Мотор-колесо - от инженера Порше до изобретателя Шкондина
Это случилось в 1900 году. На Всемирной выставке в Париже был впервые в мире представлен электромобиль. Его создатели, а это были Хельмут Лонер и Фердинанд Порше, славно потрудились над своим детищем. КПД электродвигателя достигал на то время рекордных 83%, что даже сегодня не под силу обычному двигателю внутреннего сгорания (ДВС). А находился этот двигатель … в колесе.Это было революционное решение инженера Порше. Долой коробку передач и карданный вал, долой ведущий мост с его дифференциалом. Только аккумуляторы и мотор-колесо. Правда путь на полном заряде исчислялся полусотней километров. Установив на машину бензиновый мотор-генератор, Порше стал отцом гибридных машин.
Инженер Порше не стал «изобретать велосипед», а взял серийный двигатель постоянного тока, закрепил его статор на оси, а на ось ротора навесил колесо. Просто и гениально. Но вот вес такой конструкции оказался великоват – 115 кг, а это для переднего колеса многовато будет. Эта неподрессореная масса на дорогах того времени создавала много трудностей в управлении машиной, да и вибрация от нее, передаваемая на кузов, гасилась очень плохо.
Увы, гибридный привод Порше, поначалу поразивший воображение, в силу неразвитости электротехники тех времен пришлось списать в утиль. Все-таки ДВС и дизель обещали более заманчивую перспективу. Но идея мотор-колеса и электротрансмиссии оказалась живучей при постройке тяжелой транспортной техники. Все инженерные расчеты подтверждали, что проще и удобнее генерировать момент тяги непосредственно в месте применения, а именно в колесе, чем иметь громадные потери в трансмиссии, когда нагрузка исчисляется десятками или сотнями тонн.
Последовавшие после инженера Порше работы конструкторов дали только в бывшем Советском Союзе немало хорошей техники: карьерные самосвалы, тепловозы и трактора. Во время Великой Отечественной войны применялись самоходные артиллерийские установки на дизель-электрической тяге. Во многих случаях это было единственно верным решением проблемы.
Мотор-колеса делали вначале на коллекторных двигателях постоянного тока. Однако большие габариты и вес, наличие щеточного механизма, ухудшающего эксплуатационную надежность постепенно были вытеснены многофазными системами с частотным регулированием оборотов. Все дело в том, что такая система содержала меньше деталей, а значит была более надежной. Немаловажным оказался тот факт, что электродвигатель с подъемом частоты не только увеличивал скорость вращения, но и пропорционально увеличивал свою мощность.
Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Мотор-колесо - от инженера Порше до изобретателя Шкондина
Опубликовано:21/10/2010
Автор:ВШБ
Читателей:1664
Статья: Мотор-колесо - от инженера Порше до изобретателя Шкондина
Опубликовано:21/10/2010
Автор:ВШБ
Читателей:1664