ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА

Нравится ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА Ся грамота выписана из великаго князя Александровы грамоты и из княж Костянтиновы грамоты и изо всех приписков псковъских пошлин по благословению отец своих попов всех 5 съборов, и священноиноков, и дияконов, и священников и всего Божиа священьства всем Псковом на вечи, в лето 6905-е.
1. Се суд княжей, ож клеть покрадут за зомком или сани под полстью или воз под титягою или лодью под полубы, или вь яме или скота украдают или сено сверху стога имать, то все суд княжой, а продажи 9 денег, а разбой, нахед, грабеж 70 гривен, а княжая продажа 19 денег, да 4 денги князю и посаднику.

2. И владычню наместнику суд и на суд не судить, ни судиям ни наместнику княжа суда не судите.

3. А которому посаднику сести на посадниство, ино тому посаднику крест целовати на том, что ему судит право по крестному целованию, а городскими кунами не корыстоватися, а судом не метится ни на кого ж, а судом не отчи-тись, а праваго не погубити, а виноватаго не жаловати, а без исправы человека не погубити ни на суду на вечи.

4. А князь и посадник на вечи суду не судять, судити им у князя на сенех, взираа в правду по крестному целованью. А не въсудят в правду, ино Бог буди им судиа на втором пришествии Христово. А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику.

5. А которому княжому человеку ехат на приго(ро)д наместником, ино целовати ему на том крест, что ему хотети Пскову добра, а судит прямо по крестному целованью, а коли ему ехати на которое... .

6. А которой посадник слезет степени своей, орудиа и су-дове самому управливати, а иному насед его судове не пересужати.

7. А крим(с)кому татю и коневому и переветнику и зажигалнику тем живота не дати.

8. Что бы и на посад (е) но крадется ино двожды е пожаловати, а изличив казнити по его вине, и в третий ряд изли(чи)в, живота ему не дати, крам кромъскому татю.

9. А коли будет с кем суд о земли о полней, или о воде, а будет на той земли двор, или ниви розстрадни, а стражет и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, ино тому исцю съслатся на сосед человек на 4 или на 5. А суседи став, на коих шлются, да скажут как прав (Описка в источнике - право (?)) пред Богом, что чист, и той человек который послался стражет и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, а супротивень в те лета, ни его судил ни на землю наступался, или на воду, ино земля -его чиста или вода, и целованиа ему нет, а тако не доискался кто не судил, ни наступался в ты лета.

10. О лешеи земли будет суд, а положат грамоты и двии на одну землю, а зайдут грамоты за грамоты, а исца оба возмут межников, да оба изведутца по своим грамотам, да пред господою ставши межником межничество сьимут ино им присужати поле.

11. А которой своего истца перемож (ет)...

12. А которой истець ... там. Ино того человека повинити, и грамоты его посудить, а правому человеку на ту землю и судница дати; а подсудничье князю и посадником и сь сотскими всеми взята 10 денег.

13. А кто у кого иметь землю отимати выкупком, а старые грамоты у того человека, у кого землю отимают, ино воля того человека, у кого старые грамоты: хочет на поле лезет или своего исца к правде ведет, на его выкупке покуду отнимает.

14. А кто положит доску на мрътваго о (з)блюдень(е), а имет искати на приказникох того соблюдениа, сребра или платиа, или круты, или иного чего животнаго, а тот умръшей с подряднею и рукописание у него написано и в ларь положено, ино на тых приказникох не искати чрез рукописание ни зсудиа без заклада и без записи и на приказникох не искати ничего. А толко будет заклад или запись, ино водно искати по записи, и и(Так в источнике) кто животом владеет по записи или по закладу; а у приказников умръшаго а не будет заклад, ни записи умръшаго на кого, ино им не искати ничего ж, ни съсудиа, ни торговли, ни зблюдениа ничего ж,

15. А у котораго умръшаго а будет отец, или мать, или сын, или брат, или сестра, или кто ближняго племени, а а 1 животом владеет, а только не сторонний людие, ино им волно искати без заклада, и без записи умръшаго, а на них волно ж искати.

16. А о зблюдении, кому ...в пожару или по грехом на кого род ополчится, а у того времяни что кому даст на зблюдение, а имет просит своего, и тот человек запрется, у него взем, ино кому искат, явити ему.

17. ... чюжой земли приехав или под пожар за неделю. или по грабежу, и тот имет записатся, ино тот суд судить на того волю ... хочет сам поцелует, или на поле лезеть, или у креста положит своему исцу.

18. А кто по волости ходит закупен, или скотник, а имет искати тако же соблюдениа, или верши, ино г(оспо)дне обыскать правда тако же присужает на ком сочат, хочет сам поцелует, или на поле с ним лезет, а хочет ему у креста положит.

19. А кто имет искати зблюдениа по доскам безимено, старине, ино тот не доискался.

20. А кто на. кого имет сачит бою или грабежу по позовници, и князь и посадником и сотцким обыскати как послух, где будет обедал, и(л)и где начавал, и послух изведется иночаем его, или где обедал; такоже и битого опросить, где есть били и грабили, явили кому, и на тех ему слатся, а на кого сошлются, а тот став скажет как право пред Богом, што битый являл бой свой, и грабежь, а послух на суде став а послухует в тые же речи, ино тот суд судит на того волю, на ком сочат, хочет с послухом на поле лезет, или послуху у креста положит, чего искал.

21. А против послуха ... стар или млад, или чем безвечен, или поп, или чернец ино против послуха нанять водно наймить, а послуху наймита нет.

22. А на которого послуха истец послется, и послух не станет, или став на суде не договорит в ты ж речи, или переговорит, ино тот послух не в послух, а тот не доискался.

