Экономическая теория (политическая экономия, учебник, в 2-х частях)


Экономическая теория (политическая экономия, учебник, в 2-х частях) Категория: Экономика. Экономика предприятия.
Автор: Ларионов И.К., Пилипенко Н.Н., Щербаков
ISBN 5-94798-649-3 Издательство: ИТК Дашков и К
Цена: 0.00
Дата выпуска: 01.01.2006 Страниц: 1184 Обложка: Переплет

Аннотация к Экономическая теория (политическая экономия, учебник, в 2-х частях)

В учебнике изложены основы экономической теории и особенности ее преломления к социально-экономическому развитию российского общества. На фундаменте классической политической экономии освещена система экономических отношений современного общества с учетом трансформации индустриального общества в информационное на основе научно-технической революции, нарастания мирового экологического кризиса, интенсификации процесса глобализации в ее альтернативных вариантах. Дана теория рационального хозяйствования, определены пути нравственно-духовного и социально-экономического возрождения России. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и факультетов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ 7
Глава 1. ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 16
1.1. Ограниченность материалистического понимания человека 16
1.2. Внутренняя свобода и труд 1?
1.3. Социальная ноосфера 19
1.4. Три стимула к труду 20
1.5. Информация и труд 21
1.6. Духовный кризис человеческой цивилизации и его преодоление 22
1.7. Система четырех каст 24
1.8. Социально-психологические типы работников 26
1.9. Три типа общественных отношений 31
1.10. Деградация человека в тоталитарном обществе 33
Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 38
2.1. Материальное производство - фундамент экономической жизни общества 38
2.2. Основные факторы общественного производства 41
2.3. Производительные силы и экономические отношения 50
Глава 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 61
3.1. Предмет исследования в экономической теории 61
3.2. Метод экономической теории 67
3.3. Функции экономической теории 87
Глава 4. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 93
4.1. Экономические отношения как система 93
4.2. Принципы классификации экономических отношений 96
4.3. Исходное экономическое отношение 115
4.4. Основное экономическое отношение многоукладной экономики 119
Глава 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ 132
5.1. Природа экономических интересов 132
5.2. Система экономических интересов 136
Глава 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ 144
6.1. Понятие экономических законов 144
6.2. Систематизация экономических законов 146
6.3. Механизмы действия и использования экономических законов 159
Глава 7. СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ФОРМЫ 164
7.1. Власть и собственность 164
7.2. Различия и содержание форм собственности 167
7.3. Субъекты и объекты собственности 170
7.4. Особенность собственности на информацию 172
7.5. Ошибки в марксистской трактовке собственности 175
7.6. Собственность и управление 179
7.7. Формы, типы и уровни собственности 189
7.8. Особенности частной формы собственности 195
7.9. Особенности государственной и муниципальной форм собственности 203
7.10. Разгосударствление и приватизация 211
7.11. Многообразие форм собственности в экономической системе общества 217
Глава 8. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ФОРМЫ 233
8.1. Простое и капиталистическое товарное производство 233
8.2. Товар и его свойства 236
8.3. Величина стоимости товара и ее структура 244
8.4. Закон стоимости и его функции в товарном производстве 247
Глава 9. ДЕНЬГИ И ИХ ФУНКЦИИ 252
9.1. Развитие форм стоимости, возникновение и эволюция денег 252
9.2. Сущность и функции денег 258
9.3. Закон денежного обращения 265
Глава 10. ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕНЕГ В КАПИТАЛ : 271
10.1. Формула капитала и ее противоречия 271
10.2. Рабочая сила как товар 272
10.3. Прибавочная стоимость, ее норма и масса 274
10.4. Методы производства прибавочной стоимости 277
Глава 11. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 279
11.1. Товар, его стоимость (общественная ценность) и потребительная стоимость (общественная полезность) 279
11.2. Современная теория денег 299
11.3. Информационная сущность денег и механизм их эволюции 305
11.4. Этапы развития современных денег 310
11.5. Общественная роль процента на капитал 323
11.6. Интегральная стоимость 327
11.7. Маржиналистская теория цены 330
11.8. Другие теории ценообразования 332
11.9. "Товарный фетишизм" и марксистское отрицание рынка 333
11.10. Государственный бюджет современной России 338
11.11. Денежно-кредитная система, кредит и банки 345
