Нравственные ценности русского предпринимательства

Нравственные ценности русского предпринимательства Тот факт, что предпринимательство уходит корнями в древние религиозные институты, был отмечен еще немецкими теоретиками М.Вебером и В.Зомбартом. Они провели аналогию между поступками предпринимателя и посвятившего себя религии человека. И тот, и другой направляет свои действия на непрерывное самосовершенствование, рассчитывая только на собственные силы. Как духовные, так и материальные богатства свидетельствуют о высокой степени ответственности: перед Богом или деловыми партнерами.

Особенности же русского менталитета создали уникальное явление отделения православных ценностей от экономического успеха. На Руси никогда не соотносился предпринимательский успех и духовный облик человека. «Деньгами души не выкупишь» – эта поговорка наиболее точно описывает сложившуюся ситуацию.

Сами купцы говорили, что человеку нужно стремиться лишь к тому, чтобы иметь лишь необходимое в жизни. На свою деятельность купцы смотрели как на миссию, а про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует отчета.

Однако такое разделение не мешало российским предпринимателям добиваться грандиозных коммерческих успехов на фоне развитой благотворительности. Благотворительность же была необходима человеку, для того чтобы ощущать, что он живет «в Боге».

Однако непрерывный рост просвещения, заметное влияние западноевропейской мысли к началу XX века привели к резкому надлому русского менталитета. Человек стал осознавать и оправдывать земную жизнь, ее смысл и значение материальных ценностей. Стремление к духовности стало заменяться на стремление к земному, повседневному. Такой отход от традиционных русских ценностей был тяжелым и болезненным. Не редки были связанные с ним человеческие трагедии.

Развитие меценатства было тесно связано с ростом национального самосознания в русском обществе. Отправной точкой такого развития стал 1812 год. Разграбление и осквернение православных соборов воспринималось купечеством не просто с негодованием, но стало исходным пунктом в процессе формирования русского национального самосознания.

В это время стал складываться общественный идеал, основанный не на идеях самодержавия, а на идее народности. «Русская идея» трактовалась как рост исторического влияния Москвы, русского народа проводником, в жизнь которого было купечество. Купечество было заинтересовано в развитии национальной промышленности, в сокращении влияния иностранцев на хозяйственную жизнь России. Российский купец был собирательным образом «экономического человека», обладающего трудолюбием, предприимчивостью и расчетливостью.

Не смотря на это, от предпринимательства произошло ответвление идеологии либерализма, проповедующего общие правила социально-экономической деятельности, когда каждый член общества имеет равные стартовые возможности и живет сообразно общим правилам поведения.

Предпринимательская же идеология нацелена на завоевание максимальных благ. При этом главным ориентиром является максимизация прибыли, для достижения которого моральные нормы и правила не играют существенной роли. Однако в России идеи предпринимательства столкнулись с религиозной добродетелью. Возник раскол между предпринимательством и институтом православия.

Русское предпринимательство была уничтожено в начале XX века вместе с его представителями. В качестве новой идеологии насаждалась идеология пролетариата (рабочего класса).

После краха коммунистического режима, предпринимательство стало основываться на денежно-вещных отношениях, главным девизом которых стал лозунг «Все на продажу».

Однако система таких отношений не имеет ничего общего с идеологией русского предпринимательства.

Предпринимательство имеет двойственную природу. С одной стороны это творчество

И, как и всякое творчество, происходит зачастую подсознательно, по наитию, вдохновению. Являясь и для окружающих, и порой для самого предпринимателя, чудом.

Восприятия предпринимательства как искусство заключается в эстетическом отношении к действительности. Предприниматель стремится к красоте решений, красоте отношений, к организационной и корпоративной культуре. Тяга к прекрасному рождает альтруизм, бескорыстие и не заинтересованность в материальной выгоде. История предпринимательства России знает многочисленные случаи, когда купец, радея об общественной или государевой службе, буквально разорялся, вкладывая собственные средства.

С другой стороны предпринимательство как наука способно поддаваться осмыслению, формализации, что приводит к возможности обучаться предпринимательству. Однако само по себе обучение, получение навыков и знаний, необходимых предпринимателю не могут создать предпринимателя – творца.

Только сплав, синтез этих двух составляющих могут стать фундаментом вновь зарождающегося русского предпринимательства способного стать основой для поиска национальной идеи и формирования национального самосознания.

На иллюстрации: "Купец (Старик с деньгами)", 1918, Кустодиев Б.М.

Опубликовано:09/12/2003
Автор:ВШБ
Читателей:1306
Нравственные ценности русского предпринимательства

Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 4]


Мнение[Ваше мнение]

 
Новости В приморском
В приморском
На днях в объектив фотоловушки на территории нацпарка «Земля леопарда» попал леопард дальневосточный Leo 35M. Ученые между собой называют его Алексей. Специалисты уверяют, что животному на
Новости Перспективы рекламодателя в
Перспективы рекламодателя в
Как часто перед вами, как рекламодателем, стоит вопрос о том, какую именно рекламную поверхность предпочесть? Вы бизнесмен, умудрённый большим опытом, и для вас крайне важно тратить деньги только на то, что несёт в себе перспективу.Рекламные щиты 3х6 – перспектива рекламодателяВы уже не раз заказывали рекламные щиты и сегодня
Новости Российские ученые
Российские ученые
Появился новый способ, как можно на безопасном для нашей планеты расстоянии уничтожать угрожающие ей астероиды. Об этом сообщили ученые из госуниверситета города Томска. Они уверяют, что
Новости Как без риска приобрести земельный
Как без риска приобрести земельный
Недвижимость и земельные участки в частности являются выгодным вложением денег. Между тем, сделки по покупке недвижимости связаны с рисками, минимизировать которые можно при соблюдении правильных условий ее приобретения. Перед покупкой участка необходимо уточнить целевое назначение земли: от этой характеристики зависит