О празднике и русском народном площадном искусстве
Праздник – древнейшее явление человеческой культуры, которому всегда отводилась большая роль в жизни человечества. С древности праздники сопровождали важнейшие этапы в жизни природы и общества. При этом праздник имеет как бы двоякую направленность – с одной стороны он устремлен в прошлое, поскольку всегда связан с устоявшимися традициями и ориентирован на их поддержание; с другой стороны, праздник предполагает обновление и новое осмысление старинной традиции.
Праздник является сосредоточением всех форм и видов культуры общества, в его атмосфере человек чувствует свое единение с обществом и причастность к опыту предков.
Народные праздники отмечались в трех измерениях: в кругу семьи (родство по крови), в храме (родство по вере); на улице (коллективное единство).
Праздничные традиции неуклонно меняются с течением времени, особенно заметны эти изменения в переломные моменты истории, когда новая политика государства внедряла в календарь свои праздничные даты, запрещая или отменяя целый ряд предыдущих. Таким образом, после падения в конце 20 века советской власти и отмены «Красного календаря», который в свое время был безжалостно внедрен вместо дореволюционных праздников и юбилеев, в нашей стране возник острый дефицит праздников. Этим можно объяснить и повышенный интерес людей к прежним, традиционным праздникам.
Органичная система русских народных праздников претерпела немалые изменения при Петре I. Росли города, набирала обороты промышленность и одним из главных народных увеселений стали ярмарки, на которые стекалось огромное количество народу.
Вся ярмарочная площадь была заставлена телегами с разнообразным товаром. Повсюду были слышны крики торговцев которые наперебой расхваливали свои товары. Вокруг ярмарки располагались различные развлечения, где можно было покататься на качелях, послушать шарманку, поглядеть на ученого медведя «Михаила Ивановича, господина Топтыгина». Повсюду стояли балаганы с яркими вывесками, из которых доносились звуки шарманки и гармони, приглашавшими на достаточно дорогие (5-10 копеек за вход) представления. Те, кто не мог позволить себе пойти в такой передвижной театр довольствовались смешными сценками с главным героем длинноносым Петрушкой. Одним словом, ярмарка была местом всеобщего увеселения.
До 18 века городские гулянья и праздники почти во всем копировали крестьянскую традицию, но с ростом городов существенные черты деревенского праздника нарушаются, забываются традиции и теряется смысл обрядовых действий. В то время, как деревенское население по-прежнему тяготело к традиционной культуре, высшее городское сословие перенимало европейские обычаи, а среди простых жителей стал формироваться городской фольклор.
Для популяризации своих начинаний царь Петр устраивал уличные маскарады, грандиозные праздничные шествия, иллюминации, а также шумные фейерверки, на которые он тратил огромные средства. Эти публичные зрелища сопровождали различные события общероссийского масштаба (военные победы, коронации и т.д.) в Москве и Петербурге в течение всего 18 века, который можно назвать не только веком просвещения, но и столетием зрелищно-игровой стихии.
Площадной фольклор впитывал в себя не только опыт иностранных артистов, но и традиционные народные зрелища: выступления музыкантов и балагуров, вожаков с учеными медведями, кукольные представления. Так, на ярмарках и гуляньях существовали целые развлекательные городки, в которых соседствовали старые и новые развлечения и зрелища. Вообще ярмарки и народные гулянья были очень важны в жизни городского населения, они являлись этакими «фабриками развлечений», формируя вкусы и запросы публики, но в то же врем и подстраиваясь под народные интересы.
Писатели, поэты, художники и актеры 18 века приходили на городскую площадь в праздничный день за вдохновением, желая быть ближе к народу, черпая в особенной атмосфере площадного искусства бесценные сокровища русского фольклора.
(Статья подготовлена по материалам: А. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец 18 - начало 20 века»)
На иллюстрации Борис Кустодиев “Масленица”, 1919
Статья: О празднике и русском народном площадном искусстве
Опубликовано:27/07/2001
Автор:ВШБ
Читателей:2579