О российской истории и историческом познании

О российской истории и историческом познании

Иванова Н.


Книги и статьи на исторические темы встречают в настоящее время во многом иное отношение, чем несколько лет назад. Бум повального увлечения историей прошёл. Общество устало от массы негативной информации, неожиданно выплеснувшейся на него, от многообразия оценок и выводов. Вольно или невольно многие стали испытывать тоску по тем временам, когда всё было однозначно и прочно, когда история казалась простой, понятной и вызывала лишь чувство гордости за страну, сумевшую - несмотря на происки столь многочисленных врагов - стремительно подняться к “вершине социального прогресса”. Логика и смысл отечественной истории были неразрывно связаны с “поступательным движением человечества к коммунизму”, что в какой-то мере отвечало стремлению к абсолютной правде, тотальности мышления и неизвестному мессианству, заложенных в русском национальном характере. Настоящим “историком” считался тот, кто знал больше фактов, пусть даже они ничего не объясняли и ни на йоту не выходили за рамки официального утверждения исторических концепций, которые в своеобразных интерпретациях господствовали и в массовом сознании.

Расставаться с иллюзиями всегда трудно. Процесс расставания с историческими иллюзиями сложен вдвойне. Во-первых, потому, что вместо незамысловатых и по своему логичных схем мы, историки, лишившись привычных марксистских “костылей” в виде разработанной до мелочей “классовой” теории, а отчасти и старой источниковой базы (виднейшее место в которой занимали опять-таки “классики марксизма-ленинизма” и “документы КПСС”), долгое время не в силах были предложить новые непротиворечивые концепции отечественной истории. В результате процесс демифологизации истории (который начался после 1985 г. был резко ускорен крахом коммунизма в 1991 г.) привёл как бы к её разрушению: российская история, лишившись скреплявших её марксистских “Обручей”, распалась на тысячи интересных, но почти не связанных, а порой и взаимоисключающих фактов, сюжетов, концепций. Другое обстоятельство, поневоле смущает умы,- небывалая “изменчивость” российской истории: то, что вчера ещё было белым, сегодня стало чёрным, что вызывало гордость, стало позором. А где же то, чем можно гордиться? Почему возможны такие кульбиты в исторических трактовках? И вообще, что же такое история?

Опыт последних десятилетий позволяет без труда выявить закономерность: на крутых поворотах общественного развития в России резко возрастал интерес к истории. Так было в периоды Великой Отечественной войны, хрущёвской “оттепели” и, наконец, горбачёвской “гласности”, когда едва ли не все превратились в историков. В чём причины этого феномена? Что ищет общество в истории?

На первый взгляд, ответ прост: вдохновляющих примеров, исторических аналогий, способов решения схожих задач. И это действительно так, вспомним хотя бы, какое звучание в период “перестройки” приобрёл нэп. Но это далеко не все. История СССР была жестоко вмонтирована в идеологию и любой серьёзный политический поворот требовал корректировки идеологии, а вместе с ней “подчищалась”, “выправлялась” история. Первый раз такое произошло после Октябрьской революции, когда гражданская история была заменена историей революционной, партийной. Второй этап “улучшения” истории был связан с устранением Сталиным Троцкого, Каменева, Бухарина и других старых большевиков. Их фигуры просто исчезли из отечественной (т.е. революционной) истории, по меньшей мере, до середины 50-х годов (когда их разрешили упоминать, но не оправдывать), а по существу до конца 80-х годов. Образовавшуюся “лакуну” заполнила фигура Сталина, принявшая едва ли не космический масштаб. Со второй половины 50-х годов сам Сталин из богоподобного вождя превратился в объект критики, а затем и вовсе стал “фигурой умолчания”. Со второй половины 60-х годов новый, хотя и не столь резкий поворот в политике вновь стал разворачивать историю в сторону “мягкого”, “стыдливого” сталинизма. За четыре года горбачёвской гласности, когда впервые за много десятилетий почти исчезла цензура, публицистика и общественное мнение успели последовательно разоблачить вначале Сталина (его пытались сделать “козлом отпущения” за выявление “деформации социализма”), затем Ленина, а под конец и весь большевизм. Следует отметить, что “подчисткам” в советскую эпоху подверглась и дореволюционная история. Важнейшими факторами здесь служили, во-первых, классовая теория и многочисленные высказывания Ленина (которые требовали соответствующей акцентировки и подгонки фактов), а во-вторых, утвердившаяся со времён борьбы с космополитизмом негласная, но очень мощная установка (задевавшая чувствительные патриотические струнки), окрещённая затем как “Россия - Родина слонов”. В соответствии с ней всё отечественное обязательно превозносилось, “удревлялось”, а любое иностранное влияние игнорировалось или однозначно трактовалось как вредное.