23. Или который истец пошлется ... на послуха, а на котором сочат ... а ркучи: тот мене сам бил с тым своим послухом, а нонеча на нево ж шлется, ино тот послух в послух, которого на суде наимянуют.

24. Или пакы тойже истец, на ком соча (т) розбоя, не почнет слатся на послуха, ино што б не слался один истец, ино господе послать с суду своих людей, а каторой не слался, ино его в том не повинити, что не слался, а то господе от Пскова без дива.

25. А которой позовник пойдет исца звати на суд, и той позваный не пойдет на погост к церкви позывницы чести, или студится от позывницы, ино позывница прочести на погосте пред попом; или пакы той ж позваный позывницею, не емля оброку да не станет на суд пред господою, ино господе дать на него грамота на виноватаго на 5 ден позовником.

26. А кто возмет грамоту на своего исца, и оно ограмочному поймав по грамоте не мучит, ни бить, поставить пред господою; а ограмочному против своего исца ни битися, ни колотися, а толко имет сечися, или колотися, да учинит головшину, ино быти ему самому в головшине.

27. А где учинитса бой у торгу или на улицы во Пскове, или на пригороде, или в селе на волости в пиру, а грабежу не будет, а тот бой многы люди видели в торгу или на улицы, или в пиру, а ставши перед нами человеки 4 или 5, а ркучи слово: того бих, ино кто бился, того человека их душа выдати ... битому человеку, а княжая про(дажа). Той же бит учнет клепать грабежом, ино ему ходит исца послухом одным человеком того деля, занеже и поле присужати.

28. А кто на ком имет сочить съсуднаго серебра по доскам, а сверх того и заклад положит, ино воля того человека, кто имет серебра сочить по закладу, хочет сам поцелует да свое серебро возмет, а хочет заклад ему у креста положит, и он поцеловав да свой заклад возмет, а поле через заклад не присужати, а закладных доек не посужати.

29. А которой человек кому заклад положит в чем, грамоты или иное што в серебри, да изымает своего исца из-невести, или перед господою изгодит своего исца, а у того исца, у кого заклад положен, не будет доски на заклад, ино его в том не повинити, нять вера ему, кто выложит заклад, в чем скажет, да судом судит на того волю, кто заклад выложит, хочит сам поцелует на своем серебри, или у креста ему положит и поцеловав да свои заклад возмет.

30. А кто имет дават серебро в заим, ино дата дата(Так в источнике.) до рубля без заклада и без записи а болши рубли не давати без заклада и без записи. А кто иметь ... ти ссуда серебра по доскам без заклада боле рубля, ино того доска повинити, а того права, на ком сочат.

31. Хто на ком имет ссуднаго серебра по доскам, а сверх того и заклад положит на него платной или доспех, или конь, или иное што назрячее и животное, а тот заклад того серебра не судит, чего ищет, отопрется своего закладу, а молвит так: у тебе есми того не закладал, а у тебе есми не взимал ничего ж, ино кто ищет тому человеку тем закладом владети, а тот прав, на ком сочат.

32. А которой человек поручится за друга в серебре, а имет тот человек сочит на поручнике своего серебра, и тот истец по ком рука дана, вымет против своего исца рядницу, а молвит так: аз, брате, тобе заплатил то се(ре)бро за тою рукою, а у мене и рядница што ему не сочить истьцу на исце того серебра, ни на поручники, ино тая порядня повинить, аже в лары не будет в ты ж речи, а исцу знати поручника в своем серебре, кто по ком руку дал.

33. А поруке быть до рубля, а болши не быта рубля.

34. А у которого псковитина у какова учинится татба в Пскове или напригороди, или в сели на во(ло)сти, ино явить старостам, или околным суседом, или иным сторонным людем, а в пиру, ино в (Описка в источнике - к (?)) пировому старосте, или пивцам явити, а государю пировому .. нет, а псковитину ... волости во Пскове на волную роту не взяти, весть ему к роте, на кого ему не любовь.

35. Кто из церкви, где татба учинилась, тако ж и пригорожане, или селянин псковитин на пригороде, или на тору (Описка в источнике - на роту (?)) не звати, вести ему к роте псковитину, где татба учинилася.

36. А на котором человеке имуть сочити долгу по доскам, или жонка, или детина, или стара, или немощна, или чем безвечен, или чернец, или черница, ино им наймита волно наняти, а исцом целовати, а наймитом битись, а против наймита исцу своего наймита волно, или сам лезет.

37. А которому человеку поле будет с суда, а став на поле истец поможет своего исца, ино ему взять чего сачил на исцы, а на трупу кун не имати, толка ему доспех сняти или иное што, в чем на поле лезет, а виноватому платить и княжа продажа и приставное двема приставом, толка побьются, по 6 денег, а толко прощение возмут, ино приставом по 3 денги, а князю продажи нет, оже истец чего не возможет.

38. А кто имет на ком сочит торговых денег по доскам, тот человек противу положит рядницу, а в рядницы будет написано о торговли же, а противу той рядницы не будет во Святей Троицы в лари в те ж речи другой, ино тая рядница повинити.

39. А которой мастер плотник или наймит отстоит свой урок и плотник или наймит ... свое дело отделает ... на государех и взакличь сочит своего найма.

40. А которой наймит дворной пойдет прочь от государя, не достояв своего урока, ино ему найму взяти по счету, а сочит ему найма своего за год, чтобы 5 годов, или 10 год стоявши, и всех тых ему год стоявши найма сочить как отиде за год сочить, толко будет найма неймал у государя, а толко пойдет болши года, ино им не сочити на государех.

