Храм Артемиды Эфеской

Храм Артемиды Эфеской Иванова Н. В.
Храм Артемиды был величественным и прекрасным сооружением. Он существовал на протяжении многих веков, неоднократно разрушался и вновь являлся миру в новом обличье. Эфес был наиболее крупным городом в Ионии, пожалуй, самой развитой и богатой области греческого мира. Храм Артемиды существовал в нем издавна, но тогда никто еще и не думал причислять его к чудесам света, ибо не мог он еще поразить своим великолепием, так как был простым и выстроенным из дерева. Неоднократно он сгорал от пожаров, разрушался от ветхости или частых в этом районе землетрясений, но всегда отстраивался заново - не подобало Артемиде, богине-покровительнице города оставаться без святилища. В VI веке до нашей эры жители Эфеса приняли решение, не жалея ни сил ни средств, ни времени выстроить для нее великолепное жилище, равного которому по красоте не было больше во всем мире. Был объявлен конкурс на составление проекта, в котором победу одержал знаменитый архитектор Херсифрон. Он предложил построить храм из мрамора и окружить его двумя рядами мраморных колонн. Проект утвердили, и строительство началось.Но с самого начала работать по возведению храма стали наталкиваться на одну за другой, казалось бы, непреодолимые преграды. Первой проблемой оказалось отсутствие поблизости мраморных каменоломен. Жители Эфеса было приуныли, как вдруг счастливый случай помог разрешить эту проблему. Никому не известный до тех пор пастух Пиксодор как-то пас стадо неподалеку от города и совершенно случайно заметил, как один из дерущихся баранов промахнулся и ударил рогами в скалу, от которой откололся камень ослепительной белизны. Пиксодор осмотрел его и, хвала богам, оказалось, что это был мрамор. Тогда он бросил стадо и поспешил со своей новостью в город. Ликующие горожане облачили пастуха в дорогие одежды, и никому доселе не известный Пиксодор в мгновение ока стал знаменитым.

Вторая проблема строительства заключалась в землетрясениях, которые часто сотрясали эту местность и разрушали постройки. Храм должен был быть настолько прочным, чтобы противостоять подземным толчкам. Херсифон нашел весьма нестандартное решение. Он решил построить святилище не в самом городе, а в семи километрах от него, на болоте, поблизости от устья реки Каистры. Опытный в постройках подобного рода архитектор рассудил, что мягкая болотистая почва смягчит подземные удары. А чтобы под своей тяжестью огромное здание не погрузилось в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Свое назначение она оправдала.

Весьма проблематичной оказалась и доставка грузов на строительную площадь. Не каждая повозка могла проехать по топкой почве. А ведь мрамор приходилось доставлять с расстояния не ближе 12 километров. Особенно тяжело было подвезти к строящемуся храму многотонные мраморные колонны. Какие только повозки ни конструировали строители, но под огромной тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашел гениальное решение и в этом случае. В торцы стволов колонн он приказал вбить металлические стержни и на эти оси с обеих сторон насадить деревянный колеса такого размера, чтобы колонны оказались подвешенными между ними. В созданную конструкцию впрягали десятки пар быков, и она послушно покатилась за ними, без проблем достигнув места назначения.

Но и на этом препятствия не кончились. Несмотря на все усилия, Херсифрону не удалось установить каменную балку порога святилища. После множества бесплодных попыток он, дабы не прослыть бесчестным человеком, стал готовиться к самоубийству. Однако на следующее утро к нему прибежали взволнованные строители и сообщили, что за ночь балка невероятным образом самостоятельно опустилась в нужные пазы. Не иначе как сама Артемида вмешалась и исправила положение. Как бы там ни было, строительство могло продолжаться дальше.

Херсифрон не дожил до завершения храма. После его преждевременной смерти функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену. К тому моменту здание уже было возведено, а колонны установлены. Осталось самое трудное - установить крышу. При этом, перекрытия на верхушки колонн нужно было опускать с величайшей осторожностью, чтобы не повредить их капители. Метаген оказался не менее достойным архитектором, чем его отец. Эту трудность он разрешил просто и вместе с тем оригинально: на вершину колонны клали мешки с песком, а уже на них осторожно опускали баки. Затем мешки вспарывали, под тяжестью балок песок высыпался, и они плавно ложились на предусмотренное место.

