Николай I (1796-1855)

Николай I (1796-1855) Российский император с 1825 г. Будучи третьим сыном императора Павла I, Николай не был ориентирован на наследование престола. Получил военное образование в соответствии с традиционным представлением о будущем поприще великих князей. Воспитывался в большой строгости. Его главный наставник генерал Ламздорф позволял себе наказывать великого князя линейкой и даже ружейными шомполами. Унаследовал от отца и деда (Петра III) страсть к внешней стороне военного дела.

Среди его учителей были, однако, и известные ученые: экономист А. К. Шторх, правовед М. А. Балугьянский и др. Тем не менее, Николай склонности к "отвлеченным" наукам не проявлял. Лишь в 1819 г. впервые узнал от Александра I, что, возможно, именно ему, Николаю, предстоит наследовать трон. Манифест об отречении Константина от принадлежавшего ему права наследовать престол старшего брата, у которого не было прямых законных наследников, и переходе власти к Николаю был составлен Александром I еще в 1823 г., но при жизни этого императора не был опубликован. Таким образом, после его смерти создалась ситуация междуцарствия, выход из которой, связанный с переприсягой Николаю I, был омрачен выступлением декабристов. Это событие оказало двойственное влияние на все новое царствование. С одной стороны, оно, несомненно, усилило полицейское охранительство и государственный контроль над обществом. С другой - стимулировало разработку реформ. Главная особенность николаевского реформаторства - его сугубо бюрократический, секретный характер. Наиболее крупная реформа - государственной деревни в 1837-1841 гг. - была проведена П. Д. Киселевым.

Но это была лишь часть оставшегося нереализованным в полной мере масштабного плана реформ, имевшего своей целью поэтапное упразднение крепостного права. Реформаторские намерения правительства Николая 1 были тесно переплетены с охранительными и регламентирующими тенденциями. В полном соответствии с духом царствования (упорядочение, а не преобразование!) была кодификация законов, проведенная М. М. Сперанским, а также финансовые и административные реформы Е. Ф. Канкрина. Завершение создания системы государственного образования при С. С. Уварове и оформление официальной идеологии имели своей целью установить контроль над молодыми умами. Вместе с тем в деятельности тогдашнего министра на родного просвещения было немало и новых черт. Именно при Николае был заведен обычай регулярно отправлять выпускников университетов в длительные заграничные командировки для подготовки их к профессорской деятельности. Крымская война выявила недостаточность модернизационных усилий власти за предшествовавшее тридцатилетие. Вместе с императором Николаем завершилась система.



Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Николай I (1796-1855)
Опубликовано:
Автор:
Читателей:2434

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 2]



 
История вычислительной техники 1886 Дорр Фелт создал Comptometer
1886 Дорр Фелт
Дорр Фелт создал Comptometer - первое устройство с клавишным вводом данных.
Это интересно! КОНСЕРВЫ
КОНСЕРВЫ
Способ хранить пищу в закупоренных жестяных банках изобрел англичанин Петер Дюран. Компания "Донкин, Холии и Библ" приобрела патент и открыла в 1811 г. консервный завод. С 1830 г. в Лондоне началась
Химическая энциклопедия 1913
1913
Н. Бор (лауреат Нобелевской премии 1922) сформулировал основные постулаты квантовой теории атома, согласно которой электроны в атоме обладают определенной энергией и вследствие этого могут вращаться
История вычислительной техники 1647 Вычислитель сэра Сэмюэля Морланда
1647
Созданный в 1647 (по другим данным гораздо позднее 1966-1968гг) вычислитель сэра Сэмюэля Морланда, предназначался для финансовых операций. Из тогдашней прессы - "Сэр Сэмюэл Морленд изобрел два
Химическая энциклопедия 1809
1809
Г. Дэви получил фтороводород [HF - бесцветный газ с удушливым запахом, хорошо растворим в воде с образованием фтороводородной (плавиковой) кислоты].
Личность в истории Лютер Мартин (1483-1546)
Лютер Мартин
Вождь Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). Из семьи бывшего рудокопа, ставшего владельцем плавилен и меднорудных разработок. Учился в Эрфуртском университете.