41.A которой наймит плотник, а почнет сочить найма своего на государи, а дела его не отделает, а пойдет прочь, а ркучи так государю, у тебе есми отделал дело свое все, и государь молвит: не отделал еси всего дела своего, ино государю у креста положыть чего сочить, или государь сам поцелует, аже у них записи не будет.

42. А которой государь захочеть отрод(Описка в источнике - отрок) дата своему (и)зорнику или огороднеку, или кочетнику, ино отрок быти о Филипове заговеине, також захочет изорник о(т)речися с села, или огороднику, или (ко) четник, ино тому ж отроку быти, а иному отроку не быти, ни от государя, ни от изорника, ни от котечника(Так в источнике), ни от огородника, а запрется изорник или огородник, или котечник 2 отрока государева, ино ему правда дать, а государь не доискался четверти, или огородной части, или с ысады рыбно(й) части.

43. А которой котечник (Так в источнике) заложи весну, или исполовник у государя, ино ему заплатить весна своему государю, как у другоичате доставалося на том же (и) саде.

44. А государю на изорники или на огородники, или на кочетники волно и взакличь своей покруты и сочить серебра и всякой верши по имени, или пшеница ярон (Описка в источнике - ярой) или озимой, и по отруку государеву или сам отречется.

45. А кто имет сочит торговли, или поруки, или зблюдениа или съсудиа, или выморшини безимянно, ино той не доискался.

46. А которой человек у человека знает свое што изгибшее, а тому молвит то слово: купил есми на торгу, а тогож есми не знаю, у кого купил, ино ему правда дать на том, что чисто будет на торгу купил, а с татем не поделился, а не поставит его, а сам не украл, ни пословицы не было будеть, ино тот не доискался.

47. А кто што купил на чюжей земли или на городе, или найдеть где, а кто поимается толко, ино тот судить как в торгу.

48. А кто почнет на волостелях посула сачить, да и портище соймет, или конь сведеть, а молвить так: в посуле есми снял, или конь свел, ино быти ему в грабежи, хто в посули снял, или коня свел.

49. А княжим людем или подвоским ездит дворит, а ездимати на 10 верст денга, а штобы двое или трое ехали, а езд им взять один. А княжой человек не поедет ис тово или подвойской, ино псковитину послать ис того волно истех же ездов.

50. А княжей писец възмет по силе истъцово от позовницы или от безсудной грамоты, или от приставной, а захочет не по силе, ино волно инде написати, а князю запечатать, а не запечатает князь ино у Святей Троицы запечатать, в том измены нет.

51. А коли изорник имет запиратся у государя покруты, а молвит так: у тебя есми на селе живал, а тебе есми не виноват, ино на то государю тому поставить люди сторонние человеки 4 и (ли) 5, а тым людем сказати как прямо пред Богом, как чисто на селе седел, ино государю правда давши взять свое, или озорнику верит, то воля государева. А толко государь не поставит людей на то, что изорник на селе седел, ино тот человек покруты своей не доискался.

52. А на татии и на разбойники же, чего истец не возмет, ино и князю продажа не взяти.

53. Аже сын отца или матерь не скормит до смерти, а пойдет из дому, части ему не взять.

54. А штобы и по суду, или у креста поставить своего исца у кого купил, ино суд с тем человеком, кто искал, кто снял, а тот прорка(Так в источнике), кто извод поставил.

55. А у кого поимаются за отморшину отца его, или приказной, а и суседом будет ведомо, или сторонным людем, а став человек 4 или 5, а молвят как право пред Богом, что чисто у него, отморшина отца его ли приказное, ино у кого поимался, и целованьа ему нет, а тот не доискался; а толко будет человек 4 или 5 скажут, как право пред Богом, ино ему правда дать, как чисто отморшина.

56. А такоже, кто купил на торгу, а у кого купил, не знает его, а людем будет добрым ведомо, а у него имаются человек 4 или 5, скажут како право пред Богом, пред нами в торгу купит, ино той прав, у кого имаются, и целованья ему нет; а не будет у коего свидетелей, ино ему правда дата, а то (т) не доискался.

57. А кто возмет пристава у князя или у посадника обы-скивати татбы, ино князю и посаднику приставы отпустить люди добрые неизменны, а тым приставом где будет татба обыскивати, а толко те приставе рекут то слово, приехали есмы на двор татбы обыскивати, и тот человек нам не дал обыскивати и в хоромы нас не пустили, и з двора согнали, , и тот человек кого было обыскивати а молвит то слово: у мене господо теи приставы не бывали, или той же человек взмолвит то слово: были той есть у мене те пристави, и яз есми им хоромы отворял, и они мене не обыскиваючи, да сами з двора збежали, а тым мене згонением облыгают, ино князю и посаднику опросить приставов, есть ли у вас исправа какова на том пред ким вас тот человек з двора согнал, ино приставом на се поставить люди человека 2 или 3, а ты люди став на суде рекут, как право пред Богом: пред нами тот человек тех приставов со двора согнал, а обыскивати им не дал, ино тым приставом правда дати, а тот человек в татбе, или пакы тыи пристави, ино : тии пристави не в пристави, а тот татбы своей не доискалъся, чии таковии пристави. ,

58. А на суд помочю не ходити, лести в судебницу двема сутяжникома, а пособников бы не было ни с одной стороны, опричь жонки, или за детину, или за черньца или за черницу, или которой человек стар велми или глух, ино за тех пособнику быти; а хто опрочнеимет помогать или силою в судебню полезет, или подверника ударит, ино всади-ти его в дыбу да взять на нем князю рубль, а подвёрником 10 денег.

