Как одевались девушки-крестьянки

Умение хорошо одеваться («быть щеголёной») для девушки брачного возраста являлось необходимым качеством, если она хотела пользоваться успехом у противоположного пола.
Праздник, когда всё население деревни выходило на улицу, служил отличным поводом для девушек продемонстрировать окружающим свои самые лучшие наряды, меняя их по три-четыре раза в день. При этом матери парней не стеснялись проверять качество девичьей одежды на ощупь – они могли подойти к девушке, отогнуть подол, оценить ткань и то, насколько хорошо сшит наряд.
В некоторых деревнях по обычаю, в первую неделю Святок, дома односельчан (в первую очередь те, где жили холостые парни) посещали группы девушек, одетые в лучшие костюмы, но с лицами, прикрытыми тюлевой тканью. Демонстрируя свои наряды они заставляли хозяев угадывать, кто скрывается под тюлевой маской.
Крестьянской девушке полагалось иметь три вида одежды – для будней, для праздников и для свадьбы. При этом полных праздничных костюмов должно быть несколько – один для посиделок и гуляний, другой для посещения церкви в воскресные дни, третий для Рождества, еще один – на Пасху и т.д.
Хорошо одеть дочь, чтобы «люди не осудили», были обязаны родители, что иногда становилось настоящей проблемой, особенно в небогатой семье, где росли несколько девочек. Например, в середине 19 века ярмарочная цена готового праздничного костюма для девушки была сопоставима с ценой на хорошую корову и жеребенка (около 25 рублей). Поэтому мать, и прежде всего сама девушка активно работали на наряды и приданое – выращивали лён, пряли, ткали, шили, продавали продукты натурального хозяйства, работали по найму в богатых семьях.
В 18-середине 19 века в России девушки носили в основном традиционные (национальные) костюмы. Что представляла из себя эта одежда, мы рассмотрим ниже.
Рубаха – это основная часть девичьего костюма. Рубаха могла быть цельной, то есть сшитой из длинных, до щиколоток, полотнищ ткани, или составной – собранной из двух частей. Ворот у рубахи делали круглым, в мелкую сборку, а рукава – длинными. Зауженными книзу. Довольно долго использовался старинный покрой рубахи-долгорукавки. Рукава таких рубах имели прорези для рук и достигали в длину 2-3 метров Длинные концы при этом свисали вниз, заставляя девушку держать руки, сложенными на груди.
Сарафан одевался поверх рубахи. Это длинная одежда на лямках без рукавов. Были очень популярны сарафаны с большим количеством клиньев. Спереди сарафан застегивался на пуговицы, или был без разреза с имитацией застежки. Часто сарафан делали теплым за счет шерстяной подкладки, так как по праздникам осенью и зимой сарафан носили без шубы, или с короткой шубкой. Сарафаны украшали вдоль переднего шва кружевом, фабричной яркой тесьмой, серебряными пуговицами.
Головной убор был важной частью праздничного костюма девушки. Например, в деревнях Русского Севера он назывался «венцом». Венец вырезали из картона или береста и придавали ему овальную форму, а верхний край делали зубчатым. Лицевую сторону украшали жемчугом, бисером, блестками и т.п., а изнанку обтягивали ситцем. Крепили венец на парчовую повязку, которую укладывали по темени, а затем завязывали под косой на затылке. Девушки Южной России в праздник украшали голову венками и повязками, которые также представляли из себя довольно сложные и очень нарядно украшенные головные уборы – одевали их перед зеркалом довольно длительное время.
Украшения в большом количестве дополняли девичий праздничный наряд. Все девушки носили серьги. В северных районах России были популярны сережки в виде бабочек, а серьги в форме птицы носились по всей России: подвеску в виде парящей птички украшали цветной эмалью, жемчужинками, бисеринками. Девушкам нравились «долгие», то есть длинные серьги, которые красиво звенели и раскачивались при движении. Гладкими кольцами из меди, олова или серебра украшали все пальцы, кроме больших. Материалом для браслетов служил обычно не металл, а узкие полоски шелка или бархата с золотой нитью (зарукавья). Шею и грудь девушка прикрывала «украсами» - бусами, цепочками, ажурным воротником из цветного бисера. Хорошие бусы были дороги, но на ярмарках и базарах продавались дешевые бусы из цветного стекла или бисера. Кроме того, на гулянье девушка брала с собой ширинку – небольшой платок с вышивкой: ширинка использовалась во время хоровода и на гуляньях, когда девушки махали ими в сторону зрителей, привлекая к себе внимание.
Весной и осенью девушки носили двубортную приталенную одежду с невысоким воротничком и длинными прямыми рукавами (кафтан, коротайка) из шерсти или сукна деревенского или фабричного производства. Последний вариант был предпочтительнее в молодежной среде. Девушки украшали такую одежду тесьмой, разноцветными шнурами, черным плисом. Покрой шуб был почти аналогичен покрою суконной одежды. В зимние праздники девушки из богатых семей красовались на улицах в заячьих, бобровых, лисьих шубах, которые шили мехом внутрь. Их менее обеспеченные ровесницы ходили в шубах из дубленых или сыромятных овчин.
Обувь зимняя представляла собой сапожки или валенки, особенно модными у богатых девушек Севера считались белые валенки с красной вышивкой. Кожаную обувь носили с вязаными чулками длиной до колена, без пятки и закрепляли на ноге круглыми подвязками. До конца 19 века в крестьянской среде оставались популярными лапти, особенно ценились нарядные – «писаные» - лапти, которые девушки украшали бисером и разноцветной тесьмой, вплетавшейся в месте с лыком.
Как мы видим, традиционный девичий костюм состоял из нескольких элементов, каждый из которых девушки стремились украсить, сделать более нарядным и ярким, чтобы привлечь к себе внимание окружающих, в первую очередь, парней. Вообще, издавна национальный костюм казался жителям деревни самым красивым и добротным и лишь со второй половины 19 века стал терять свою притягательность, уступая одежде европейского типа. Однако мода возвращается и сегодня девушки и женщины современных городов с удовольствием носят сарафаны, пусть и слегка модернизированного фасона. В последнее время на прилавках обувных магазинов можно найти красивые модные (!) валенки, а шитые мехом внутрь шубы молодых модниц 19 века имеют некоторое сходство с современными дубленками. А это значит, что традиционный костюм жив и готов возродиться в новом качестве.
(Фото 1909г. Молодые русские крестьянки с ягодами. Сергей Прокудин-Горский)
Статья: Как одевались девушки-крестьянки
Опубликовано:27/07/2001
Автор:ВШБ
Читателей:13712