Экономика и управление в сфере коммуникаций (зарубежный опыт)


Экономика и управление в сфере коммуникаций (зарубежный опыт) Категория: Экономика. Экономика предприятия.
Автор: Папирян Г.А.
ISBN 5-94798-689-2 Издательство: ИТК Дашков и К
Цена: 0.00
Дата выпуска: 28.06.2005 Страниц: 132 Обложка: Обложка

Аннотация к Экономика и управление в сфере коммуникаций (зарубежный опыт)

Книга посвящена изучению текущего состояния и тенденций развития глобальной сферы коммуникаций, в частности телекоммуникаций, медиа, новостей, рекламы, киноиндустрии, индустрии музыки и Интернета. В ней также раскрываются вопросы, связанные с корпоративным управлением и стратегией фирм при глобализации на примере сферы коммуникаций. Для студентов вузов и аспирантов, изучающих следующие дисциплины: Организация отрасли, Мировая экономика и международные экономические отношения, Общий и стратегический менеджмент, а также для специалистов, работающих в разных отраслях сферы коммуникаций, и руководителей фирм, интересующихся современными проблемами стратегического и корпоративного управления.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Эволюция мировой индустрии коммуникаций 10
Исторический очерк 10
ЮНЕСКО 16
Тенденции развития мировой индустрии коммуникаций 19
Глава 2. МЕДИА-ИНДУСТРИЯ 27
Индустрия телевидения и радио 27
Издательское дело 39
Агентства новостей 48
Реклама и коммуникации 57
Масс-медиа и профессиональный спорт 72
Глава 3. КИНОИНДУСТРИЯ 76
Структура киноиндустрии 76
Экономика кинопроизводства 82
Глава 4. ИНДУСТРИЯ МУЗЫКИ 89
Структура индустрии музыки 89
Экономика звукозаписи 94
Культура и филантропия 99
Глава 5. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ 103
Структура телекоммуникационной индустрии 103
Международная экономическая политика в области телекоммуникаций 11 О
Международный Телекоммуникационный Союз 118
Глава 6. ИНТЕРНЕТ 120
Интернет-экономика 120
Распространение Интернета 125
Литература 130