59. А тым подвёрником быть от князя человеку а от Пскова человеку же, а целовать им на том крест, што пра-ваго не погубити, а виноватаго не оправить, а со всякого суда имати им денга одна обема, на виноватом человеки.

60. А татю веры не нять, а на кого возклеплет, ино дом его обыскать и знайдуть в дому его что полишноё, и он тот же тать, а не найдут в дому его, и он свободен.

61. А князю и посаднику грамот прАьцс не посужати, а лживых грамот и доски обыскавши правда судом посудить.

62. А кто на ком имет чего искать по доскам, или по закладом, а с молве у своего исца возмет от много мало по суду, и чтобы у креста, ино в том пени нет, чтобы и даром отпустил своего истца без целованья.

63. А который изорник отречется у государя села, или государь его отрьчет, и государю взять у него все половину своего изорника, а (и)зорник половину. :,

64. А которие пристави, княжей человек или подвеской, или псковитин, а поедет человека позвать на суд, или рр-сковать, или сковати, а езд имать на 10 верст денга.

65. А которой пристав поедет на татбу, ино ему ездимата вдвое, платить татю виноватому, а толко не вымет тат-бы, ино приставное и дверское платить тому, кто пристава взял.

66. А которой пристав, или дворянин а возмет своему узду конь, или иное что у него возмет, ино ему дать на руку стороннему человеку, а не возмет на руку, ино ему собою свести, а взять езды на том, кто его не утяжет.

67. А истец приехав с приставом а возмет что за свои долг силою, не утяжет своего исца, ино быти ему у грабежу, а грабеж судить рублем, и приставное платит виноватому.

68. А посаднику всякому за друга ему не тягатся, опрочь своего орудиа или где церковное старощение дръжит, ино им волно тягатся.

69. И всякому властелю за друга не тягатись, опрочь своего орудиа.

70. А за церьковною землю и на суд помочю суседи не ходят, итти на суд старостам за церковную землю,

71. А одному пособнику одного дни за 2 орудиа не тягатся.

72. А которому человеку будет кормля написанна в рукописании, и да грамотами владеть землеными учнет или исадскими, а продаст тую землю или (и) сад, или иное что, а доличат того человека, ино ему земля та, или или исад, или иное выкупить, а свою кръмлю покрал.

73. А которому человеку на ком будет имание по записи, да и гостинец будет писан на записи, а приидет зарок, ино ему явит господе о своем гостинце, ино и по зароки ему взять свои гостинець; а толко не явит зарок господе, гостинца ино ему не взять по зароке.

74. А кто почнет имать своего исца в своем сребре до зарока, ино ему гостинца не взять. А на коем сребро имати, и тот человек до зароку учнет сребро отдавать, кому виноват, ино гостинца дать, по счету ему взять.

75. А которой изорник на государя положит в чем доску, ино та доска посудить. А старому изорнику вози вести на государя.

76. А которой изорник с села збежит за рубеж или инде где, а изорнич живот на сели останется государю покрута имать на изорники, ино государю у князя и у посадника взять пристав, да и старость губьских позвати и сторонних людей, да тот живот изорнич пред приставы и пред сторонными людми государю попродати да и поимати за свою покруту, а чего не достанет, а по том времени явится изорник, ино государю доброволно искать остатка своего покруты; а государю пени нет, а изорнику на государц живота не сочит, а сочит псковским.

77. И судьям псковским и посадником погородским и старостам приго(ро)цким по тому ж крест целовать на том, што им судити право по крестному целованью, а не судеть право, ино суди им Бог вь страшный День втораго пришествиа Христова.

78. А которому княжему человеку ездить на межу с сотьскими, ино ему такоже целовати крест.

79. А коли имуть тягатся о земли или о воде, а положать двои грамоты, ино одны грамоты чести дьяку княжому, а другие грамоты чести дьяку городскому. А коли приидет грамота с пригорода, а ты грамоты и чести дьяку городскому.

80. А кто с ким побьется во Пскове или на пригороде, или на волости на пиру, или где инде, а только приставом не позовутся а промеж себе прощенье возмут, ино ту князю продажи нет.

81. А на приставное и на ссылку княжим людем ездить со псковскими подвоскими по половинам.

82. А княжой писец имет писати судницу о земли, ино ему от судницы взять 5 денег, а от позовницы денга, а от печати денга, а от безсудной и от приставной, все то им им (Так в источнике) имати ... по денги. А толко княжой писец захочет не по силе, ино инде волно написати; а князю запечатать; а не запечатает князь, ино у Святей Троицы запечатать, а в том измены нет.

83. А которому псковитину имать грамота у князя и у по(садника) о своем деле за рубеж, и от той грамоте княжому писцу взять денга, а печатная денга.

84. А которой изорник поумреть у государя на сели, а не будет у него ни жены, ни детей, ни брата, ни племени, ино государю тако ж живот изорнич с приставами и (л) и сторонними людми попродавать, да за свою покруту поимати, а по тому плямени изорничи, ни брату не сочит живота изорнича.

85. A y которого человека у государя изорник пбмреть в записи в искрути(Описка в источнике -покруты), а жена у него останется и дети не в записи, (и) но изорничи жене и детем откличи нет от государеве покруты, а та им покрута платит по той записи; а будет не в записи был изорник, ино их судити судом (по) псковской пошлине.

86. А будет у (и)зорника брат или иное племя, и за живот поимаются, ино государю на них и покруты искать, иэорничю брату, изорничю племяни государя не татбит ни лукошки, ни кадки; а толко будет конь или корова, ино волно искати у государя.