Глава 12. ВОСПРОИЗВОДСТВО НА МИКРО -, МЕЗО - И МАКРОУРОВНЯХ 358
12.1. Кругооборот и оборот капитала как процесс воспроизводства на предприятии 358
12.2. Межотраслевой оборот капитала, мезоэкономика 366
12.3. Воспроизводство на уровне макроэкономики 369
12.4. Экстенсивное и интенсивное воспроизводство ;. 377
12.5. Экономический рост и синергетический эффект 382
Глава 13. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ 392
13.1. Хозяйственный механизм в системе общественного воспроизводства 392
13.2. Хозяйственный механизм на макроуровне 404
13.3. Хозяйственный механизм на мезоуровне 408
13.4. Хозяйственный механизм на микроуровне 410
13.5. Функции хозяйственного механизма 413
13.6. Взаимосвязь социально-экономической системы и типа хозяйственного механизма 423
Глава 14. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ 436
14.1. Основные этапы стратегического управления и планирования 436
14.2. Определение миссии структуры 446
14.3. Изучение ситуации 451
14.4. Прогнозирование 452
14.5. Целеполагание 454
14.6. Активизация факторов развития и их оптимальное комбинирование 456
14.7. Стратегическое планирование 461
14.8. Механизм осуществления стратегических решений, конкретизируемых в виде планов и программ 465
14.9. Кадровые особенности процесса стратегического управления 470
14.10. Мониторинг и контроль 474
14.11. Коррекция стратегического плана и конкретизирующих его программ 477
Глава 15. ЦЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПРИНЦИПЫ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ; 479
15.1. Общие принципы и методы рационального развития экономики 479
15.2. Экономическая структура общества 489
15.3. Система развития общественного производства 498
15.4. Эффективность хозяйствования в узком и широком значении 504
15.5. Основные типы экономических систем и механизмы их регулирования 515
Глава 16. МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 531
16.1. Мотивационные основы хозяйственного управления 531
16.2. Мотивация трудовой деятельности 539
16.3. Оценка эффективности труда и критерий оптимальности развития 554
Глава 17. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ 562
17.1. Ценностные основы хозяйствования 562
17.2. Идеология и государственная политика в системе хозяйствования 577
17.3. Концептуальные аспекты теории трудовой потребительной стоимости 587
17.4. Основы потребительно-ценностной теории 598
Глава 18. ОСНОВЫ ОПТИМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР 620
18.1. Система хозяйствования и возрастание экономической ценности 620
18.2. Оптимальный хозяйственный механизм как важнейший элемент рациональной системы хозяйствования 631

Введение

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ
Всякое общество является системой, и поэтому понять его можно только на основе системного изучения, предполагающего интеграцию различных научных дисциплин: истории, политологии, экономики, социологии и социальной психологии, философии, экологии человека и социума, причем с учетом и ноосферного фактора.
Все законы и закономерности общественного развития являются не научными абстракциями, а конкретными социально-историческими условиями той ИЛИ иной страны.
История России, превращенной большевиками в коммунистическое государство, распавшееся на отдельные страны, является уникальной. Эту уникальность нельзя преувеличивать, пытаясь вырвать Россию из общего развития человеческой цивилизации и культуры. Но в то же время об этой уникальности не следует забывать при изучении тех или иных общественных процессов, особенно при их рассмотрении в качестве системы.
В период коммунистического диктата в системе образования очень много внимания уделялось изучению общественных наук. Во всех высших учебных заведениях студентам преподавали историю СССР в форме истории КПСС, политэкономию капитализма и социализма, философию, научный коммунизм.
Разумеется, названные общественные дисциплины носили на себе печать тоталитарной идеологии, были догматизированы, отличались оторванностью от жизни, часто выдавая надуманные идеалы за уже осуществившиеся. Иллюзорность идеологических схем стала слишком очевидной после обвального краха коммунистической системы, которая еще совсем недавно провозглашалась ее идеологами в качестве победно шествующей по земному шару.
Справедливый отказ государства от насильственного насаждения коммунистической идеологии и преподавания соответствующих общественных дисциплин сопровождается пренебрежением науками, изучающими общество. Здесь сказывается и тот примитивный, стихийный рынок-базар, ориентированный на потребление исключительно западных идей, научно-технических разработок и т. п. по принципу, что все, что не имеет престижной этикетки, большим спросом не пользуется.