Введение

Благодаря бурному совершенствованию в техническом плане средств коммуникаций и появлению новых, сегодня сфера коммуникаций является важной и динамично развивающейся отраслью экономики. В историческом плане она начала формироваться как отрасль экономики начиная с XIX в. В те времена средства коммуникаций постоянно испытывали на себе воздействие инновационных процессов. Первыми средствами коммуникаций можно назвать письма и газеты, для распространения которых необходима была почта и средства доставки - железная дорога и конный транспорт. Затем появилась электрическая система передачи сообщений - телеграф. Но революционным моментом для формирования инфраструктуры коммуникаций стало появление телефонной связи после изобретения первого телефона американцем Александром Беллом в 1849 г. Все это было ответом на насущную потребность облегчения трудностей общения людей на дальних расстояниях, ускорения передачи сообщений, развития торговли и т. д.
Другим революционным событием в этом плане, перевернувшим жизнь почти каждого человека, стала широкая доступность радио и телевидения. В начале ХХ в. Появились важные элементы инфраструктуры коммуникаций, а именно радио- и телевещание. В дальнейшем инфраструктура коммуникаций находилась в процессе постоянного развития и обновления. Так, со временем были введены кабельное и спутниковое вещание, что позволило увеличить как количество передаваемых сообщений, так и возможность получать их со всего мира. А позднее скоростные цифровые технологии и Интернет открыли новую эпоху для коммуникаций и придали им глобальный характер.
Информационная сеть соединенных между собой компьютеров, находящихся в домах и учреждениях, в дополнение к телевидению и радиовещанию сегодня существенно изменила наше общество, которое стало называться информационным. А сами информационные сети, которые распространились по всему земному шару, превратились в инфраструктуру глобального информационного общества.
Естественно, что в информационном обществе должна была создаться и новая сфера экономики, так называемая информационная экономика. Родоначальником этого вида экономики являются Соединенные Штаты Америки, которые объявили, что американское общество перешагнуло от индустриального общества в постиндустриальное, где доминируют отрасли экономики, интенсивно использующие новые виды коммуникаций, и -наибольшая занятость людей скорее связана со сферой коммуникаций, чем с производством товаров.
С усилением процесса глобализации экономики роль информации как основного стратегического ресурса мировой экономики возросла. Сегодня, используя цифровую сеть, можно моментально получить информацию с мировых рынков или торговать в сети Интернет и т. д.
На сегодняшний день мировым лидером в области информации являются США. В стране насчитывается более 200 млн пользователей сети Интернет. Для сравнения, в России эта цифра на порядок меньше и составляет примерно 14 млн США обладают широкой сетью коммуникационных спутников, являются крупнейшим экспортером продуктов культуры, а также лидируют в области электронной коммерции. Крупнейшие транснациональные корпорации США доминируют на мировом рынке коммуникационных услуг и являются основными участниками международной коммуникационной системы. Вторым после США крупным производителем и экспортером коммуникационных услуг является Европа, а ее коммуникационные корпорации оказывают достойную конкуренцию заокеанским коллегам как внутри Европы, так и в самих США.
Производство коммуникационных продуктов и услуг, в частности, 'продуктов культуры и медиа, таких, как печатные издания, кинофильмы, радио- и телепередачи, музыкальные записи и др., в рыночных условиях часто сравнивают с товарным производством. Более того, процесс производства продуктов культуры западные специалисты порой сравнивают с массовым производством промышленных продуктов с такой же организацией и методами управления.
В настоящее время производство товаров и услуг сконцентрировано в основном в руках крупнейших компаний мира. Этот процесс укрупнения и слияний особенно усилился в конце 80-х-начале 90-х ГГ., когда жестокая конкуренция на рынке заставила корпорации объединяться. В некоторых отраслях мировой экономики процесс начался раньше других, например, в отраслях финансовых услуг и гостиничного бизнеса. А в других отраслях, например в нефтегазовой, процесс концентрации производства задержался до 1998 г., когда друг I за другом начали образовываться гигантские компании глобального масштаба.
Процесс концентрации производства товаров и услуг, естественно, не обошел и мировую сферу коммуникаций. Здесь оно также начало концентрироваться в руках нескольких крупнейших компаний. В результате продукция этой сферы стала более стандартизованной и коммерциализированной. А это, в свою очередь, полностью открыло доступ к законам рынка.
В связи с этим отдельные сферы коммуникаций, по мнению авторитетной международной организации ЮHECKO, попали под полный контроль главных коммуникационных компаний мира. А так как эти компании в основном сосредоточены в индустриально развитых странах, в мире начала наблюдаться экспансия западных ценностей.
Наряду с консолидацией бизнеса в разных отраслях мировой экономики сегодня наблюдается и его интернационализация и глобализация. Это касается также и сферы коммуникаций. Многие коммуникационные компании в последние годы расширили свой бизнес за пределами собственных стран и превратились в транснациональные. Более того, придерживаясь грамотной стратегии международного развития, часть из них стали глобальными с огромной армией клиентов, разбросанной по всему земному шару, и многочисленными за рубежными филиалами и дочерними компаниями.
Еще одной важной тенденцией развития глобальной коммуникационной индустрии стало диверсифицированное развитие ее представителей. Это означает, что в настоящий момент на мировом рынке коммуникационных услуг начали доминировать глобальные мультимедийные конгломераты, которые объединяют производителей разных видов услуг из разных точек мира.
Однако процесс диверсификации компаний и коммуникационных компаний, в частности, в мировой экономике сопровождается разногласием как среди ученых, исследующих корпоративное управление, так и среди корпоративных менеджеров. Нет единого мнения о положительном или отрицательном влиянии диверсификации на стоимость бизнеса, соответственно и на его деятельность.
Но, с другой стороны, сам факт активизации процесса диверсификации компаний в последние десятилетия и появление многопрофильных корпораций заставили специалистов и менеджеров искать пути решения этого сложного вопроса стратегического менеджмента. Одно из них стало возможным благодаря грамотному распределению ресурсов внутри корпораций и грамотному выбору их организационной структуры, которые и обеспечили синергию среди отдельных производственных единиц этих корпораций. Это важное стратегическое средство, которое наиболее эффективно работает среди относительно близких по роду деятельности производственных единиц, в свою очередь, снизило издержки, связанные с процессом диверсификации компаний.
Естественно, процессы консолидации, глобализации и диверсификации в сфере коммуникаций бросили новый вызов руководителям компаний, а также специалистам, занимающимся международным регулированием отрасли. Теперь от топ-менеджеров глобальных коммуникационных корпораций, помимо знаний о своей отрасли и общих управленческих навыков, требуется глубокое понимание экономических, политических и социальных процессов, происходящих на мировых рынках коммуникационных услуг, а также знакомство со стратегией ведения бизнеса на международной арене.
В данной книге совершается попытка проанализировать современную структуру глобальной сферы коммуникаций. Помимо этого, рассматриваются тенденции развития отдельных отраслей этой важной для мировой экономики сферы и основные направления стратегического развития коммуникационных фирм в основном в двух главных производящих коммуникационные продукты и услуги регионах мира - вСША и Европе.
Исходя из многообразия коммуникационных услуг и продуктов, а также с целью более детального анализа, материал в книге излагается отдельно по каждой отрасли коммуникационной сферы. Отдельные главы посвящены медиа-индустрии, киноиндустрии, индустрии музыки, телекоммуникационной индустрии. Помимо этого в книге также есть вступительная глава об эволюции мировой индустрии коммуникаций и заключительная глава о роли Интернета в коммуникациях.
В книге анализируется структура бизнеса в каждой отрасли коммуникационной сферы. В основном этот анализ строится на описании стратегического поведения отдельных лидеров отрасли, или, как их называют на Западе, стейкхолдеров. В связи с этим приводятся многочисленные таблицы. Однако данные в них подвержены изменениям от года к году, еще раз подтверждая динамичный характер мировой сферы коммуникаций. Для решения этой проблемы приведены источники с адресами в сети Интернет, которые помогут читателям самостоятельно обновлять свою информационную базу.
Сегодня в российской экономической науке обозначилось новое направление - "экономика отраслевых рынков", подобно западному направлению "организация отрасли" или"экономика отрасли". Также авторитетными отечественными специалистами разработана экономическая дисциплина с таким же названием, которая начинает успешно внедряться в учебные программы многих российских вузов. В связи с этим данная книга совместно с предыдущими работами автора "Международные экономические отношения. Экономика туризма" и "Экономика и управление банковской сферой. Международный аспект" (2004 г.) может внести свою лепту в дело изучения текущего состояния и тенденций развития мировых рынков туристических, банковских и коммуникационных услуг.
Также в книге на примере коммуникационной сферы раскрываются вопросы, активно изучаемые в разных разделах науки о современном стратегическом управлении, и в их числе - корпоративная стратегия, глобализация. Из трех основных подходов, применяемых при изучении тех или иных вопросов стратегического менеджмента, а именно: математического моделирования, изучения кейсов и эмпирического анализа, предпочтение отдано последнему подходу.
Рассмотрение проблем и тенденций развития одной из важнейших и динамичных отраслей экономики, какой является индустрия коммуникаций, в контексте стратегического управления может при влечь возможный интерес к данной работе со стороны специалистов и студентов, изучающих стратегическое управление фирмами и отраслями. При этом книга может оказаться полезной для менеджеров, работающих как на отечественном рынке, так и планирующих свой выход на мировые рынки, вне зависимости от отраслевого профиля.
БиоМозаика Домашний аквариум
Домашний

