Николай I (1796-1855)

Николай I (1796-1855) Российский император с 1825 г. Будучи третьим сыном императора Павла I, Николай не был ориентирован на наследование престола. Получил военное образование в соответствии с традиционным представлением о будущем поприще великих князей. Воспитывался в большой строгости. Его главный наставник генерал Ламздорф позволял себе наказывать великого князя линейкой и даже ружейными шомполами. Унаследовал от отца и деда (Петра III) страсть к внешней стороне военного дела.

Среди его учителей были, однако, и известные ученые: экономист А. К. Шторх, правовед М. А. Балугьянский и др. Тем не менее, Николай склонности к "отвлеченным" наукам не проявлял. Лишь в 1819 г. впервые узнал от Александра I, что, возможно, именно ему, Николаю, предстоит наследовать трон. Манифест об отречении Константина от принадлежавшего ему права наследовать престол старшего брата, у которого не было прямых законных наследников, и переходе власти к Николаю был составлен Александром I еще в 1823 г., но при жизни этого императора не был опубликован. Таким образом, после его смерти создалась ситуация междуцарствия, выход из которой, связанный с переприсягой Николаю I, был омрачен выступлением декабристов. Это событие оказало двойственное влияние на все новое царствование. С одной стороны, оно, несомненно, усилило полицейское охранительство и государственный контроль над обществом. С другой - стимулировало разработку реформ. Главная особенность николаевского реформаторства - его сугубо бюрократический, секретный характер. Наиболее крупная реформа - государственной деревни в 1837-1841 гг. - была проведена П. Д. Киселевым.

Но это была лишь часть оставшегося нереализованным в полной мере масштабного плана реформ, имевшего своей целью поэтапное упразднение крепостного права. Реформаторские намерения правительства Николая 1 были тесно переплетены с охранительными и регламентирующими тенденциями. В полном соответствии с духом царствования (упорядочение, а не преобразование!) была кодификация законов, проведенная М. М. Сперанским, а также финансовые и административные реформы Е. Ф. Канкрина. Завершение создания системы государственного образования при С. С. Уварове и оформление официальной идеологии имели своей целью установить контроль над молодыми умами. Вместе с тем в деятельности тогдашнего министра на родного просвещения было немало и новых черт. Именно при Николае был заведен обычай регулярно отправлять выпускников университетов в длительные заграничные командировки для подготовки их к профессорской деятельности. Крымская война выявила недостаточность модернизационных усилий власти за предшествовавшее тридцатилетие. Вместе с императором Николаем завершилась система.



Опубликовано:26/03/1999
Автор:ВШБ
Читателей:1249

Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 2]



 
Новости В приморском
В приморском
На днях в объектив фотоловушки на территории нацпарка «Земля леопарда» попал леопард дальневосточный Leo 35M. Ученые между собой называют его Алексей. Специалисты уверяют, что животному на
Новости Выбор темы курсовой работы
Выбор темы курсовой работы
Курсовая работа – задача, без решения которой не обходится обучение ни в одном ВУЗе. Самым сложным и ответственным этапом в подготовке проекта такого уровня будет выбор темы. Обычно кафедра предлагает достаточно большой список тем, из которых можно подобрать одну по своему усмотрению. Однако порой преподаватель может и
Новости Российские ученые
Российские ученые
Появился новый способ, как можно на безопасном для нашей планеты расстоянии уничтожать угрожающие ей астероиды. Об этом сообщили ученые из госуниверситета города Томска. Они уверяют, что
Новости Как модернизировать школьный актовый
Как модернизировать школьный актовый
Современные требования к школьному образованию предполагают наличие у учебного заведения возможностей для качественного представления аудио-визуальных обучающих материалов. К сожалению, многие школы сейчас еще пользуются устаревшим проекционным оборудованием. Чтобы иметь возможности для проведения массовых