Семантика красного цвета в свадебной одежде русских крестьян

Семантика красного цвета в свадебной одежде русских крестьян В жизни человека традиционного общества свадьба, брачение играли огромную роль. Этот момент можно рассматривать как кульминационный, как вершину, но одновременно как начальный, как отправную точку в жизни каждого человека. В самом деле, ведь в досвадебный период юноши и девушки должны были постичь все премудрости будущей самостоятельной семейной жизни, приобрести необходимые трудовые навыки, познать содержание семейных и общественных обрядов и ритуалов и формы участия в них, запомнить множество песен, сказок, поговорок. Девушкам прежде всего необходимо было научиться прясть, ткать, шить и вышивать, чтобы к своей свадьбе самой заготовить холст, полотенца, скатерти и различные предметы одежды. Зачастую девушки (иногда с помощью подруг) заготавливали столько, что этих вещей, особенно одежды, хватало им на многие годы, нередко на всю жизнь. Свадьба была своеобразным экзаменом, когда вес присутствующие могли оценить трудолюбие и результаты многолетнего постижения мастерства, а своеобразным аттестатом девушки-невесты являлся свадебный наряд.
Исследователями-этнографами и искусствоведами накоплен и опубликован обширный материал по свадебному костюму русских крестьян. Отметим, что кроме наряда, одевавшегося непосредственно во время свадьбы девушки готовили, в зависимости от достатка, еще несколько праздничных костюмов, которые отличались от свадебного лишь сортами тканей.
Однако отношение к свадебному костюму было совершенно особенным. Многие крестьянки после замужества надевали его только несколько раз в году, по самым большим праздникам. В ряде губерний дореволюционной России женщины берегли свой свадебный наряд до смерти, когда он использовался как погребальная одежда. Несмотря на сходство с другими праздничными костюмами, заготовленными к свадьбе, именно тот наряд, в котором невеста брачилась (венчалась), буквально все составляющие его предметы, обладали, по убеждению женщин, особыми свойствами, которые могут быть охарактеризованы как магические. Об этом свидетельствуют факты использования рубахи, сарафана, передника, головного убора, пояса для лечения болезней, особенно детских.
Обратимся к семантике цвета свадебного костюма. Вообще описать цвет народного костюма, праздничного, обрядового, повседневного невозможно. Можно говорить лишь о цветовой доминанте. Белый символизировал чистоту помыслов, красный – возрождение к новой жизни, элементы черного – прощание с родительским домом. Вот почему мы найдем в народном костюме гармоничное соединение всех цветов радуги, полевых цветов, белого снега, голубизны неба, золота солнца или бархатную черноту только что вспаханной земли. Заострим внимание на красном цвете, ибо он сопутствовал невесте в качестве символа счастья. Любопытно, что красный, как цвет радости, обязательно использовался в костюме японской невесты, в том числе и в ее прическе. На самом деле тема красного цвета в свадебной одежде настолько многогранна, что требует специального исследования.
Свадебный наряд состоял из большого набора предметов: рубахи, сарафана или поневы, передника, пояса, многоэлементного головного убора, украшений – в костюме невесты; рубахи, штанов, пояса, головного убора – в костюме жениха. Практически все предметы в свадебной одежде и невесты и жениха были отмечены красным цветом. В одежде невесты это красный сарафан; красные узоры в рубахах невесты и жениха: обшивки красной материей горловины и разреза на груди, концов на рукавах жениховых рубах; красный цвет материи в женских головных уборах, красный цвет покрывала невесты, красные пояса.
Общепризнанно, что свадебная одежда обладает, очень высоким семиотическим статусом. Согласно мнению А.Л. Топоркова, свадебная одежда «в первую очередь манифестирует социальные ценности, является знаком половозрастной и общественной роли человека; обращенная внутрь к телу, является его продолжением в таких атрибутах, как магическая сила нагого тела и волос... Одежда, обозначающая границы человеческого тела, принадлежит и внешнему, и внутреннему пространству, и в то же время не принадлежит ни тому, ни другому. Она предстает как медиатор, линия, где внутреннее переходит во внешнее, физиология и телесность – в культуру и социальность». По справедливому замечанию А.К. Байбурина, «Смысл вещей реализуется в различного рода связях, обусловленных контекстом их использования».
В рубахе красные тканые или вышитые узоры располагались на плечевых вставках-паликах. Такие вставки в курских рубахах называли «палика», а в рязанских «палик» – «ласка, ластовка, проставка в рубахе, иноцветная». В. Даль отсылает к слову «палить» – жечь, предавать огню, со(с)жигать. Получается, что оплечья женской рубахи отражают идею опаленности. «Палить», «жечь», а также «ластовка» – ласточка летает между небом и землей и быстрота в полете сравнивается с молнией, с небесным огнем. Тогда узор на «паликах» можно рассматривать как выступившую «кровь» или «шрамы». Эта догадка не лишена основания, так как «в этнографических описаниях XIX – начала XX в. одежда и особенно головной убор предстают не только как внешний покров тела, но и как его продолжение, своеобразная экстериоризация личности».
Соглашаясь с этим выводом А.Л. Топоркова, можно предположить, что не только красные узоры оплечий женских рубах, но и узоры на груди, на подоле и по низу рукавов, а также обшивки красного цвета ворота и разреза, низков рукавов мужских рубах также связаны с кровью. Считаю, что это предположение имеет под собой основание. Оно связано с переходом мальчиков и девочек в другую возрастную группу – юношей и девушек. Как известно, такое изменение статуса знаменовало собой в древности, что подростки прошли обряд инициации, получивший отражение не только в русских сказках, а также в ряде моментов предсвадебного периода.
При наступлении половой зрелости юноша этим обрядом «вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его и приобретал право вступления в брак... Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком... Обряд всегда совершался в глубине леса или кустарника в строгой тайне. Обряд сопровождался телесными истязаниями и повреждениями.… Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. Воскресший получал новое имя, на кожу наносились клейма и другие знаки пройденного обряда». Эти знаки, рубцы на теле прошедшего посвящение, в земледельческий период трансформировались, как принято считать, в растительные узоры, имевшие геометризованный характер, и в обшивки красной тканью ворота и низков в рукавах, поскольку с переходом к земледелию стали использовать для изготовления одежды растительное сырье вместо шкур.
Родовые орнаментальные мотивы и композиции передавались по наследству из поколения в поколение. Сохранилась и традиция размещать узоры на определенных местах рубах. В мужских рубахах вышивали вокруг разреза у ворота. Среди дошедших до наших дней свадебных рубах старообрядцев, проживающих на территории южного Алтая, сохранились мужские рубахи, изготовленные еще в XIX в. В музее Института археологии и этнографии СО РАН хранится одна из таких рубах, сшитая в 30-х годах XIX в. Спереди у горловины вышивка представляет собой расчлененный вертикальными полосками квадрат: орнаментальными полосками окружен разрез с левой стороны, от этого разреза вниз, почти до пояса, опускается стилизованный под растительный фаллической формы узор, заполненный квадратиками, уменьшающимися книзу по размерам. Красной орнаментальной каймой окружен и ворот. Концы рукавов и подол украшены двумя широкими и одной узкой полосками кумача, рукава заканчиваются присобранной в мелкие складки оборкой из белого холста. Спинка вверху украшена вышивкой в виде двух расположенных друг под другом углов, обращенных вершинами вниз, достигающими пояса и заканчивающихся на вершинах маленькими крестиками. Швы, соединяющие центральное полотно с боковыми, прикрыты узкими полосками кумача, по которому вышиты мелкие крестики-звездочки. В Государственном музее этнографии хранится несколько подобных рубах. Во всех рубахах (они архаического туникообразного покроя) вдоль боковых сторон центрального полотна в местах соединения с рукавами и боковыми полотнищами проходят узкие полоски кумача, прикрывающие соединительные швы. По кумачу вышит синими и белыми нитками спиралевидный орнамент. Малочисленность подобных рубах (их количество не превышает двух десятков во всех музеях) и полосы кумача, прикрывающие соединительные швы, заставляют обратить на них особое внимание. По-видимому, подобные ленты в старинных рубахах русских крестьян-старообрядцев в силу их уникальности и малочисленности можно связать с культом Митры, который был распространен в глубокой древности у индоиранских народов, проживавших по соседству со славянами (скифо-сарматский мир), а, может быть, это наследие более древнего времени. Тогда становится понятным бытование как в женской, так и в мужской одежде различных народов Кавказа, Поволжья и Северо-запада Сибири этих так называемых «митриевых лент».
Со временем символическое значение красного цвета заметно упростилось, однако он остался одним из традиционных цветов свадебного костюма 19 – начала 20 века (именно этот период мы и будем рассматривать далее) и стал знаменовать счастье и благополучие будущей семейной жизни.
(Статья написана по материалам: Н.В. Зорин «Русский свадебный ритуал»; И.Шангина «Русские девушки»; И.Шангина «Русские праздники»; «Русская мифология» под ред. Е. Мадлевской).