В последние годы в средствах массовой информации поднят на щит лозунг демократии. Однако может ли существовать подлинная демократия без того, чтобы народ не разбирался в законах общественного развития в их преломлении к родной стране? Без серьезной подготовки населения в области обществоведения демократия неизбежно вырождается в плутократию, прикрытую демократическими масками, точно так же как взамен цивилизованного рынка может сформироваться хищнический базар, где единственно рентабельной сферой деятельности становится спекуляция. Производительно трудиться в таких условиях невыгодно, а это являет собой такую деформацию движущих интересов в обществе, которая толкает его к пропасти.
Существовавшая в прошлом научная и учебная дисциплина "политическая экономия социализма", пусть искаженно, тенденциозно, но все же представляла собой попытку комплексного освещения экономической системы, сложившейся в нашей стране, поскольку политэкономические проблемы социализма она рассматривала на ее примере. В настоящее время, в связи с заменой в вузах политэкономии на экономическую теорию, политэкономическое освещение проблем российского общества оказалось в пренебрежении.
Экономическая теория заслуживает изучения. Однако она требует интеграции с другими общественными дисциплинами. Политэкономия - это уже интегрированная наука, синтезирующая в себе экономическую теорию и политологию. Эта наука до сих пор преподается в западных вузах.
Между прочим, изучаемая в недавнем прошлом марксистско-ленинская политэкономия очень мало внимания уделяла именно политологической составляющей предмета. И неслучайно. Подлинная политика творилась в тиши кабинетов за завесой секретности. В массы же бросались лишь политические лозунги.
В настоящее время в связи со снятием запретов появились условия для создания подлинной экономической теории(политэкономии) российского общества. Однако эта возможность реализована в далеко не полной мере.
Утверждая необходимость научной разработки и изучения экономической теории (политэкономии) российского общества, мы в то же время подчеркиваем важность ее дополнения за счет интеграции с другими общественными науками: историей, социологией и социальной психологией, экологией человека и социума, духовной культурой.
Настоящий учебник рассматривает экономическую теорию с учетом ее взаимодействия с другими общественными науками и применительно как к глобальным проблемам цивилизации, так и к уникальным особенностям России.
Ниспровергать в наши дни непогрешимость марксистско-ленинской идеологии, в частности политэкономию, - это значит ломиться в открытую дверь. Однако деформация российского общества и его хозяйства, вплоть до вывернутости наизнанку, связана с внедрением марксистско-ленинских догм не только в сознание людей, но и в экономический механизм, систему власти, методы поведения. Если мы хотим распутать. клубок противоречий российского общества, мы должны, помимо прочего, уделить внимание и марксистской доктрине, проследить ее трансформации в общественном сознании и институтах власти.
К примеру, современное российское общество невероятно коррумпировано. Коррупция снизу доверху пронизывают все российское чиновничество. Это является, как это ни парадоксально на первый взгляд, следствием тотального внедрения во всю общественную и государственную жизнь принципа жертвенного служения идеалам коммунизма, что, кстати, имело корни в многовековой традиции России: жертвовать личностью ради усиления политического могущества государства. При этом личный интерес конкретного человека, не находя официального выхода, уходит в тень. На основе теневых интересов сформировалось второе, теневое общество. В реальной жизни действуют установленные им порядки, а не принятые парламентом законы.
Если исходить из абстрактной экономической теории, то при разработке программы оздоровления российской экономики нужно было бы предлагать модель, предусматривающую довольно сильное государственное регулирование народного хозяйства с тем, чтобы переход от его всеобщего государствления к свободной, цивилизованной экономике носил ступенчатый характер. Однако с учетом коррумпированности управленческой инфраструктуры существует опасность вырождения такого регулирования в разворовывание и разбазаривание всех ресурсов страны. Следовательно, применительно к современной России нужно искать вариант экономического механизма, сочетающего необходимость государственного вмешательства в экономику с комплексом действенных мер по борьбе с коррупцией.
Как это ни странно на первый взгляд, марксистская доктрина пустила разветвленные корни в общественном сознании не только в России, но и странах Запада, среди людей, относящих себя к антикоммунистам. Действительно, многие делят страны на капиталистические и социалистические,
считая первые прогрессивными и здоровыми, а вторые - больными. Однако однородность общества, будь оно капиталистическое или социалистическое, и есть элемент марксистского мировоззрения, строящего теорию исключительно на абстракциях, а практическую деятельность на принципе "или-или".