87. А изорник поимается за жывот у государя, и государь изведется тем, за что изорник поимался за свой жывот у государя, а сторонным людем ведомо будет и околным су-седом, щто государево, ино изорник не доискался, а государь прав1

88. А у которого человека помреть жена без рукописаниа, а у ней останется отчина, ино мужу ея владети тою отчиною. до своего живота толко не оженится, а оженится, ино кормли ему нет.

89. А у которой жены мужь помрет без рукописаниа и останется отчина или живот, ино жене его кормится до своего жывота, толко не пойдет замужь, а пойдет замужь, ино ей нет.

90. А у которого человека помрет жена, а муж ея оженится, и ження мать или сестра или иное племя а имут искать платья, ино мужу ея право, по души платья отдать, а на останки мужеви о женни платьи и целованьа нет. Тако ж коли мужь помреть, а имуть мужня платья на жене его отець его или братьа, ино е и отдасть платья право по души, что у него останется; а на останки жене в мужни платьи целованиа нет.

91. A y кого помрет сын, а невестка останется, да учнет на свекри или на девери скруты своеа искати, или платья своего, ино свекру или деверю отдать платье или крута; а чем невестъка клеплет, ино свекру или деверю воля, чим хочет: хочет сам поцелует крест, или у креста невестка положит, чим учнет клепати.

92:A кто на ком учнет искать сябренаго серебра, или иного .чего опрочь купетскаго дела, и гостебного, да и доску положит на то, ино то судит на того волю, на ком ищуть, хочет сам поцелует, или своему исцу у креста положит, или с ним на поле лезеть.

93. А у кого студится должник в записи, а на зарок не станет, или изорник в записи будет, а учнет тулится, а что учинится проторы или приставное, или заповедь, ино все платить виноватому, кто тулится, и железное.

94. А которой вятший брат с меншим братом жиучи в одном хлебе, а скажут долгу отцово, а на отца записи не будет, ино вяшьчему брату правда дать, да заплатит опчим жывотом, да остатком делится.

95. А которой менши(й) брат или братань, жиучи в одном хлебе с вятшим братом или з братом, а искористуются сребром у брата своего или у брата, и учнет запиратися, ино ему правда дать, как за ним не будет, а животом делится.

96. А где учинится головшина, а доличат коего головника, ино князю на головникох взять рубль продажи.

97. А што бы сын отца убил, или брат брата, ино князю продажа.

98. А которой человек с приставом приедет на двор татя имать и татбы искать, или длъжника имать, а жонка в то время детя выверже, да пристава учнет головшинной окладати, или исца, ино в том головшины нет.

99. А которой истец на судней роте не станет, ино ему заплатит без целованья, а цена ему, что искали на нем.

100. А которой человек при своем животе, или пред смертйю а что дасть своею рукою племяннику своему платно или иное что животное, или отчину, да и грамоты даст пред попом, или пред сторонными людми, ино тому тем даньем владеть, чтобы и ру(ко)писаниа не было.

101. О торговли и о поруке. А кто имет на ком торговли искать, или порукы, или именного чего, ино того судить на того волю, на ком сочат, хочет на поле лезеть, или у креста положит.

102. А которой мастер иметь сочить на ученики учебнаго; а ученик запрется, ино воля государева, хочет сам поцёлует на своем учебном, или ученику верить.

103. А подсуседник на государи (с) судьи или иного чего волно искати. А которому с ким суплетка была записью или закладом, и потом тот человек, которой в записи был или заклад закладывал кому, да учнет на том же чего искать, ссудья или зблюденья, или иного чего, по доскам,или торговли, ино то судить судом по псковской пошлине.

104. А который исцы вымут на умершаго заклад, грамоты двои или трои или пятеры на одну землю, или на воду, или на один двор, или на одну клеть, а у тех исцов, у кого заклад грамоты сверх того и записи и на того умершаго и на его заклад, и у иных истьцов не будеть записи, толко заклад грамот, ино им правда давши да деля(т) поделом, и по серебру, колко серебра ино и доля ему по тому числу, ожь ближнее племя восхощет заклад выкупить, а у коего исца заклад и записи на умершаго, ино ему целованья не на его дело.

105. А которой чюжеиземець на чюжей земли иметь искать бою и грабежу, ино воля того, на ком ищуть, хочет сам поцелует, как будет его ни бил, ни грабил, или ему у креста положит, чего на нем ищуть.

106. А кто с ким ростяжутся о земли или о борти, да положат грамоты старые и купленную свою грамоту, и его грамоты зайдут многых бо сябров земли и борти и сябры вси станут на суд в одном месте, отвечаючи кто ж за свою землю, или за борть, да и грамоты пред господою покладут, да и межников возмут, и той отведут у стариков по своей купной грамоте свою часть, ино ему правда дати на своей части. А целованью быть одному, а поцелует во всех сябров, ино ему и судница дать на часть, на которой поцелует.

107. А кто коли заклад положит в пенезех, что любо, а по том времяне имёт пенязи отдавати, а своего заклада просит, и он запрется его закладу, а молвит так: тебе есми пенязи не давал, а у тебе есми заклад не взял, ино той суд как зблюдению на три воли тому человеку на ком сочат: захочет сам поцелует, как за ним заклад не будет, или ему закладную цену ценою положить у креста, или с ним на поле лезет.

108. А которой строке пошлинной грамоты нет, и посадником доложить господина Пскова на вечи, да тая строка написать. А которая строка в сей грамоте нелюба будет господину Пскову, ино та строка волно выписать вонь из грамот.

