Адыгские племена

Адыгские племена

Кавказ – живая лаборатория для изучения культуры человека. Кавказ всегда был воротами, через которые шло епрерывное движение народов с юга на север, с севера на юг. Поэтому кавказская цивилизация является одним из самых уникальных явлений в мировой культуре. Кавказ не только “страна гор”, но и “гора народов”, значит, культура Кавказа как нигде полифонична. Одно из величайших значений кавказской культуры заключается в том, что она по сути дела выполнила роль посредника между цивилизациями Востока и Запада. Кавказ, вступив в “диалог” с другими народами, дал материал для обогащения своей культуры.


“Pоль племён и народов древнего Кавказа, – писал один из крупнейших кавказоведов нашего столетия Е.И. Крупнов, – в истории нашей страны заключается не только в их собственных культурных и технических достижениях как создателей, например, яркого и мощного металлургического очага и высоких археологических культур, но и в том, что они на протяжении тысячелетий являлись посредниками, связывающими европейские районы нашей Родины с культурой передовых стран Древнего Востока, с всемирной историей”.


Этнокультурные связи народов Северного Кавказа с другими народами уходят своими корнями вглубь истории. В этой полифоничной кавказской культуре заметное место занимал и занимает адыгский этикет (адыгэ хабзэ).


Подобно тому, как Древняя Спарта не дала миру ни поэтов, ни учёных, древние адыги до начала XIX в. не оставили после себя ни учёных, ни литераторов. Но следует отметить, что адыги создали неповторимую уникальную систему воспитания подрастающего поколения, правила взаимоотношений людей и их поведения при любых отношениях и условиях – это адыгэ хабзэ (адыгский этикет).


Как-то В.И. Вернадский писал, что “рождённое живёт и умирает, а сделанное переживает своих создателей”. Адыгэ хабзэ является созданием народа на протяжении тысячелетий. Создавая свой этикет, народ всегда учитывал опыт предков и условия жизни своего этноса, среду его обитания. “Человек всегда работает для своих близких и в своём ландшафте, на базе опыта предков – своих и чужих”, писал Л.Н. Гумилёв.


Адыги издревле занимались охотой, животноводством, земледелием и различными видами ремесла. Кроме этого, адыги находились в условиях постоянных военных столкновений с иноземными захватчиками, которых всегда привлекала к себе природа Кавказа. Чтобы выжить с этих экстремальных ситуациях и в суровых условиях Кавказа, в которых адыги постоянно находились, необходимо было, чтобы они обладали такими чертами характера, как храбрость и отвага, трудолюбие и дисциплинированность, стремление к согласованным действиям и взаимовыручка и т.д. Обстоятельства, в которых находились адыги, всегда побуждали их проявлять черты поведения, которые закрепились в национальном характере. Адыгэ хабзэ для адыга нечто большее, ибо его законы распространяются шире, чем религиозные учения. Поэтому, надо полагать, адыги, в отличие от других соседних народов, менее религиозны. Адыгэ хабзэ не только заменил религию, но и шире “обслуживал” все стороны жизни адыгов.


Уникальность адыгэ хабзэ заключается ещё и в том, что он живуч. Его не смогла вытеснить из жизни ни одна идеология и ни один общественный строй. Адыгэ хабзэ выдерживал все испытания времени, и он сейчас переживает своё возрождение. Этот этикет не только сохранился в среде адыгов, но основные его принципы были переняты многими народами.


Самые широкие связи имели место между восточными славянами и адыгами, которые были установлены ещё в VI – IX вв. Естественно, какой бы характер ни носили эти связи, они не могли пройти без взаимовлияния их образа жизни и образа мышления.

В этом плане мы находим богатейший материал взаимовлияния культур между терскими казаками и кабардинцами. На протяжении нескольких веков их совместной жизни много общего выработалось в их материальной и духовной культуре, начиная от перенятия казаками у черкесов их национальной формы одежды, кончая многими компонентами русской кухни – последними. А что касается адыгэ хабзэ, как свода правил взаимоотношений, то много сходного с ними мы находим и у терских казаков. Таким образом, народы Кавказа не просто проживали по соседству, но постоянно шел процесс взаимовлияния их культур. Об этом более подробно можно узнать из трудов учёных Л.Б. Заседателевой, Л.И. Лаврова, Е.Н. Студенецкой, В.К. Гарданова, С.Ш. Гаджиевой, Б.А. Калова и многих других.


В сегодняшних условиях, когда идёт глобальный процесс смешения культур и народов, необходимо, чтобы этикет не “Растворился” в нём. А важно, чтобы более широко использовались учебными заведениями и учреждениями основные принципы адыгэ хабзэ. Речь идёт о том, чтобы основные требования адыгэ хабзэ умело использовались в этих вопросах и с учётом изменений условий жизни народа. Это вовсе не означает, чтобы адыгский этнос самоизолировался, а наоборот, он, сохраняя свой образ жизни, свой образ мышления, своё “национальное лицо”, поддерживал самые тесные и цивилизованные контакты со всеми народами, уважая их культуру, образ жизни. Этим правилам взаимоотношений с другими народами подчинён адыгэ хабзэ.


Иванова Н. В."Общий обзор географии и этнологии Кавказа"

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Адыгские племена
Опубликовано:
Автор:
Читателей:4020

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 11]



 
Крылатые слова Копья ломать.
Копья ломать.
В переносном смысле - ожесточённо спорить, яростно препираться. В средние века на турнирах - публичных состязаниях в боевой ловкости и силе - конные рыцари попарно сражались на копьях. Противники
Линия времени 1368-1351 до н.э. Правление фараона Аменхотепа IV в Египте
1368-1351 до
Аменхотеп IV стремился укрепить свою власть путём ослабления потомственной знати, в том числе жреческой. Многие жители, не располагавшие властью и влачащие скудное существование, заняли высокие
Химическая энциклопедия 1796
1796
С.Теннант и У. Волластон доказали, что алмаз состоит из углерода
История вычислительной техники В 1956 создан первый компьютер на транзисторной основе
В 1956 создан
В Массачусетском Технологическом Институте создан первый компьютер на транзисторной основе. IBM создала первый накопитель информации - прототип винчестера - жесткий диск RAMAC 305. Монстр
История вычислительной техники 1942 Электронно-механический анализатор Ванневара Буша
1942
Электронно-механический анализатор Ванневара Буша, содержащий 2000 электронных ламп и около 4000 километров проводов. Выходит в свет первое издание книги Н. Винера "Основы
Из старых журналов Серебристые облака и лунные приливы
Серебристые
Облака покрывают почти половину небосвода Земли, в них содержится 1 000 000 000 тонн воды. Эта вода, вернее, сконденсированный водяной пар, в облаках находится либо в виде