Красивый аквариум доставляет большое удовольствие любителям природы, и, без сомнения, является хорошим украшением квартиры. Также, домашний аквариум воспитывает у детей и Хочу все знать Озера

Озера
Озера являются естественными хранилищами пресной воды. Они образуются в результате заполнения реками и ручьями углублений в поверхности земли. Из многих озер реки также и вытекают. После сильных Линия времени 508 до н.э.
508 до н.э.
Договором между Римом и Карфагеном признаются исключительные интересы Рима на Апеннинском полуострове и Карфагена в Африке.
БиоМозаика Любимый домашний питомец: паук-птицеед
Любимый
Все люди разные: одни предпочитают заводить в качестве домашнего питомца кошку или собаку, другие разводят рыбок или рептилий. Но существуют и такие, кто с обожанием
История вычислительной техники 1979 фирма Zilog выпускает 16-разрядный микропроцессор
1979 фирма
Свой 16-разрядный микропроцессор выпускает фирма Zilog. Вдогонку и Intel выпускает новый процессор - Intel 8088. появляются первые видеоигры и компьютерные приставки для них. Японская фирма NEC
Словарь компьютерных терминов Характеристика (characteristic)
Характеристика
ХАРАКТЕРИСТИКА данного (data mode). Параметр, определяющий одно из свойств данного: тип, систему счисления, форму представления, точность. ХАРАКТЕРИСТИКА системы (system specification).
БиоМозаика Лесная куница
Лесная куница
Лесная куница – небольшой зверек, размером примерно с кошку, имеет великолепную шерсть, которая очень ценится. Относится к хищному млекопитающему и является представителем
Химическая энциклопедия 1796
1796
С.Теннант и У. Волластон доказали, что алмаз состоит из углерода
Это интересно! ОТКРЫТИЕ РАДИАЦИИ
ОТКРЫТИЕ
Явление естественной радиоактивности открыл французский физик А Беккерель в 1896 г. Он случайно обнаружил, что кусок урановой руды засвечивает фотопленку, плотно упакованную в черную бумагу. В то