Однако уже с конца перестройки, а тем более в настоящее время выявилось, что историки стали говорить “вразнобой”, каждый по-своему, не обращая внимания на перипетии политических событий. Выходит, что история это не только идеология? Что же это, наконец, такое?

История - это важнейший способ самоидентификации общества, средство “ориентации” людей в социальном пространстве. На крутых поворотах, которыми так богат оказался ХХ век для России, история помогала заново осознать, что представляет общество, понять, кто мы такие и куда идём. И тем самым понять и приспособиться к происходящим изменениям.

Отечественный историк М.А. Барг, много размышлявший над особенностями исторического сознания, писал, что общество, как и любая система, нуждается в непрерывном потоке информации. Но специфика общественной системы состоит в том, что она нуждается не только в текущей, функциональной информации (касающейся взаимодействия элементов и подсистем), но и в информации долговременной, относящейся к генезису сущего. Это и есть историческая информация. В ней как бы совмещены все три временные проекции общества: его родовое прошлое (генезис), видовое настоящее (современная фаза его эволюции) и даже прозреваемое будущее (вытекающее, правда, из явного или неявного целеполагания).

Итак, прежде всего, история - это форма социальной памяти человечества. Для любого индивида его память - это основа логики, мышления. Лишившись её, человек превращается, по существу, в живой труп. Общество же, лишённое исторической памяти, становится легким объектом для любых манипулирований.

История - это не только “преданья старины глубокой”, не только вчерашний, но и сегодняшний день. История живёт в нас самих. Это лучшее понять, вновь прибегнув к аналогии с человеком (хотя, разумеется, любое сравнение приблизительно). Для любого из читателей этой странички один день может значить очень много. За один день можно найти или потерять работу, любовь, друзей. Но один, путь даже переломный день не так уж много значит в сравнении, например, с 8 тысячами дней, которые Вы успели прожить. Именно эти прожитые дни сделали Вас такими, какие Вы есть, сформировали Ваш сегодняшний характер, привычки, интеллект. И сколь бы ни оказался крут возможный поворот в судьбе, Вы все равно не станете другим человеком, во всяком случае, не прожив ещё энное количество тысяч дней. Нечто сходное происходит и с обществом, чьё состояние - уровень развития экономики, традиции, национальный характер - не в силах быстро изменить никакие события текущей политики. Даже после невиданной еще в истории социальной ломки, предпринятой после 1917 г., под новой социалистической оболочкой вновь проступили (хотя и не все) российские традиции. Вообще в своих основах российская история, несмотря на обилие драматических поворотов, демонстрирует удивительное постоянство. Такие, казалось бы, актуальные вопросы, как: почему столь богатая страна живет столь плохо? Что делать? Кто виноват? Нужен ли нам Запад? (и даже понятия “гласность”, “оттепель”, “перестройка”, “гнилой Запад”), - были сформулированы более полутора веков назад. В несформулированном, неявном виде некоторые из этих проблем лишь немногим “моложе” самой российской государственности.

История не только образует “поле” для текущей политики, диктуя некоторые правила игры, но и отчасти, очень мягко предопределяет будущее, точнее - ограничивает веер возможных альтернатив развития, поскольку современное состояние общества и традиции делают невозможным некоторые варианты развития событий, а историческая “инерционность” препятствует радикальному изменению общества в короткий срок. Нынешние реформы в России наглядно демонстрируют, как трудно вырваться из “объятий” прошлого.

Возможно, у терпеливого читателя, добравшегося до заключительных страниц этой статьи, давно уже созрел вопрос: если та история, которую изучали в стране в 20-30-х годах, фальсифицирована, где же гарантии того, что новая история, которую предлагают им сейчас, в середине 90-х, не фальсифицирована тоже? Как вообще идет процесс исторического познания?

