкновениях и участии в походах выражались адыго-славянские связи. По археологическим материалам, заметны следы влияния Киевской Руси на адыгов. Некоторыми археологами (Алексеевой Е.П.) высказано предположение, что в инвентаре и обряде погребения адыгских могильников IV – IX вв. имеются элементы славянской культуры, например, случаи кремации (трупосожжения) в захоронениях VI – VII вв.
Во многих явлениях как восточнославянской, так и адыгской культурах можно видеть результат древних культурных связей между этими народами. Л.И. Лавров указывал на возможный первоначальный источник, из которого адыгские князья, киевский князь Святослав, а позднее запорожцы заимствовали одинаковую причёску. Он также считал, что старое украинское слово “джегун”, вероятно, происходит от кабардино-адыгейского “джегу” (джэгу), а в основе “унеина” в “Поучении” Владимира Иономаха, возможно, лежит кабардино-адыгейское “унэ” – дом.
С ослаблением Киевского государства русские князья теряют Тмутаракань. Это произошло в конце XI – начале XII в. С 1094 г. город больше не упоминает в летописи. Кыпчаки (половцы) отрезали Тмутаракань от Руси. Славянское население на Северо-Западном Кавказе смешалось полностью с адыгами.
Некоторые археологические данные свидетельствуют о проникновении и пребывании адыгских элементов на территорию Киевской Руси, не нашедших, однако, отражения в русских летописях. С XI до XIII в. византийское и славянское влияние перекрещивается с грузинским. Адыго-грузинские связи восходят к отдалённому периоду. После Византии в адыгской среде христианство поддерживалось влиянием Грузии. Надо полагать, что адыгское “жор”, “джор” (крест) происходит от грузинского “джавари”, что также означает “крест”
Иванова Н. В."Общий обзор географии и этнологии Кавказа"
Статья: Общение с ранними славянами.
Опубликовано:27/07/2001
Автор:ВШБ
Читателей:1549