Метаген тоже не успел достроить храм. Эта честь выпала другим архитекторам - Пеониту и Диметрию, которые приблизительно в 450 году до нашей эры завершили строительство и внутреннюю отделку.

По описанию очевидцев святилище Артемиды было огромным и прекрасным. Однако, мы так и не знаем как же оно выглядело на самом деле. Не стоит доверять и рассказам о пятнадцатиметровой статуе богини-покровительнице Эфеса, которая стояла в центе главного зала. Все описания фресок, картин, украшений к этому храму отношения не имеют. Скорее всего древние хронисты перепутали обстановку этого святилища с другим храмом Артемиды, о котором мы расскажем немного позднее. А все, что сделал Херсифон и его преемники исчезло по вине Герострата.

А храм эфесцы решили отстроить вновь, для чего собрали средства со всех жителей города. При этом некоторые отдавали на строительство последние сбережения. Позднее их поддержали и жители других городов. За восстановление славы и гордости эфеса принялся архитектор Хейрократ. Знаменит он был тем, что создал план города Александрия и предлагал превратить гору Афон в грандиозную статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого изливается река. Он не внес в реконструкцию храма ничего примечательного, считая, что в нем нечего улучшать и лишь повторил замысел Херсифрона, правда с большим размахом. Единственным новшеством был цоколь храма в виде мраморной террасы с десятью ступенями.

В самый разгар строительства к Эфесу со своей многотысячной армией подошел сам Александр Македонский. Поразмыслив немного, он решил засвидетельствовать свое почтение великой богине, а также заработать политический капитал и тут же предложил покрыть все прошлые и будущие издержки по возведению храма, но с одним условием: чтобы в посвятительной надписи значилось его имя. Эфесцы оказались перед нелегким выбором. Наконец, нашелся один хитроумный гражданин, который сумел дать полковнику достойный ответ: "Александр, - сказал он, - не подобает богу воздвигать храмы другим богам". Этим дело и кончилось. Александр лишь улыбнулся и двинулся со своей армией дальше покорять мир, не забыв, однако, все таки внести существенную лепту в финансирование строительства.

На этот раз строительство продвигалось без проблем. Уже через считанные годы храм Артемиды словно воскрес в своей величественной былой красоте. Теперь он достигал в длину 110 метров, а в ширину 55. вокруг него возвышалось 127 восемнадцатиметровых колонн, окружающих здание двойным рядом, причем часть колонн были резными, барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас. Двускатная крыша была сделана не из черепицы, а из мраморных плит, и по ее углам размещались четыре мраморных быка гигантских размеров. Изнутри святилище также было облицовано мраморными плитами, украшено фресками и великолепными картинами. Чтобы загладить обиду, нанесенную Александру, эфесцы заказали для храма его портрет. Лучший живописец той эпохи Апеллес изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Причем художнику удалось добиться помимо собственного изображения еще и сложного оптического эффекта: казалось, что рука с молнией выступает из полотна. Все видевшие эту картину были неимоверно поражены.

Расчеты архитекторов, построивших храм на болоте оказались верными. Он простоял еще половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и щедрыми дарами способствовали его богатству. Власть Эфеса не распространялась на храм Артемиды, и он как бы являлся самостоятельной политической единицей. Территория храма была нейтральной: всякий, кто ступал на его землю безоружным, приобретал право неприкосновенности и даже преступника, укрывающегося под его сводами, не смели тронуть. Это обстоятельство однажды даже спасло сам город, который, как уже говорилось выше, располагается в семи километрах от храма. Совершенно внезапно во время одной из войн вблизи Эфеса появились войска лидийского царя Креза. Натиска его огромной армии не мог бы выдержать ни один город. Но тогдашнему властителю Эфеса Пираду пришла в голову спасительная мысль - он приказал протянуть от храма Артемиды семикилометровую веревку, которую привязал к воротам города, провозгласив таким образом Эфес "неприкосновенной территорией богини". Хотя и был слишком явный трюк, но, видимо, он настолько позабавил Креза, что тот отказался от осады. А хитроумный Пиндар, ко всему прочему, договорился с лидийским царем о том, что Крез наравне с Артемидой отныне будет считаться покровителем города. Крез не только принял такое предложение, но и сделал щедрые дары храму. Эфес, заручившийся столь могущественной поддержкой, стал торговать со всеми лидийскими провинциями, разбогател и увеличил свою территорию почти вдвое.