Время, к сожалению фантастов (да и некоторых политиков), необратимо, и мы можем заглянуть во вчерашний день, не говоря уже о прошлом тысячелетии. Поэтому, строго говоря, история непознаваема. Но непознаваема лишь в абсолютном смысле, в зеркальной её проекции. Общество обязательно оставляет многочисленные следы своей жизнедеятельности, многообразные свидетельства, как материальные, в том числе письменные (самые ценные), так и устные. Они и служат для историков источниками. Но любое количество источников само по себе не может передать живой картины исторического прошлого. Поэтому история - это воссоздание прошлого на основе источников, это моделирование прошлого. Причём роль математического аппарата, необходимого для моделирования, выполняют современное мировоззрение, философия, общественные потребности. Ведь источники могут “дать” ответы лишь на те вопросы, которые им “зададут”, а формулируют их, да и интерпретируют “ответы” исследователи, которые вольно или невольно подвержены влиянию своего общества, цивилизации. Таким образом, с изменением общества, его мировоззрения меняется и история (корпус же источников при этом может существенно не измениться). Отсюда, процесс познания истории бесконечен, во всяком случае, насколько бесконечно само человечество.

Все это не означает, что сейчас мы еще не знаем истории. Человечество последовательно на протяжении, трех последних столетий не только расширяло круг источников, но и создавало все более точные модели исторического прошлого. Элемент же релятивизма знания присущ всем наукам. Ведь вряд ли кто осмелится утверждать, что человечество многое знает о строении мира, законах Вселенной, однако на основании имеющихся знаний мы уже научились успешно запускать космические корабли, а спутники достигают отдалённых планет Солнечной системы. Существующие исторические знания уже сейчас позволяют воссоздать реальную (хотя и не абсолютную) картину исторического прошлого. Основной залог постижения истинной истории состоит в том, чтобы в логику научного поиска насильственно не вмешивались, чтобы не начались вновь гонения на неугодных историков, намеренное искажение или замалчивание исторических фактов, иначе говоря, чтобы история не была монополизирована какой-либо политической силой, как это было ещё недавно (для историков были установлены политико-административные “сита” на уровне допуска к источникам, при публикации или защите работ, а после их публикации одни историки превозносились, а другие - подвергались “проработкам” и даже расправам). Таким образом, сохранение свободы слова и элементарных демократических прав является главой гарантией против фальсификации исторического знания.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: О российской истории и историческом познании
Опубликовано:
Автор:
Читателей:4567

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 3]



 
Это интересно! ПАРОВОЙ ПРЕСС
ПАРОВОЙ ПРЕСС
К концу XVIII в. газеты и книги стали настолько популярными, что ручные прессы уже не удовлетворяли на них спрос. Инженер-печатник из Саксонии Фридрих Кениг (1774-1833) и его партнер Андреас Бауэр
Личность в истории Бодхидхарма (?-528)
Бодхидхарма
Согласно чаньской традиции, 28 общебуддийский и 1 патриарх чань в Китае. Полагают, что он был потомком Южно-Индийского королевского рода и его имя было Бодхитара. Его учитель (27 патриарх) наказал
Словарь компьютерных терминов Линейка  (bar)
Линейка (bar)
ЛИНЕЙКА меню (menu bar). В системах непосредственного взаимодействия - строка окна или экрана дисплея, в которой перечислены пункты меню. ЛИНЕЙКА прокрутки (scroll bar). В системах
Биологический справочник Автогамия
Автогамия
1. Одна из форм самоопыления и самооплодотворения у высших растений. 2. Самооплодотворение у одноклеточных организмов (гл. образом у простейших), при котором сливаются два сестринских
Линия времени 2850-2450 до н.э. Правление первых династий городов Ур и Киш в Шумере. Экономический подъем страны.
2850-2450 до
В III тыс. до н. э. наиболее крупные города - Урук и Ур на юге Нижней Месопотамии и Киш - на севере. Период расцвета этих городов называют Раннединастическим периодом, так как в это время появились
Крылатые слова Ревность не по разуму.
Ревность не по
Смысл выражения: если ревность - усилие, старательность, рвение не соответствует разуму, они приносят не столько пользы, сколько вреда. Выражение принадлежит Петру I. В 1712 году Петр I сказал о