109. А попы и дияконы и проскурница и черньца и черница судить наместнику владычьню. Аже поп, или диакон или противу черньца, или черницы ж, а будет обаи не простые люди церковные, ино не судить князю, ни посаднику, ни судиам не судить, занеже суд владычня наместника, а будет один человек простой истец мирянин, аже церковный человек с церковным, то судить князю и посаднику с владычним наместником вопчи, також и судиям.

110. У которого человека имутся за конь, или за корову, или за иную скотину, чтобы и за собаку, и тот молвит: то у мене свое рощеное, ино ему правда дати, как чисто рощеное.

111. А кто пред господою ударит на суде своего истьца, ино его в рубли выдать тому человеку, а князю продажа.

112. А боран присужать б денег, а за овцу 10 денег государю, а судьи 3 денги старая правда. А за гусак и за гусыню присужать по 2 денги государю, на суде; 3 денги; а за утицу и за селезня, и за кур, и за кокощь присужать по 2 денги.

113. А братьщина судить как судьи.

114. А кто с ким на пьяни менится чим, или что купит, а потом проспятся и одному исцу не любо будет, иио им разменится, а в том целованиа нет, ни присужати.

115. А княжим людем по дворам корчмы не держать ни во Пскове, ни на пригороде, ни в ведро, ни в корец, ни бочкою меду не продовати.

116. А кто зажоги на ком учнет сочит, а долики ни каковы не будет, ино на волною роту позвать вольно.

117. А кто у кого бороду вырветь, а послух опослушествует, ино ему крест целовати и битися на поли, а послух изможет, ино за бороду присудить два рубля, и за бои, а послуху быти одному.

118. А корову купить за слюблено, а по торговли телят не сочить, а толка корова кровью помачиватся имет ино тая корова назад воротить, чтобы и денги заплачены были.

119. А жонки з жонкою присужать поле, а наймиту от жонки не быти ни с одну сторону.

120. А кто учнет на ком сочить бою, пять человек или десять, сколко ни буди, на 5 или на одном боев своих, да утяжут, ино им присужать всим за вси боеви один рубль, и княжая продажа одна.

Российское законодательство Х - XX веков. Том 1, с. 331-342.