В действительности всякое общество многогранно. В частности, современные западные общества нельзя назвать собственно капиталистическими. Капитализм, в них - всего лишь одна из необходимых граней. Другие грани: социализм, но не в качестве производственного базиса, а в виде надстройки над рыночным частнособственническим хозяйством, обеспечивающей населению широкий спектр социальной защиты; информационное общество; плюралистическая духовная и культурная сфера, при признании (пока больше на словах) в качестве всеобщей идеи необходимости всесторонней экологизации человеческой деятельности; правосознание и законность, в основе которых лежа т права человека.
Из-за внедрения в общественное сознание, точнее в подсознание, марксистских догм, в России опрометью бросились строить чистый капитализм, наивно полагая, будто строят общественное здание по образцу современного западного общества. При этом сохраняется прежняя большевистская ментальность, лишь знаки меняются с плюса на минус и с минуса на плюс.
Бездумно подражая Западу, одним махом, по - большевистски, в России попытались перейти к свободному рынку, отпустив все цены, а до этого предельно либерализовав внешнюю торговлю. При этом забыли, что свободные цены являются про из водным от частной собственности и конкуренции. Соответственно цены можно освобождать лишь по мере создания конкурентных условий хозяйствования, иначе экономика впадет в жесточайший кризис, и проявилось весьма отчетливо. Вопреки очевидности, многие ведущие правительственные экономисты чисто по-большевистски утверждали, что все идет хорошо, реформы развиваются успешно, в то время как народное хозяйство приблизилось к краю пропасти.
Если взглянуть еще глубже, то предпосылкой здоровой и экономически эффективной частной собственности, этого фундамента рынка, служит правосознание и подчинение законам всех граждан общества. Но как можно говорить об утверждении законного правопорядка, если сама исполнительная власть, даже на самом высшем уровне, в ходе осуществления радикальных реформ нарушала законы опять-таки на основе большевистского принципа целесообразности.
В качестве протеста против курса реформ по западному сценарию, преследующему интересы США и других стран Запада, осуществляющемуся вопреки национально-государственным интересам России, в обществе зреет движение по восстановлению российской государственности под знаменами православия, правам человека противопоставляется идея соборности. Но где гарантия, что в случае победы православных государственников не будет восстановлена прежняя тоталитарная система с тем лишь различием, что место марксизма-ленинизма займет православие?
Опять наблюдается односторонний марксистско-большевистский подход: если резко ухудшается жизнь народа при провозглашаемой попытке утвердить права отдельного человека и крахе государственности, то взамен предлагается отказ от таких прав и восстановление всесилия государства.
Во всяком здоровом социуме нужно обеспечить разумное сочетание прав и интересов четырех сторон: 1) личности; 2) коллективов и групп разного масштаба и уровня; 3) гражданского общества в целом; 4) государства. Достаточно сильное ущемление любой из этих четырех сторон приводит к серьезному заболеванию общества. Почему же российское общество колеблется от одной 'Крайности к другой, не пытаясь найти равновесия между ними?
Древние греки считали, что, прежде чем наказать человека, боги накладывают повязку неведения на его глаза. Лидеры "демократов" расценивают "патриотов" в качестве сил, пытающихся восстановить рухнувшую империю тоталитарного зла. Лидеры "патриотов" объявляют "демократов" слугами дьявола. Несомненно, что среди и "демократов", и "патриотов" немало корыстных и фанатичных людей, но далеко не все таковы в обоих лагерях. Но тогда почему умные и честные люди не прислушиваются к аргументам друг друга? Или мешает повязка на глазах?
В России происходит yскоpeнная трансформация коммунистического тоталитаризма в капиталистический тоталитаризм. Приватизация имеет своим стержнем такое акционирование предприятий, при котором безраздельными распорядителями предприятий становятся различного рода коррумпированные и криминальные структуры, использующие частное предпринимательство в качестве прикрытия.
Таким образом, тоталитаризм принадлежит не только истории России, но, к сожалению, и ее настоящему, не говоря об угрозе насильственного насаждения его религиозно
государственной формы. Посттоталитарное общество – пока еще не осуществившийся факт, но лишь одна из возможных альтернатив на будущее, которую тем не менее нужно учитывать при анализе современных процессов в политике, экономике, социальной психологии.
