Илья-пророк и Никола.

Илья-пророк и Никола. Давно было. Жил был мужик. Николин день завсегда почитал, а в Ильин нет-нет да и работать станет; Николе угоднику и молебен отслужит, и свечку поставит, а про Илью-пророка с Николой полем этого самого мужика; идут они да смотрят - на ниве зеленя стоят такие славные, что душа не нарадуется. "Вот будет урожай так урожай!- говорит Никола.- Да и мужик-то, право, хороший, добрый, набожный; Бога помнит и святых знает! К рукам добро достанется…" - "А вот посмотрим,- отвечал Илья,- ещё много ли достанется! Как спасло я молнией, как выбью градом всё поле, так будет мужик твой правду знать да Ильин день почитать". Поспорили-поспорили и разошлись в разные стороны Никола-угодник сейчас к мужику: "Продай, говорит, поскорее ильинскому батьке весь свой хлеб на корню; нето ничего не останется, всё градом повыбьет". Бросился мужик к попу: "Не купишь ли, батюшка хлеба на корню? Всё поле продам; такая нужда в деньгах прилучилась, что вынь да положь! Купи отец! За дёшево отдам". Торговать-торговаться, и сторговались. Мужик забрал деньги и пошёл домой.
Прошло не много не мало времени: собралась подвинулась грозная туча, страшным ливнем и градом разрозилась над нивою мужика, весь хлеб как ножём срезало - не оставило ни одной былинки. На другой день идут мимо Илья-пророк с Николою; и говорит Илья: "Посмотри каково разорил я мужиково поле!" - "Мужиково? Нет брат! Разорил хорошо только это поле Ильинского попа, а не мужиково". - "Как попа?" - "Да так; мужик - с неделю будет - как продал его ильинскому батьке и деньги все с полна получил. То-то, чай поп по деньгам плачет!" - "Постой же, - сказал Илья-пророк,- я опять поправлю ниву, будет она вдвое лучше прежнего". Поговорили, пошли всякий своей дорогою. Никола-угодник опять к мужику: "Ступай,- говорит,- к попу, выкупай поле - в убытке не будешь". Пошёл мужик к попу, кланяется и говорит: "Вижу, батюшка, послал Господь Бог несчастье на тебя- всё поле градом выбито, хоть шар покати! Так уж и счастье на тебя - всё поле выбито, хоть шар покати! Так уж и быть, давай пополам грех: я беру своё поле, а тебе не бедность вот половина твоих денег". Поп обрадовался, и тотчас они по рукам ударили.
Меж тем - откуда что взялось мужиково поле поправляться; от старых корней новые свежие побеги. Дождевые тучи то и дело над нивою и поят землю; чудный уродился хлеб- высокий да частый; сорной травы не видать; а колос налился полный-полный, так и гнётся к земле. Пригрело солнышко, и созрела рожь - словно золотая стоит в поле. Много нажал мужик снопов, много наклал копен; уж собрался возить да в скирды складывать. На ту пору идёт опять мимо Илья-пророк с Николою. Весело оглянул он всё поле и говорит: "Посмотри, Никола, какая благодать! Вот так наградил я попа, по век свой не забудет…" - "Попа?! Нет, брат! Благодать-то велика, да ведь поле это - мужиково; поп тут не причём останется". - "Что ты!" - "Правое слово! Как выбило градом всю ниву, мужик пошёл к ильинскому батьке и выкупил её назад за половинную цену". - "Постой же!" - сказал Илья-пророк. - Я отниму у хлеба всю спорынью: сколько бы ни наклал мужик снопов, больше четверика за раз не вымолотить. - "Плохо дело!" - думает Никола-угодник; сейчас отправится к мужику: "Смотри,- говорит, - как станешь хлеб молотить больше одного снопа за раз не клади на ток".
Стал мужик молотить: что ни сноп, то и четверик зерна. Все закрома, все клети набил рожью, а все ещё остаётся много; поставил он новые амбары и насыпал полнёхоньки. Вот идёт ка-то Илья-пророк с Николою мимо его двора, посмотрел туда-сюда и говорит; "Ишь какие амбары вывел!" Что-то насыпать в них станет?" - "Они уж полнёхоньки", - отвечает Никола-угодник. "Да откуда же взял мужик столько хлеба?" - "Эва! У него всякий сноп дал по четсерику зерна; как зачал молотить, он всё по одному снопу клал на ток". - "Э, братНикола! - догадался Илья-пророк.- Это всё ты мужику пересказываешь". - "Ну, вот выдумал; стану я пересказывать…" - "Как там хочешь, а уж это твоё дело! Ну будет же меня мужик помнить!" - "Что ты ему сделаешь?" - "А что сделаю, того тебе не скажу". "Вот когда беда, так беда приходит!" - думает Никола-угодник, и опять к мужику: купи, говорит, две свечи, большую да малую, и сделай то-то и то-то.
Вот на другой день идут вместе Илья-пророк и Никола-угодник в виде странников, и попадается им на встречу мужик: несёт две восковые свечи - одну большую рублёвую, а другую копеечную. "Куда, мужичок, путь держишь?" - спрашивает его Никола-угодник. "Да вот иду свечку рублёвую поставить Илье-пророку; уж такой милостливый ко мне! Градом поле выбило, так он, батюшка, постарался да вдвое лучше прежнего дал урожай". - "А копеечная-то свеча на что?" - "Ну, эта Николе!" - сказал мужик дальше. "Вот ты, Илья, говоришь, что я всё мужику пересказываю, чай, теперь это правда!"
На том дело и покончилось, смиловался Илья-пророк, перестал мужику бедоя грозить, а мужик зажил припеваючи и стал с той поры одинаково почитать Ильин день и Николин день.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Илья-пророк и Никола.
Опубликовано:
Автор:
Читателей:1077

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 0]



 
Это интересно! ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
ПОВЫШЕНИЕ
Производство тканей первым испытало на себе внедрение новых изобретений. В 1773 г. английский ткач Джон Кей (1704-ок.1764) изобрел летающий (самолетный) челнок и механизировал ткацкий процесс.
Это интересно! РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕМНИ
Цель многих изобретений - повысить безопасность пассажиров при автомобильных авариях. В 1903 г. француз Гюстав Либо запатентовал конструкцию защитных ремней для пассажиров автомобилей и самолетов.
Словарь компьютерных терминов Идентификатор (identifier)
Идентификатор
Лексическая единица, используемая в качестве имени для элементов языка; присваиваемое данному и представляющее собой последовательность латинских букв и цифр, начинающуюся с буквы. ИДЕНТИФИКАТОР
Личность в истории Хосров I Ануширван (531-579 гг.)
Хосров I
Хосров I Ануширван [букв. - "с бессмертной душой"], иранский царь из династии Сасанидов. Его правление стало временем наивысшего могущества Сасанидского государства. На государственную службу
Химическая энциклопедия 1860
1860
Ж. Стас опубликовал результаты работ по определению атомных масс многих элементов
Линия времени 1030 до н.э. Создание Израильско-Иудейского царства.
1030 до н.э.
Саул, основатель Израильско-Иудейского царства, в первые два года своего царствования собирает хорошее постоянное войско. Начальником войск был сам царь, некоторыми отрядами руководил его сын