Александр I (1877-1825)

Нравится Александр I (1877-1825) Российский император с 1801 г. Великий князь Александр был отнят бабкой Екатериной II у родителей (Павла Петровича и Марии Федоровны) с момента своего рождения. Екатерина II задумала воспитать Александра и его брата Константина следуя модным и гуманным педагогическим принципам эпохи Просвещения. В своем стремлении вырастить в лице Александра просвещенного самодержца Екатерина II советовалась с Гримом.

Для решения своей задачи она поселила внуков при своем блестящем, вольнодумном и фривольном дворе. В младенческие годы оба внука были устроены в обстановке, вполне отвечавшей требованиям бытовой и личной гигиены, а нежной бабушке хватало и энергии, и любви, и времени, чтобы неуклонно, а порой даже мелочно, следить за их воспитанием. Главным воспитателем, надзиравшим за поведением и здоровьем великих князей, стал граф Н. Салтыков, а непосредственным воспитателем и дядькой великого князя был генерал Протасов. Протасов добросовестно и зорко следил за повседневным поведением воспитанника, отмечая даже мелкие его промахи. В записках своих он не раз жалуется на «праздность» и «лень» великого князя, на его нелюбовь к серьезным занятиям и к «прочному умствованию».
Еще в годы правления его отца Павла I вокруг наследника сложился оппозиционный либеральный кружок. После воцарения Александра в результате дворцового переворота и убийства Павла, деятели этого кружка во главе с новым императором получили возможность попытаться реализовать свои широкие замыслы.

Впервые в повестку дня правительственной политики были поставлены задачи отмены крепостного права и введения представительного правления. Важным направлением деятельности правительства и средством подготовки общества к восприятию нововведений стало распространение просвещения, создание системы государственного образования, центральным звеном которой стали новые университеты (в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Петербурге). Реформы в России готовились в тесном взаимодействии с борьбой против наполеоновской Франции. Неудачи в военных столкновениях с Бонапартом стимулировали реформы. На период Тильзитского мира пришлось возвышение М. М. Сперанского в качестве исполнителя и соавтора преобразовательных проектов Александра I. После победы над Наполеоном Александр, оказавшись на вершине европейской славы, не оставил своих либеральных замыслов. По его приказанию Н. И. Новосильцевым был разработан проект государственного переустройства России на началах разделения властей, представительства и федерализма.

Одновременно нескольким крупным сановникам, включая А. А. Аpaкчеева, было поручено подготовить проекты освобождения крепостных. Все эти широкие замыслы были реализованы лишь на части территории империи: Финляндия и Польша получили конституционную автономию, а в Прибалтике крестьяне были освобождены от крепостной зависимости без земли. В то же время в реальной политической практике нарастали охранительные и даже реакционные тенденции (аракчеевщина, деятельность "Мистической партии" в университетах и т. д.). Александр I - "сфинкс, неразгаданный до гроба" оставил потомкам и загадку своего ухода - ухода из жизни или от власти, о чем он мечтал и любил говорить в течение всей сознательной жизни.




Опубликовано:26/03/1999
Автор:ВШБ
Читателей:543

Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 0]



Новости науки Физики из МГУ вырастили органические полупроводниковые
Физики из МГУ вырастили органические полупроводниковые
Органические полупроводниковые кристаллы, имеющие высокую светоизлучательную способность, вырастили на физическом факультете МГУ. Использовать можно новые материалы для создания
Новости науки Первый растительный препарат от аллергии готовят сибирские
Первый растительный препарат от аллергии готовят сибирские
Новое растительное вещество открыли ученые из Сибирского государственного медицинского университета. Оно способно не просто подавлять симптомы аллергии, а блокировать аллергический
Новости науки Что такое образование?
Что такое образование?
Образование – это самое ценное приобретение, которое мы получаем с помощью собственных усилий. Ведь чтобы стать по-настоящему образованным человеком, недостаточно просто иметь диплом о том или ином образовании. Образование – это постоянное самоусовершенствование, постоянное ваяние собственного гармоничного и
Новости науки В Якутии обнаружили замороженных детенышей пещерного льва
В Якутии обнаружили замороженных детенышей пещерного льва
В мире есть единственная пара замороженных и целых детенышей пещерного льва, и обнаружили находку в России! 12 августа 2015 года нашли на берегу реки Уяндина в Абыйском районе Якутии в 57-ти
Новости науки Новый вид многоножек обнаружили российские ученые
Новый вид многоножек обнаружили российские ученые
Ученые России обнаружили новый вид многоножек на территории биосферного Алтайского заповедника. Не только сохраняются на охраняемых природных территориях уже известные виды науке, но и
Новости науки Управление развитием воспитательной системы
Управление развитием воспитательной системы
Воспитательная система, созданная в школе общими усилиями учителей, учеников и их родителей, ориентированная на ценности практического гуманизма и предоставляет уникальные возможности для личностного развития и творческой самореализации детей и взрослых. Воспитание молодого поколения является стратегической задачей
История 1774 первая массовая "счетная машина"
1774 первая массовая "счетная
Первая массовая "счетная машина" - механический калькулятор, созданный и продававшийся Филлипом-Малтусом
Химическая 1797
1797
Л. Воклен открыл хром.
Словарь Завершение  (completion, termination)
Завершение (completion, termination)
Аварийное ЗАВЕРШЕНИЕ (abnormal end (termination), abend). Прекращение выполнения задачи при возникновении условий,
Химическая 1766
1766
Г. Кавендиш открыл водород [H2].
Химическая 1859
1859
Н.Н. Бекетов заложил основы металлотермии.
Из старых журналов Фарфор под колесами
Фарфор под колесами
Белые полосы разметки на автомобильных дорогах в последнее время делают с помощью довольно
Личность в истории Карл II Стюарт (1630-1685)
Карл II Стюарт (1630-1685)
Сын Карла I Стюарта и Генриетты Марии Французской. Как и все наследники английского трона, при рождении
БиоМозаика Животные чувства
Животные чувства
Согласно общепринятым представлениям для большинства представителей животного мира проявления чувств -
БиоМозаика Газовая атака на термитов
Газовая атака на термитов
В термитниках часто встречаются гусеницы бабочки ломамийи. Поскольку они значительно меньше законных