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Семантика красного цвета в свадебной одежде русских крестьян
Опубликовано:
Автор:
Читателей:3004

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 4]


Мнение[Ваше мнение]

 
БиоМозаика Чешуйчатые кальмары
Чешуйчатые
Живут в океане кальмары. Их больше 600 видов, и все они разные. Есть огромные, тело которых достигает двух – двух с половиной метров, не принимая во внимание щупальца, есть и
Словарь компьютерных терминов Игнорирование (to ignore an error)
Игнорирование
Удаление выявленной в программе ошибки из списка ошибок. При этом не исключается влияние этой ошибки на последующий ход выполнения этой программы и полученные результаты.
Крылатые слова Буря в стакане воды
Буря в стакане
Иносказательно - суматоха, волнение, ссоры по пустякам, не достойным внимания. Выражение приписывается французскому философу Монтескье (1689-1755). Задолго до Монтескье существовали сходные выражения
Хочу все знать Нарушение равновесия
Нарушение
Когда люди по своей воле изменяют природные ландшафты, они могут нарушить водный баланс, в результате чего земля пересыхает или, наоборот, становится болотистой. Например, в поселках и городах землю
Словарь компьютерных терминов Ценность (value)
Ценность
ЦЕННОСТЬ Информации (information value). Свойство информации, определяемое ее пригодностью к практическому использованию в различных областях целенаправленной деятельности человека.
Из старых журналов Нефтяные резервы земли
Нефтяные
В топливном балансе Советского Союза нефть и газ занимают ведущее место. За последние четверть века добыча нефти увеличилась более чем в 10 раз. Произошло это в основном благодаря открытию новых