О русских девушках-крестьянках 18-19 веков

О русских девушках-крестьянках 18-19 веков Русские художники и писатели 18-19 веков создали множество прекрасных образов девушек из народной среды. Красивые, скромные, работящие, терпеливые – во всей красе предстают они перед нами.

При этом крестьянские девушки жили совсем не так, как их ровесницы из другой социальной среды – дочери помещиков и горожан. Как подметил историк А.А. Зимин: в 18-19 веках в России существовали словно два разных мира: мир господ и мир крестьян. Такое расслоение общества наметилось на рубеже 17-18 столетий, когда прозападные реформы Петра I произвели настоящий культурный переворот в стране. В 19 веке дворянство, купечество, мещане, рабочие оказались готовы к принятию европейской культуры – статичность, замкнутость, верность старине остались для них в прошлом.

Русское крестьянство сумело сохранить патриархальный уклад жизни. Каноническое православие и пережитки древней языческой культуры, на которых был основан крестьянский менталитет, почти не были подвержены новомодным течениям. Напротив, нововведения воспринимались в крестьянском мире как нарушение заведенного Господом порядка, стабильности. которое ведет к неразберихе и бедам.

Конечно, в крестьянскую среду постепенно вливались городские слова, предметы быта и одежды, заимствованные у городских и помещичьих сословий, но система моральных ценностей, основанная на православии и мудрости поколений, долгое время оставалась незыблемой.

Вообще девичество в крестьянском обиходе называлось «пора», а «быть в поре» - значит быть готовой к выбору брачного партнера, то есть к замужеству.

Начало периода девичества как правило связывалось с появлением у девочки первых менструаций. Обычно это событие отмечалось специальными ритуалами с целью подчеркнуть новый социальный статус девочки. Которая превращается в женщину, и усиления её репродуктивных способностей. Например, во Владимирской губернии обливали водой или сажали на снег, приговаривая: «Очищайся. Раба Божия, первым снегом».

Однако половое созревание еще не означало, что девочка стала девушкой. Ей предстояло из нескладного подростка превратиться в зрелую «славницу», поскольку в 15-16 лет наступал самый главный период девичества. Который должен был завершиться замужеством. Девушек в этом возрасте часто величали «невестами», с уважением называли по имени-отчеству. Девушки в эту пору, по мнению народа, должны обладать «славнутостью», то есть нравится мужчинам и вообще всем людям. «Славнутость» - весьма широкое понятие, которое включает в себя внешнюю красоту, обаяние, умение одеваться, весит себя по правилам и «честное имя». Особенную внешнюю привлекательность девушке придавали, согласно общественному мнению, крепкое телосложение (дородность), высокая грудь, крутые бедра, круглое гладкое лицо с белой кожей и длинная русая коса. При этом близкий современному обществу эталон женской красоты в дворянской среде(тонкая талия, худоба, хрупкое телосложение, бледная кожа) в русской деревне воспринимались как физическая незрелость, признаки болезни и бесплодия.

Крестьянские девушки, желая приблизиться к идеалу красоты активно использовали все имеющиеся в их арсенале средства – от народной косметики до специальных магических заговоров «на красоту».

Кроме того, «славутность» подразумевала не только внешнюю красоту девушки, но и её душевные качества, необходимые для удачного замужества. Доброжелательность, учтивость, общительность (в меру), умение петь и плясать – все эти характеристики девушки позволяли ей быстрее понравиться жениху и его родителям. Чересчур дерзкая, бойкая, или, напротив, слишком робкая девушка, по крестьянским представлениям не могла быть готова к браку и материнству.

Девушке-славнице нужно было иметь безупречную репутацию, блюсти себя. Девушки, чьё доброе имя среди местных жителей не подвергалось сомнению, пользовались большим уважением в деревне. Славницы обычно были во главе праздничных гуляний молодежи, занимали почетные места на посиделках, их первыми набирали в хоровод.

Когда девичья пора заканчивалась, а свадьба так и не состоялась, то девушка могла остаться без мужа – «пропасть». Затянувшаяся «девичья пора» рассматривалась как время остановки роста – «перезрелости». Таких девушек называли «засидками», «вековухами». В разных областях России возраст, с которого девушка уже считалась «засидкой» колебался от23 до 27 лет, но повсеместно отношение к девушке, так и не вышедшей замуж, было резко отрицательным – ведь она не выполнила вовремя свой долг перед Богом и людьми. При этом, осуждая засидку, крестьянская община старалась помочь ей покончить с девичеством, выдать замуж «хоть за вдовца, хоть за проезжего молодца».

В то же время прощание с девичеством было очень ожидаемым, но и печальным событием. Ведь жизнь незамужних молодых девушек была более свободной и интересной, чем быт семейной женщины. Девушке разрешалось вставать несколько позднее остальных членов семьи, и возвращаться с посиделок домой можно было затемно – это было в порядке вещей и не осуждалось. Крестьяне считали, что относительно вольная жизнь, которой пользовалась девушка до свадьбы, необходима для её развития, накопления жизненного опыта, приобретения самостоятельности, ведь все эти качества будут необходимы ей в роли жены, хозяйки и матери, когда она станет замужней женщиной. При этом от девушек требовали послушания, трудолюбия, уважения к себе и другим, а также сохранения целомудрия до свадьбы.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: О русских девушках-крестьянках 18-19 веков
Опубликовано:
Автор:
Читателей:15854

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 31]



 
Химическая энциклопедия 1878
1878
Ш. Мариньяк открыл рекомендованный элемент иттербий.
История вычислительной техники 1980 компьютер Atari становится самым популярным компьютером года
1980 компьютер
Компьютер Atari становится самым популярным компьютером года. Seagate Technologies представляет первый жесткий диск под названием "Винчестер" для персональных компьютеров - жесткий диск диаметром
БиоМозаика Опасный квартирант
Опасный
Недавно одному водителю грузовика в Майами, решившему отдохнуть на солнечной полянке, в рот заползла…
змея и, проскользнув в кишечник, уютно там Личность в истории Нефертити (конец XV – начало XIV вв. до н.э.)
Нефертити
Имя «Нефертити» по-древнеегипетски означает «красавица грядет». Происхождение ее неясно. Есть мнение, что она была дочерью Аменхотепа III и приходилась сводной сестрой своему мужу. Возможно, она была
Это интересно! СКРЕПКИ
СКРЕПКИ
Скрепки для бумаги изобрел в 1900 г. норвежец Йоханн Ваалер. Их конструкция, не изменившаяся до наших дней, представляет собой двойной плоский виток проволоки, скрепляющий несколько листов бумаги.
Словарь компьютерных терминов Агpегация (aggregation)
Агpегация
сеть, обеспечивающая коммуникации на большом расстоянии, например, в масштабах города или по всему миру. Локальная сеть может быть стать частью глобальной сети, если установлен канал связи с сетью