Основы менеджмента (учебное пособие)
Категория: Менеджмент. Делопроизводство. Конфликтология.
Автор: Солдатова И.Ю., Чернышева М.А.
ISBN 5-91131-136-4 Издательство: ИТК Дашков и К
Цена: 0.00
Дата выпуска: 26.06.2006 Страниц: 256 Обложка: Переплет
Аннотация к Основы менеджмента (учебное пособие)
Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В нем рассматривается менеджмент организации, структура управления, стратегическое планирование, коммуникации в управлении организацией. Для студентов, магистрантов, аспирантов экономических и менеджерских специальностей высших учебных заведений. Учебное пособие содержит систему научных знаний, которая составляет теоретическую основу менеджмента.Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ 3ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1.
МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 7
1.1. Сущность управления и менеджмента 7
1.2. Виды, классификация и функции менеджмента 12
1.3. Менеджмент как профессиональная сфера деятельности 15
1.4. Методы управленческой деятельности и принципы их реализации 22
Глава 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА 29
2.1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента 29
2.2. Классическая школа в управлении 31
2.3. Школа человеческих отношений и поведенческие науки: общая характеристика . 36
2.4. Школа науки управления 38
Глава 3
ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 43
3.1. Понятие организации. Формальные и неформальные организации 43
3.2. Внешняя среда организации: среда прямого и косвенного воздействия 51
3.3. Внутренняя среда организации: характеристика ее элементов 55
Глава 4
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ 59
4.1. Делегирование в организации 59
4.2. Ответственность и полномочия в организации 60
4.3. Препятствия к эффективному делегированию 63
Глава 5
ОРГАНИЗАЦИЯ: ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 67
5.1. Понятие организационной структуры управления 67
5.2. Линейная структура управления 70
5.3. Функциональная структура управления 73
5.4. Дивизиональная структура управления 76
5.5. Матричная структура управления 78
5.6. Соотношение централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмой 80
Глава 6
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 85
6.1. Сущность стратегического планирования 85
6.2. Миссия и цели организации 86
6.3. Анализ внешней и внутренней среды организации 91
6.4. Анализ альтернатив и выбор стратегии 97
6.5. Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением 102
Глава 7
КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 107
7.1. Понятие коммуникации 107
7.2. Средства и каналы коммуникаций 11 О
7.3. Коммуникационные сети и их разновидности в организации ... 113
Глава 8
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 121
8.1. Управленческие решения в организации как связующий процесс 121
8.2. Классификация управленческих решений 124
8.3. Процедура принятия решения 125
Глава 9
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ 131
9.1. Понятие мотивации 131
9.2. Содержательные теории мотивации 135
9.3. Процессуальные теории мотивации 143
Глава 10
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 149
10.1 Сущность контроля в организации 149
10.2 Виды управленческого контроля 151
10.3. Этапы процесса контроля 152
10.4. Внешний и внутренний контроль 153
Глава 11
ЛИДЕРСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ 157
11.1 Власть и влияние руководителя 157
11.2. Формы власти и влияния 158
11.3. Понятие лидерства и руководства в организации 163
11.4. Авторитарное, демократическое и либеральное руководство 163
11.5. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке 167
11.6. Авторитет менеджера 168
11.7. Подходы к изучению и улучшению стиля руководства 168
Глава 12
ЧЕЛОВЕК В ОРГАНИЗАЦИИ 175
12.1. Научные основы исследования малых групп 175
12.2. Характеристика формальных групп в организации 179
12.3. Процесс формирования команды в организации 182
12.4. Характеристика неформальных групп в организации 184
12.5. Повышение эффективности деятельности групп в организации 190
Глава 13
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ В ОРГАНИЗАЦИИ 193
13.1. Общее понятие конфликта 193
1 3.2. Типы конфликтов 195
13.3. Методы управления конфликтом 198
Глава 14
МЕНЕДЖМЕНТ ПОДСИСТЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ 203
14.1. Менеджмент человеческих ресурсов в организации 203
14.2. Менеджмент финансов в организации 208
14.3. Менеджмент маркетинга в организации 219
14.4. Менеджмент в агропромышленном комплексе 230
Рекомендуемая литература 251
Введение
ПРЕДИСЛОВИЕПереход общества к рыночной экономике в России определил необходимость преобразований в структурах и процессах управления. Эти преобразования невозможны без привлечения энергичных и подготовленных специалистов. В мире, характеризующемся процессами глобализации постоянно и быстро изменяющихся технологий, продукции и процессов, устойчивое преимущество организации заключается в ее способности эффективно обучаться, аккумулировать, распространять и использовать знания. Важную функцию в этих процессах выполняют специальные программы подготовки кадров менеджеров организации в системе государственного высшего образования.
Дисциплина «Основы менеджмента» в учебном плане специальности «Менеджмент организации» представлена в блоке общепрофессиональных дисциплин и обеспечивает методологическую основу дальнейшего освоения студентами и слушателями блока специальных дисциплин. Содержание, структура и логика изложения материала в учебном пособии ориентированы на усвоение базовых понятий менеджмента с акцентами на ключевые позиции построения динамичной, развивающейся и эффективной организации, активизацию человеческого потенциала, использование социальных аспектов формирования управляемой и управляющей подсистем. В этой связи управление подсистемами представлено только ведущими блоками, определяющими содержание и развитие всех разнообразных функциональных областей менеджмента организации.
Содержание учебного пособия учитывает наполнение региональной компоненты и набор дисциплин по выбору студента (слушателя) с тем, чтобы исключить возможности дублирования учебных материалов.
Настоящее учебное пособие подготовлено коллективом преподавателей кафедры теории и технологий менеджмента Ростовского-нА-Дону Государственного университета и содержит необходимое методическое обеспечение для успешного усвоения студентами (слушателями) общих основ менеджмента (контрольные вопросы, тесты, ситуации, примеры).
При подготовке учебного пособия авторами представлены современные концепции менеджмента организации, использован опыт освоения менеджмента отечественными предприятиями и организациями. Доступность, доходчивость и логика изложения материала свидетельствуют о том, что данное учебное пособие вносит весомый вклад в дальнейшее развитие методической базы учебного процесса по специальности «Менеджмент организации» и, в конечном итоге, будет способствовать повышению качества подготовки профессионалов-менеджеров для экономики России.
Д.Э.Н., профессор, зам. Председателя УМО вузов России по образованию в области менеджмента, проректор Государственного университета управления, заслуженный деятель науки Российской Федерации Э.М. Коротков