ПРИМЕЧАНИЯ

К ст. 1 Пошлина - правовой обычай. Полсть - войлок, войлочный ковер. Титяга - кожаное покрывало на возу. Полуба - крыша на лодке для сохранения клади. Или вь яме - имеется в виду хлеб, жито в яме. Наход - нападение, вооруженное вторжение с целью захвата чужого имущества.
К ст. 2 Владычию наместнику - наместнику епископа или архиепископа.
К ст. 3 Городские куны - пошлины, идущие в пользу Пскова. Отчичясь - ублажать, потакать, считаясь с родством. Неправа - расследование, доказательства.
К ст. 4 У князя на сенех - в палате у князя. Взираа в правду - на основе права, справедливости.
К ст. 6 Степень - трибуна, помост, на котором сидели в Пскове представители власти. Орудиа - дело, дела. Судове - судебное дело. А иному насед - а другому посаднику, севшему на место предшествующего. Не пересужати - не пересматривать судебные дела.
К ст. 7
Кримской тать - церковный вор; возможно, вор имущества из Кремля.
Переветник - изменник, перешедший на сторону врага.
Зажигалник - поджигатель.
Живота не дата - казнить смертной казнью. К ст.8 _
Изличив - уличив.
Ряд - зд. раз.
Крам - кроме.
Казнкти - наказать, но не смертной казнью.
К ст. 9
О земли о полней - о пахотной земле, принадлежащей владельцу на праве собственности.
Розстрадни - обработанные.
Стражет - пашет.
Истец - зд.: ответчик.
Псковская Судная грамота не проводит различия между истцом и ответчиком в процессе: обе стороны именуются истцами.
Супротивень - зд.: истец, противная тяжущаяся сторона.
Целованиа - целование креста, клятва.
К ст.10
Лешея земля - земля, очищенная от леса отдельным общинником.
Межники - лица,производящие размежевание земли.
Поле - поединок. К ст.11
Переможет - победит. К ст.12
Повииити - обвинить. Судница - письменное судебное решение. К ст.13
Отимати выкупком - отнимать землю, ссылаясь на право выкупа. К ст.14
Доска - письменный юридический документ. Зблюденье (сблюденье) - хранение.
Крута - украшение, драгоценности.
Рукописание - завещание. Ларь - архив и вечевая канцелярия, которые располагались в Троицком соборе Пскова. К ст. 15
Ближняго племени - близкие родственники.
Сторонний люди - чужие люди. К ст.16
Запрется, у него вэем - начнет отказываться, что у него взял на хранение.
Явити ему - предъявить свои требования.
К ст.17
За неделю - зд. в течение недели.
К ст.18
Верши (вершь) - хлеб, жито.
Обыскать правда - выяснить.
Закупен - наймит, закуп Русской Правды.
Сочат, сачит - предъявлять иск, возбуждать дело о чем-либо.
Скотник - работник на скотном дворе.
К ст.19
Старине - с пропуском сроков исковой давности.
К ст. 20
Сачит бою или грабежу - выдвигает- обвинение о нанесении побоев или ограблении, грабеже.
Позовница - повестка о вызове обвиняемого или ответчика в суд.
Обыскати - допросить. Иночай - соночлежник. Изведется - сведет с (от слова "свод", "извод", известный по Русской Правде). К ст. 21
Безвечен - увечен. К ст. 23
Наимянуют - назовут. К ст. 24
Без дива - не следует удивляться. К ст. 25
Позовник - приказный служитель, вызывающий на следствие или в суд; возможно, истец.
Грамота на виноватаго - грамота о принудительной доставке ответчика. К ст. 26 .
Ограмочный - ответчик, вызываемый в суд грамотой. Быти ему самому в годовщине - наказать его самого за убийство. К ст.27
Душа - зд. совесть. Клепать - обвинять. Ходит - уличать. К ст. 28
Съсудное серебро - деньги, отданные в долг. К ст. 29
Грамоты - письменные документы, удостоверяющие факт займа.
Изневести - неожиданно. Изгодит- начнет тяжбу. Нять вера - верить, доверять. К ст. 31
Платной - заклад, данный в обеспечение платежа взятых в заем денег.
Назрячее - то, что можно зреть, вообще вещь,
Того серебра не судит - не стоит того серебра, имеет ценность меньше искомой. К ст. 32
Рука (порука) - поручительство.
Рядница - письменный документ, свидетельствующий об уплате долга.
Порядня - лицо, подписавшее "рядницу".
Повинить - признать виноватым. К ст. 34
Староста - представитель местной администрации. Пировой староста - руководитель пиршества, ответственное лицо во время пира. Пивцы - гости.
Государь пировой - хозяин помещения, где происходит пир.
Рота - присяга.
Вслная рота - добровольная присяга группы лиц, напоминающая послушество .7 послухов по ст. 18 Пространной Правды. К ст. 37
Поможет - победит. Приставное - судебная пошлина в пользу пристава. Двема приставом - княжескому приставу и городскому (посадскому).
Прощение возмут - помирятся.
Оже истец чего не возможет - чего истец не возьмет. К ст. 38
Торговые деньги - торговые ссуды. К ст. 39
Свой урок - свой срок. Взакличь сочит - публично, на торгу объявит свои претензии (исковые требования) к господину. К ст. 40 ,
Наймит дворней - наймит, работающий на дворе господина. К ст.42
Отрод - отказ, отречение. Изорник - пахарь. Кочетник-рыболов. Огородник - феодально-зависимый крестьянин, обрабатывающий огород господина. Ысад, исад - пруд, озеро, прикормленное рыбное место. К ст. 43
Заложи весну - заложил ту часть дохода, которая будет получена весной (?). Исполовник - крестьянин, отдававший половину своего урожая господину. Другоичате - другой рыбак. К ст. 44
Покрута - подмога, взятая крестьянином у господина. Вершь - хлеб, жито, пшеница. К ст. 45
Выморшина - имущество, оставшееся после смерти владельца. К ст. 46
Ни пословицы не было будеть - ранее не вызывал подозрений как вор К ст. 48,
Посул - вознаграждение. К ст. 54
А тот прорка, кто извод поставил - в слове "прорка" допущена описка, следует читать "порука". Фраза может быть понята в том смысле, что лицо, которое вывело перед истцом продавца искомой вещи, должно поручиться за этого продавца. К ст. 55
Отморшина - имущество, наследуемое по закону. Приказное - имущество, наследуемое по завещанию. К ст. 57
Исправа - доказательства. К ст. 58 Всадити его в дыбу - заключить в колодки. К ст. 61
Правые грамоты - судебные решения. Лживые грамоты - подложные, фальшивые судебные решения. К ст. 62
С молве- по договоренности. К ст. 66
Кто его не утяжет - кто проиграет процесс. К ст. 68
Или где церковное старощение дръжит - или в церковном приходе, где он является старостой. К ст.72
Кормля - имущество на праве пользования, но не распоряжения. К ст. 73
Имание - долговое обязательство.
Гостинец - зд. проценты с ссуды.
Зарок - срок уплаты ссуды, взятой в долг. К ст. 75
Доска посудить - доска не может быть принята во внимание. К ст. 76
Старосты губьские - должностные лица в губе - административной единице Пскова. К ст. 79
Чести - читать.
К ст. 80
А промеж себе прощенье возмут - решат дело миром. К ст. 81
ПОДВОСКИЙ (подвойский) - судебный исполнитель, пристав.
Ссылка - зд. проверка показаний свидетелей.
К ст. 84
Тако ж - т. е. в соответствии с законодательными положениями ст. 76 Псковской Судной грамоты. К ст. 85
Откличи нет от государево покруты - нельзя отказываться от уплаты хозяину долгов умершего изорника.
Судити судом по псковской пошлине - вести судебное разбирательство в соответствии с псковскими обычаями.
К ст. 86
Государя не татбит ни лукошки, ни кадки - не следует обвинять господина в присвоении изорничьего зерна в лукошках и кадках.
К ст. 87
За жывот поимается - предъявит иск господину об имуществе. Изведется - приведет соседей или других лиц. Слово "изведется" является производным от слова "извод", "свод". К ст. 88
Без рукописаниа - без письменного завещания. До своего живота - зд.: до конца своей жизни. К ст.91
Клеплеть, клепати - выдвигать необоснованные требования. К ст. 92
Искать сябренаго серебра - предъявлять иск к сотоварищам ("сябрам"). К ст. 93
Студится, тулится - скроется. Проторы - расходы, издержки. Железное - пошлина за наложение оков ("желез") на пойманного ответчика. К ст. 94
Вятший - старший. Жиучи в одном хлебе - ведут совместное хозяйство. К ст. 95
Братагь - двоюродный брат. Искористуются - используют в своекорыстных целях общее имущество. Правда дать, как за ним не будет - заставить присягнуть в том, что не использовал в своекорыстных целях общего имущества. К ст. 98
Детя выверже - выкинет плод, произойдет выкидыш. К ст. 99
Истец - зд.: ответчик. На судией роте не станет - откажется принести присягу на суде. К ст.100
При своем животе - при своей жизни. Платной или иное - платно или в дар. К ст. 101
Торговли искать, или порукы, или именно чего - предъявлять иски о торговой ссуде, об исполнении обязательств по поручительству, а также о чем-нибудь еще, конкретно обозначенном. К ст. 102
Учебное - плата за обучение. Воля государева - воля мастера. К ст. 103
Подсуссдник - зависимый наниматель дома или части дома, живущий в усадьбе хозяина.
Ссудьи - ссуды.
Суплетка - договор. К ст. Ю6
Грамоты старые - документы, подтверждающие право собственности на землю или борть по давности владения. Борть - пчелиный улей в дупле дерева. Старики - старожилы. К ст.107
В пенезех - за деньги, полученные в ссуду ("пенязи" - деньги). Как зблюдению - как при рассмотрении дел о хранении. К ст. 108
А которой строке пошлинной грамоты нет - если отсутствует какая-нибудь статья (правовая норма) в Псковской Судной грамоте. К ст. 109
Проскурница - женщина, выпекающая просвиры для церкви.
Чернец, черница - монах, монахиня.
Наместник владычен - наместник епископа или архиепископа.
Вопчи - совместно.
К ст. 110
Имутея - станут отчуждать, предъявят иск.
Рощеное - доморощенное.
К ст.112
А боран - а за кражу барана.
Кокощь - петух.
К ст.115
Корец - ковш, мера жидкости.
К ст. 116
Зажоги на ком учнет сочит - станет обвинять в поджоге. Долики - улики.
К ст. 117
Изможет - победит.
К ст. 118
За слюблено- полюбовно, обоюдному согласию.
По торговли - после заключения договора купли-продажи.
Корова кровью помачиватся имет - будет кровоточить, окажется больной.
К ст.120
Утяжут - выиграют процесс.