Если в обществах, развивающихся на основе проявления внутренних движущих мотивов разнообразных людей, власть является вершиной общественной пирамиды, покоящейся на фундаменте интегрированного общественного интереса, то тоталитарное общество можно сравнить с перевернутой пирамидой, 'Когда абсолютная власть правящей верхушки методами всеобщего принуждения закладывает свои установки во все стороны жизнедеятельности Каждого отдельного человека, трудового коллектива, социальной группы, государства в целом. Это принуждение может осуществляться не только административными (прямыми), но и экономическими (косвенными) методами.
Тоталитаризм не следует смешивать с диктатурой и авторитаризмом. Может существовать очень жесткая, даже репрессивная власть, которая, однако, ограничивается сугубо сферой политики, не навязывает гражданам определенной идеологии, не лишает их собственности, не стремится к всеобщему огосударствлению экономики. При этом такая власть не будет тоталитарной.
Фашизм, в той форме, в какой он был явлен в нацистской Германии, тоже не может быть в полной форме назван тоталитаризмом, поскольку он не пытался разрушить фундамент многополюсной экономики, а также при навязывании национал-социалистической идеологии создавал возможность плюрализма в мировоззрении личности, хотя и накладывал запрет на часть идейных течений.
Тоталитаризм может быть явлен под самой разнообразной идеологической маской, как материалистической, так и религиозно-мистической. При этом его сущность, в качестве всеобщей, тотальной власти над всеми основными формами жизнедеятельности человека, остается неизменной. Поэтому крах тоталитаризма в России под коммунистической маской еще не означает ликвидацию опасности его возрождения под другим идеологическим знаменем.
В человеческой истории тоталитаризм всегда носил идеологическую маску построения утопического будущего и характеризовался крайне централизованной формой правления. Однако нельзя сбрасывать со счета возможность образования тоталитарного общества, замаскированного под всеобщую демократию и свободу, но в своей сущности сохраняющего тотальную власть над каждым человеком, при этом базирующегося на фундаменте рынка, стихия которого порабощает людей еще 'более, чем это имеет место в период коммунистического диктата.
Каким образом возможен такой парадокс?
Помимо прочего возможен такой вариант. В условиях господства большевизма общество приобрело две ипостаси: официальную и теневую. Теневое общество все больше доминировало, а официальное все более превращалось в чисто внешнюю декорацию. Именно в результате теневых процессов коммунизм рухнул в распавшемся СССР, словно карточный домик. В теневом, реально функционирующем обществе может осуществляться тотальная власть почти над каждым человеком, в то время как в официальных формах будет процветать демократия, плюрализм (хорошо дозируемый и управляемый теневыми структурами).
Говоря о тоталитаризме в России, следует иметь в виду, что западные страны, в особенности США, в сильнейшей степени поражены вирусом тоталитаризма. В последние десятилетия тоталитаризм невероятно усилился в странах Запада через навязчивое внедрение стандартных ценностей, стандартных взглядов, стандартных оценок и стандартного образа жизни в сознание и подсознание подавляющего большинства граждан западных стран. То, что не удавалось сделать в коммунистическом обществе, а именно создать "нового человека", удается в западном обществе через СМИ: формируется работник - специализированный биоробот, живущий ради стандартных наслаждений, которые поставляет рынок. Рынок ставится на место Бога. Демократия превращается в манипулирование через СМИ сознанием толпы, в которую превращается народ. Общество при этом становится не гуманным, а жестоким. В 1999 г. страны НАТО бездушно бомбило Югославию, а США добавляли в бомбы ядерные компоненты. В 2004 г. США совершили агрессию против Ирака. Победив СССР в холодной войне, резко ослабив военный потенциал России, США чуть ли не удвоили военные расходы по сравнению с периодом противостояния двух сверхдержав (порядка 550 млрд долл. на 2005 г.).
Что же происходит в настоящее время с Россией? Какие альтернативы открыты перед ней в будущем? Ответить на эти вопросы нельзя без изучения того общественного устройства, которое на протяжении долгого времени формировалось в нашей стране. В этом изучении особо важная роль принадлежит экономической теории (политической экономии).