После поражения Креза Эфес попал под власть персов и оставался под их владычеством вплоть до 334 года до нашей эры, пока его не освободил давнишний друг этого города Александр Македонский.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Артемида не желала уступать славу и богатство христианскому богу. Такие прегрешения не могли оставаться безнаказанными, и новый бог в 263 году наслал на Эфес полчища готов, которые окончательно разбили святилище Артемиды. Несмотря на это, все более крепнущая христианская религия неожиданно провозгласила, что в Эфесе жила и умерла Дева Мария. Ее скромный домик на склоне Соловьиной горы и сейчас показывают туристам.

Годами позже эфесскую пристань занесло песком и населению города уже не удалось ее очистить. Портовая гавань обмелела, торговля прекратилась и бывшее некогда величие оставило Эфес. Он стал малолюдным и нищим. Правда, император Юстиниан построил здесь храм Иоанна, но это было последнее сооружение, возведенное в Эфесе. Со временем он превратился в маленькое селение, отступавшее все дальше и дальше на восток от моря. B XI веке его захватили турки, затем они были выбиты крестоносцами, и город вновь оказался во власти христиан. А с 1462 года Эфес окончательно отходит к Турции.

Все эти исторические перемены оказались весьма губительными для храма Артемиды. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана крыша. Когда нарушилось единство конструкции, стали падать знаменитые колонны, а их обломки засасывало тем же болотом, которое раньше спасало храм от разрушения. Всего через несколько лет под наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Через столетия храм Артемиды Эфесской все же был найден. Его раскопал английский археолог Вуд. После долгих месяцев поисков и множества бесплодных раскопок он наткнулся на его следы 31 октября 1869 года. А полностью фундамент святилища Артемиды был вскрыт только в нашем веке. Под ним археологи нашли следы храма, сожженного Геростратом.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Храм Артемиды Эфеской
Опубликовано:
Автор:
Читателей:1510

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 2]


Мнение[Ваше мнение]

 
Это интересно! КОНСЕРВЫ
КОНСЕРВЫ
Способ хранить пищу в закупоренных жестяных банках изобрел англичанин Петер Дюран. Компания "Донкин, Холии и Библ" приобрела патент и открыла в 1811 г. консервный завод. С 1830 г. в Лондоне началась
БиоМозаика Пьяная белочка
Пьяная белочка
К одной женщине, жившей в доме для престарелых, каждый день прибегала белочка, которую та кормила орешками. В один прекрасный день она обнаружила
Линия времени 1400-1027 до н.э. Государство и династия Инь (Шан).
1400-1027 до
Основателем династии Шан считается Чэн Тан, покоривший племя ся. Для обозначения этой династии и государства применяется иероглиф «инь», поэтому употребляется два названия царства – Шан и Инь.
Словарь компьютерных терминов Процессор (processor)
Процессор
1. Устройство или функциональная часть ЭВМ, предназначенная для выполнения (интерпретации) программ. 2. Машинная программа, которая производит некоторое предварительное вычисления или организацию
Личность в истории Ликург
Ликург
Легендарный законодатель древней Спарты. Его деятельность обычно датируется IX-VIII вв. до н. э. Согласно Плутарху, был дядей и воспитателем малолетнего спартанского царя. Греческие авторы
Личность в истории Витте С. Ю. (1849-1915)
Витте С. Ю.
Русский государственный деятель, один из активных инициаторов политики промышленной модернизации России на рубеже XIX - начала ХХ века. Являлся министром путей сообщения, затем министром финансов,