Опубликовано:23/07/2001
Автор:ВШБ
Читателей:733

Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 0]



Новости науки В Якутии обнаружили замороженных детенышей пещерного льва
В Якутии обнаружили замороженных детенышей пещерного льва
В мире есть единственная пара замороженных и целых детенышей пещерного льва, и обнаружили находку в России! 12 августа 2015 года нашли на берегу реки Уяндина в Абыйском районе Якутии в 57-ти
Новости науки Новый вид многоножек обнаружили российские ученые
Новый вид многоножек обнаружили российские ученые
Ученые России обнаружили новый вид многоножек на территории биосферного Алтайского заповедника. Не только сохраняются на охраняемых природных территориях уже известные виды науке, но и
Новости науки Почему выгодно заниматься бизнесом на дому?
Почему выгодно заниматься бизнесом на дому?
Несмотря на то, что в нашей стране сегодня не лучшее время с точки зрения экономики, это не повод отказываться вести свое собственное дело. Многие молодые люди не только подумывают, чтобы открыть свое дело, но уже достаточно давно начали вести малый бизнес. Ведь прекрасно известен тот факт, что начинать успешный бизнесмен
Новости науки Уникальный нанопластырь изобрели российские ученые
Уникальный нанопластырь изобрели российские ученые
Российские ученые изобрели то, что может некоторые процессы в хирургии изменить почти до неузнаваемости. С другой стороны эту новинку, очевидно, все и с удовольствием будут использовать, и в
Новости науки Протезы напечатают на 3D-принтере
Протезы напечатают на 3D-принтере
Группа ученых из «МИСиС» обязуется поставить прихрамывающую собачку на четыре лапы. Для этого они разработали биорезорбируемый каркас, который позволит заменить малые дефекты пористых
Новости науки Водная гладь – это волшебное чудо природы, к которому сложно оставаться равнодушным
Водная гладь – это волшебное чудо природы, к которому сложно оставаться равнодушным
Ежегодно растет количество любителей водного транспорта, которые образуют некие категории людей. Яхты, лодки, катера – это средства передвижения по воде, представляющие собой особый статус для каждого владельца. Безусловно, инвестирование в такой транспорт представляет собой весьма дорогое удовольствие, но оно того
Линия времени 3000 до н.э. Появление шумерских городов-государств (Урук, Джемет-Наср). Изготовление первых орудий труда и оружия из бронзы.
3000 до н.э. Появление шумерских
III тыс. лет до н. э. в Междуречье создаются города-государства. Наиболее крупные из них Урук и Джемет-Наср. В
Словарь Идентификатор (identifier)
Идентификатор (identifier)
Лексическая единица, используемая в качестве имени для элементов языка; присваиваемое данному и
Химическая 1835
1835
Й. Берцелиус ввел понятие "катализ".
Из старых журналов Подземные рыбы
Подземные рыбы
Рыб, обитающих в водах подземных пещер, ихтиологи называют троглобионтами (вспомним, что древних
Хочу все знать Загрязнение воздуха
Загрязнение воздуха
Выбросы промышленных предприятий и автомобильные выхлопные газы загрязняют воздух всевозможными
Личность в истории Харун-ар-Рашид (763 или 766-809)
Харун-ар-Рашид (763 или 766-809)
Халиф с 786 г. При нем Халифат пережил расцвет экономики и культуры, но вместе с тем появились признаки
Это интересно! ПАРОВЫЕ СУДА
ПАРОВЫЕ СУДА
В 1783 г. француз Клод маркиз де Жоффруа дэАббан (1751-1832) построил первый пароход - "Пироскаф". Его колеса вращала
Из старых журналов Ледокол «Ермак»
Ледокол «Ермак»
Неувядаемой славой покрыл себя «Ермак», мощный ледокол, построенный в 1899 году по проекту замечательного
Словарь Удобство (facility)
Удобство (facility)
УДОБСТВО эксплуатации. Показатель качества программы или системы, отражающий простоту доступа и