О взаимоотношениях девушек и парней в крестьянской среде 18-19 веков

По местному этикету, инициатива создания пары должна принадлежать молодому человеку, девушка же могла только принимать усилия, чтобы он обратил на неё внимание – красиво одеться, набелить лицо, вести себя подобающим образом – в меру раскованно, в меру сдержанно.
Девушки ценили в своих ухажерах высокий рост, широкие плечи, русые кудри. Чтобы понравится своей избраннице, парень должен был проявлять «ухарство», то есть удаль, ловкость, озорство, дерзость. Про парня-ухаря говорили: «Подбей-щека да подбей-нога», а нерасторопность и неуклюжесть воспринимались как недостатки. Кроме того, девушкам нравились парни хорошо одетые, умеющие петь и плясать; обращали внимание на умение быть вежливым, хорошо обходиться с противоположным полом.
Если девушка так и не обзавелась почетником, над ней смеялись, относились с пренебрежением, не приглашая в общие игры и веселье.
Свою избранницу молодой человек должен был завоевать, при этом от него требовались такт и терпение – вольности в этом деле не допускались Обычно парень, выбравший себе пару, старался почаще встречаться с ней на улице или посиделке. Он называл свою почетницу по имени-отчеству, кланялся ей, шутил, говорил комплименты.
Чтобы выяснить наверняка, согласна ли девушка стать его почетницей, молодой человек мог, например, занять её место на лавке во время посиделки, пока девушка выходила из избы, а за освобождение места потребовать поцелуя. Если парень ей нравился, девушка целовала его и даже могла сесть ему на колени, если же нет – прогоняла с насиженного места. Вообще заигрывания принимали самые разные формы. К примеру, во время девичьего гадания на «суженого-ряженого», ухажер девушки неожиданного появлялся перед ней и старался утащить под визг подруг.
Весь девичий коллектив следил за тем, как образуются игровые пары и активно участвовал в этом процессе: девушки могли разрушить неудачную, с их точки зрения, пару; помогали обратить на себя внимание парня застенчивой подружке; утешали ту, родители которой не одобряли её выбора; могли «припевать» пары – то есть пели короткие песенки, которые связывали имена молодых людей, желали им счастья и прочных отношений.
Чтобы укрепить такой игровой союз, парень и девушка обязательно обменивались подарками. Молодой человек должен был сделать хороший подарок – это могла быть прялка, деньги или сладости, а в ответ получал обычно платок, кисет, пояс (эти вещи девушки украшали вышивкой, например, «Кого люблю, тому дарю»). Если же ответного подарка от девушки не поступало, то пара не складывалась.
Отношения в такой паре складывались по образцу муж-жена, то есть почетник был как бы хозяин дома, а девушка подчинялась своему ему, старалась угодить Вместе с тем девушка и молодой человек всегда держались вместе, не скрывая от окружающих свою обоюдную симпатию. Они должны были помогать друг другу, парень защищал свою подругу, а та в случае драки между парнями могла заслонить избранника от кулаков и дубинок. При этом оттолкнуть или избить девушку запрещалось.
Парень и девушка постоянно обменивались небольшими подарками – если кто-то в паре оставался без подарков, то можно было прямо или в игровой форме напомнить об этом своей половинке.
Конечно, участие в игровой паре подразумевало определенный уровень эротического общения («любы»), проводившийся строго в своем молодежном кругу – весной и летом на природе, а в зимнее время на посиделках.. Это были самые простые виды физического контакта – поцелуи, объятия, ласки, сидение на коленях друг у друга и прочее. Поцелуями сопровождались все молодежные игры, а если кто не умел целоваться, его считали не готовым для создания игровой пары.
Осенью и зимой в русской деревне 19 века почетник и почетница могли ночевать вместе. После посиделки все молодые люди шли на сеновал или в баню и там, разбившись на пары, укладывались спать, соблюдая, однако при этом в большинстве случаев целомудрие и не вступая в половую связь. Парень мог остаться на ночь у своей избранницы в присутствии её подруг (при условии, что родители девушки в это время находятся в отъезде или крепко спят).
В целом деревенская община не осуждала ночные развлечения молодых людей, если за этим не подразумеваются сексуальные контакты. Девушкам нравилось повышенное внимание парней и отказываться от любовной игры было дурным тоном, главное, чтобы инициатива здесь принадлежала молодому человеку, а девушке полагалось вяло отмахиваться от его любовных заигрываний.
Такая модель поведения уходит корнями в далекое прошлое деревни и предназначена для того, чтобы сексуальная энергия молодых людей нашла выход без добрачной половой жизни. Однако девушке следовало остановить эротическую игру, если дело зашло слишком далеко – утрата невинности до свадьбы могла обернуться для неё бедой.
Игровая пара обычно создавалась на один сезон, затем отношения продлевались, или расторгались и молодые люди могли найти себе другую пару. Поводом для расторжения отношений могла быть измена. При этом девушке было не позволительно менять почетника несколько раз за сезон – за это парень мог даже наказать с одобрения девичьего коллектива. Девушка, которую оставил молодой человек, старалась либо вернуть его, либо наказать, например, с помощью магических действий, в силу которых верили все жители деревни. Если парень возвращался к девушке, она могла тут же сама оставить его – это было воздаяние по заслугам обманщику. Но отношение к ветреным парням было более снисходительным, чем к девушкам-изменщицам.
Если игровая пара из-за измены распадалась, то подарки следовало друг другу вернуть.
(Статья написана по материалам: И.Шангина «Русские девушки»; И.Шангина «Русские праздники»; «Русская мифология» под ред. Е. Мадлевской).
На иллюстрации картина «Деревенский праздник», Кустодиев, 1910
Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: О взаимоотношениях девушек и парней в крестьянской среде 18-19 веков
Опубликовано:27/07/2001
Автор:ВШБ
Читателей:6554
Статья: О взаимоотношениях девушек и парней в крестьянской среде 18-19 веков
Опубликовано:27/07/2001
Автор:ВШБ
Читателей:6554