Золотое стремя.

Золотое стремя. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был один цыган, была у него жена и семеро детей, и дожил он до того, что ни есть ни пить нечего - нет ни куска хлеба. Работать он ленится, а воровать боится: что делать? Вот вышел цыган на дорогу и стоит в раздумии. На ту пору едет Егорий Храбрый. "Здорово!- говорит цыган,- куда едешь?" - "К богу". - "Зачем?" - "За приказом: чем кому жить, чем промышлять". - "Доложи и про меня Господу,- говорит цыган. - Чем велит мне питаться?" - "Хорошо, доложу!" - отвечал Егорий и поехал своей дорогой. Вот цыган ждал его, ждал и только завидел, что Егорий едет назад, сейчас и спрашивает: "Что ж, доложил про меня?" - "нет",- говорит Егорий. "Что ж так?" - "Забыл!" Вот и в другой раз вышел цыган на дорогу и опять повстречал Егория: едет он к Богу за приказом. Цыган и просит: "Доложи-де про меня!" - "Хорошо",- сказал Егорий - и опять позабыл. Вышел цыган и в третий раз на дорогу, увидетл Егория и снова просит: "Скажи-де про меня Богу!" - "Хорошо, скажу".- "Да ты, пожалуй, забудешь?" - "Нет не забуду". Только цыган не верит: "Дай, говорит, мне твое золотое стремя, я подержу, пока назад вернёшься; я без того ты опять позабудешь". Егорий отвязал золотое стремя, отдал цыгану, а сам об одном стремени поехал дальше. Приехал к Богу и стал спрашивать: чем кому жить, чем промышлять? Получил приказ и хотел было назад ехать; только стал на лошадь садиться, глянул на стремя и вспомнил про цыгана. Воротился к Богу и говорит: "Попался мне ещё на дороге цыган и наказал спросить: чем ему питаться?" - "А цыгану,- говорит,- то и промысел, коли у кого что возьмёт да утаит, его дело обмануть да выбожить!" Сел Егорий на коня и приехал к цыгану: "Ну, вправду ты, цыган, сказывал! Коли б не взял ты стремя, совсем бы забыл про тебя". - "То-то и есть! - сказал цыган. - теперь по век меня не забудешь, как только глянешь на стремено - сразу меня вспомянешь. Ну, что Господь-то сказал?" - "А то и сказал: коли у кого что возьмёшь - утаишь да забожишь, твоё будет!" - "Спасибо",- молвил цыган поклонился и повернул домой. "Куда ж ты? - Спросил Егорий. - Отдай моё золотое стремя".- "Какое стремя?" - "Да ты же у меня взял!" - "Когда я у тебя брал? Я тебя впервые вижу и никакого стремена не брал, ей-Богу, не брал!" - забожился цыган.
Что делать - бился с ним, бился Егорий, так и уехал ни с чем! "Ну, правду сказывал цыган: коли б не давал ему стремена - не знал бы его, а теперь по век помнить буду!"
Цыган взял золотое стремя и пошёл продавать. Идёт дорогою, а навстречу ему едет барин. "Что цыган, продаёшь стремено?" - "Продаю." - "Полтары тысячи рублёв". - "Зачем так дорого?" - "Затем, что оно золотое". - "Ну, ладно!- сказал барин; хватился в карман - нет больше тысячи. - вот тебе, цыган, тысяча - отдавай стремено, а остальные деньги напоследях получишь".- "Нет, барин; тысячу-то рублёв, пожалуй, я возьму, а стремена не отдам; как дошлешь, что следу по уговору, тогда и товар получишь". Барин отдал ему тысячу и поехал домой. И только приехал - сейчас вынул пятьсот рублёв и послал к цыгану с своим человеком: "Отдай, - говорят, - эти деньги цыгану да возьми у него золотое стремено". Вот приходит барский человек в избу к цыгану. "Здорово, цыган!" - "Здорово, добрый человек!" - "Я привёз тебе деньги от барина", - "Ну давай, коли привёз". Взял цыган пятьсот рублев и давай поить его видом: напоил досыта, стал барский человек собираться домой и говорит цыгану: "Давай же золотое стремено" - "Какое?" - "Да то, что барину продал!" - "Когда продал? У меня никакого стремени не было". - "Ну, подавай назад деньги!" - "Ну, подавай назад деньги!" - "Какие деньги?" - "Да я сейчас отдал тебе рублев". -"Никаких денег и не видал, ей Богу, не видел! Ещё самого тебя Христа ради поил, не то что брать с тебя деньги!" Так и отперся цыган. Только услыхал про то барин, сейчас поскакал к цыгану: "Что ж ты, вор эдакой, деньги забрал, а золотого стремена не отдаёшь?" - "Да какое стремено? Ну, ты сам, барин, рассуди, как можно, чтоб у эдакого мужика-серяка да было золотое стремено!" Вот барин с ним возился-возился, ничего не берёт. "Поедем,- говорит, - судиться". - "Пожалуй,- отвечает цыган,- только подумай, как мне с тобой ехать-то? Ты как есть барин, а я мужик вахлак! Наряди-ка наперёд меня в хорошую одежду, да и поедем вместе".
Барин нарядил его в свою одежду, и поехали они в город судиться. Вот приехали в суд; барин говорит: "Купил я у этого цыгана золотое стремена; он деньги-то взял, а стремени не отдаёт". А цыган говорит: "Господа судьи! Сами подумайте, откудова возьмется у мужика-серяка золотое стремено? У меня дома и хлеба-то нету! Не ведаю, чего этому барину надо от меня? Он, пожалуй, скажет, что на мне и одежда-то его!" - "Да таки моя!" - закричал барин. "Вот видите, господа судьи!"
Тем дело и конечно: поехал барин домой ни с чем, а цыган стал себе жить да поживать, да добра наживать.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Золотое стремя.
Опубликовано:
Автор:
Читателей:1611

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 2]



 
Линия времени 1000-800 до н.э.
1000-800 до
Период наивысшего расцвета Фригийского царства в северо-западной части Малой Азии со столицей Гордион.
История вычислительной техники 1899 Открыт принцип записи на магнитных носителях
1899 Открыт
Открыт принцип записи на магнитных носителях - Металлической проволоке и, позднее, ленте.
Из старых журналов Атеросклероз и питание
Атеросклероз и
В наш век широко распространились заболевания сердечно-сосудистой системы, и прежде всего склероз. Среди причин, вызывающих атеросклероз, называют бурный темп жизни, стрессовые состояния,
История вычислительной техники 1936 Джон Атанасов разрабатывает теоретическую модель компьютера
1936 Джон
Сотрудник Айовского университета Джон Атанасов разрабатывает теоретическую модель компьютера. Совместно с К. Берри конструирует АВС - первый компьютер для решения уравнений. Проект не
Химическая энциклопедия 1894
1894
У. Рамзай и У. Релей открыли аргон. В. Оствальд дал определение катализа; обосновал механизм действия кислорода-основных индикаторов.
Биологический справочник Автоспоры
Автоспоры
Апланоспоры у некоторых хлорококковых водорослей, формирующиеся бесполым путём внутри материнской клетки и подобные ей по форме.