Нравственные ценности русского предпринимательства

Нравственные ценности русского предпринимательства Тот факт, что предпринимательство уходит корнями в древние религиозные институты, был отмечен еще немецкими теоретиками М.Вебером и В.Зомбартом. Они провели аналогию между поступками предпринимателя и посвятившего себя религии человека. И тот, и другой направляет свои действия на непрерывное самосовершенствование, рассчитывая только на собственные силы. Как духовные, так и материальные богатства свидетельствуют о высокой степени ответственности: перед Богом или деловыми партнерами.

Особенности же русского менталитета создали уникальное явление отделения православных ценностей от экономического успеха. На Руси никогда не соотносился предпринимательский успех и духовный облик человека. «Деньгами души не выкупишь» – эта поговорка наиболее точно описывает сложившуюся ситуацию.

Сами купцы говорили, что человеку нужно стремиться лишь к тому, чтобы иметь лишь необходимое в жизни. На свою деятельность купцы смотрели как на миссию, а про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует отчета.

Однако такое разделение не мешало российским предпринимателям добиваться грандиозных коммерческих успехов на фоне развитой благотворительности. Благотворительность же была необходима человеку, для того чтобы ощущать, что он живет «в Боге».

Однако непрерывный рост просвещения, заметное влияние западноевропейской мысли к началу XX века привели к резкому надлому русского менталитета. Человек стал осознавать и оправдывать земную жизнь, ее смысл и значение материальных ценностей. Стремление к духовности стало заменяться на стремление к земному, повседневному. Такой отход от традиционных русских ценностей был тяжелым и болезненным. Не редки были связанные с ним человеческие трагедии.

Развитие меценатства было тесно связано с ростом национального самосознания в русском обществе. Отправной точкой такого развития стал 1812 год. Разграбление и осквернение православных соборов воспринималось купечеством не просто с негодованием, но стало исходным пунктом в процессе формирования русского национального самосознания.

В это время стал складываться общественный идеал, основанный не на идеях самодержавия, а на идее народности. «Русская идея» трактовалась как рост исторического влияния Москвы, русского народа проводником, в жизнь которого было купечество. Купечество было заинтересовано в развитии национальной промышленности, в сокращении влияния иностранцев на хозяйственную жизнь России. Российский купец был собирательным образом «экономического человека», обладающего трудолюбием, предприимчивостью и расчетливостью.

Не смотря на это, от предпринимательства произошло ответвление идеологии либерализма, проповедующего общие правила социально-экономической деятельности, когда каждый член общества имеет равные стартовые возможности и живет сообразно общим правилам поведения.

Предпринимательская же идеология нацелена на завоевание максимальных благ. При этом главным ориентиром является максимизация прибыли, для достижения которого моральные нормы и правила не играют существенной роли. Однако в России идеи предпринимательства столкнулись с религиозной добродетелью. Возник раскол между предпринимательством и институтом православия.

Русское предпринимательство была уничтожено в начале XX века вместе с его представителями. В качестве новой идеологии насаждалась идеология пролетариата (рабочего класса).

После краха коммунистического режима, предпринимательство стало основываться на денежно-вещных отношениях, главным девизом которых стал лозунг «Все на продажу».

Однако система таких отношений не имеет ничего общего с идеологией русского предпринимательства.

Предпринимательство имеет двойственную природу. С одной стороны это творчество

И, как и всякое творчество, происходит зачастую подсознательно, по наитию, вдохновению. Являясь и для окружающих, и порой для самого предпринимателя, чудом.

Восприятия предпринимательства как искусство заключается в эстетическом отношении к действительности. Предприниматель стремится к красоте решений, красоте отношений, к организационной и корпоративной культуре. Тяга к прекрасному рождает альтруизм, бескорыстие и не заинтересованность в материальной выгоде. История предпринимательства России знает многочисленные случаи, когда купец, радея об общественной или государевой службе, буквально разорялся, вкладывая собственные средства.

С другой стороны предпринимательство как наука способно поддаваться осмыслению, формализации, что приводит к возможности обучаться предпринимательству. Однако само по себе обучение, получение навыков и знаний, необходимых предпринимателю не могут создать предпринимателя – творца.

Только сплав, синтез этих двух составляющих могут стать фундаментом вновь зарождающегося русского предпринимательства способного стать основой для поиска национальной идеи и формирования национального самосознания.

На иллюстрации: "Купец (Старик с деньгами)", 1918, Кустодиев Б.М.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Нравственные ценности русского предпринимательства
Опубликовано:
Автор:
Читателей:2401
Нравственные ценности русского предпринимательства

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 4]


Мнение[Ваше мнение]

 
Личность в истории Боливар С. (1783-1830)
Боливар С.
Один из руководителей борьбы за независимость испанских колоний в Америке. Из знатной креольской семьи. Юность провел в Европе. Начал освободительную борьбу против испанского владычества в Венесуэле.
БиоМозаика Мушиный бизнес
Мушиный бизнес
Бизнес делать можно на всём. Кенийцы, например, начали вывозить за границу… мух. Раз в месяц в аэропорт доставляют контейнеры с необычным грузом. Кенийских мух отправляют более чем в 20 стран.
БиоМозаика Мурашеед — кандидат в неживые ископаемые
Мурашеед —

По-русски этого зверька называют Мурашеед, а вот на родине, в Австралии, его называют его нумбатом. Мурашеед-нумбат небольшой зверек, примерно с белку, с пушистым хвостом, Биологический справочник Авидность (avidus)

Авидность
Авидность (avidus) - мера способности гетерогенной смеси антител связываться с соответствующим макромолекулярным (полидетерминантным) антигеном; основная характеристика иммунных сывороток Словарь компьютерных терминов Магистраль (unibus)
Магистраль
1. Линия связи; выделенный канал передачи данных. 2. Устройство связи процессора и оперативной памяти с устройствами управления вводом-выводом. 3. Устройство, допускающее параллельное
Личность в истории Лорис-Меликов М. Т. (1825-1888)
Лорис-Меликов
Государственный и военный деятель России, генерал-адъютант. Из дворян Тифлисской губернии. Участвовал в боевых действиях на Кавказе против Шамиля, во время Крымской (1853-1856 гг.) и Русско-турецкой