Александр I (1877-1825)
Российский император с 1801 г. Великий князь Александр был отнят бабкой Екатериной II у родителей (Павла Петровича и Марии Федоровны) с момента своего рождения. Екатерина II задумала воспитать Александра и его брата Константина следуя модным и гуманным педагогическим принципам эпохи Просвещения. В своем стремлении вырастить в лице Александра просвещенного самодержца Екатерина II советовалась с Гримом.Для решения своей задачи она поселила внуков при своем блестящем, вольнодумном и фривольном дворе. В младенческие годы оба внука были устроены в обстановке, вполне отвечавшей требованиям бытовой и личной гигиены, а нежной бабушке хватало и энергии, и любви, и времени, чтобы неуклонно, а порой даже мелочно, следить за их воспитанием. Главным воспитателем, надзиравшим за поведением и здоровьем великих князей, стал граф Н. Салтыков, а непосредственным воспитателем и дядькой великого князя был генерал Протасов. Протасов добросовестно и зорко следил за повседневным поведением воспитанника, отмечая даже мелкие его промахи. В записках своих он не раз жалуется на «праздность» и «лень» великого князя, на его нелюбовь к серьезным занятиям и к «прочному умствованию».
Еще в годы правления его отца Павла I вокруг наследника сложился оппозиционный либеральный кружок. После воцарения Александра в результате дворцового переворота и убийства Павла, деятели этого кружка во главе с новым императором получили возможность попытаться реализовать свои широкие замыслы.
Впервые в повестку дня правительственной политики были поставлены задачи отмены крепостного права и введения представительного правления. Важным направлением деятельности правительства и средством подготовки общества к восприятию нововведений стало распространение просвещения, создание системы государственного образования, центральным звеном которой стали новые университеты (в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Петербурге). Реформы в России готовились в тесном взаимодействии с борьбой против наполеоновской Франции. Неудачи в военных столкновениях с Бонапартом стимулировали реформы. На период Тильзитского мира пришлось возвышение М. М. Сперанского в качестве исполнителя и соавтора преобразовательных проектов Александра I. После победы над Наполеоном Александр, оказавшись на вершине европейской славы, не оставил своих либеральных замыслов. По его приказанию Н. И. Новосильцевым был разработан проект государственного переустройства России на началах разделения властей, представительства и федерализма.
Одновременно нескольким крупным сановникам, включая А. А. Аpaкчеева, было поручено подготовить проекты освобождения крепостных. Все эти широкие замыслы были реализованы лишь на части территории империи: Финляндия и Польша получили конституционную автономию, а в Прибалтике крестьяне были освобождены от крепостной зависимости без земли. В то же время в реальной политической практике нарастали охранительные и даже реакционные тенденции (аракчеевщина, деятельность "Мистической партии" в университетах и т. д.). Александр I - "сфинкс, неразгаданный до гроба" оставил потомкам и загадку своего ухода - ухода из жизни или от власти, о чем он мечтал и любил говорить в течение всей сознательной жизни.
Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Александр I (1877-1825)
Опубликовано:26/03/1999
Автор:ВШБ
Читателей:2145
Статья: Александр I (1877-1825)
Опубликовано:26/03/1999
Автор:ВШБ
Читателей:2145