Экономика и управление в сфере коммуникаций (зарубежный опыт)
Категория: Экономика. Экономика предприятия.
Автор: Папирян Г.А.
ISBN 5-94798-689-2 Издательство: ИТК Дашков и К
Цена: 0.00
Дата выпуска: 28.06.2005 Страниц: 132 Обложка: Обложка
Аннотация к Экономика и управление в сфере коммуникаций (зарубежный опыт)
Книга посвящена изучению текущего состояния и тенденций развития глобальной сферы коммуникаций, в частности телекоммуникаций, медиа, новостей, рекламы, киноиндустрии, индустрии музыки и Интернета. В ней также раскрываются вопросы, связанные с корпоративным управлением и стратегией фирм при глобализации на примере сферы коммуникаций. Для студентов вузов и аспирантов, изучающих следующие дисциплины: Организация отрасли, Мировая экономика и международные экономические отношения, Общий и стратегический менеджмент, а также для специалистов, работающих в разных отраслях сферы коммуникаций, и руководителей фирм, интересующихся современными проблемами стратегического и корпоративного управления.Оглавление
Введение 4Глава 1. Эволюция мировой индустрии коммуникаций 10
Исторический очерк 10
ЮНЕСКО 16
Тенденции развития мировой индустрии коммуникаций 19
Глава 2. МЕДИА-ИНДУСТРИЯ 27
Индустрия телевидения и радио 27
Издательское дело 39
Агентства новостей 48
Реклама и коммуникации 57
Масс-медиа и профессиональный спорт 72
Глава 3. КИНОИНДУСТРИЯ 76
Структура киноиндустрии 76
Экономика кинопроизводства 82
Глава 4. ИНДУСТРИЯ МУЗЫКИ 89
Структура индустрии музыки 89
Экономика звукозаписи 94
Культура и филантропия 99
Глава 5. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ 103
Структура телекоммуникационной индустрии 103
Международная экономическая политика в области телекоммуникаций 11 О
Международный Телекоммуникационный Союз 118
Глава 6. ИНТЕРНЕТ 120
Интернет-экономика 120
Распространение Интернета 125
Литература 130
Введение
Благодаря бурному совершенствованию в техническом плане средств коммуникаций и появлению новых, сегодня сфера коммуникаций является важной и динамично развивающейся отраслью экономики. В историческом плане она начала формироваться как отрасль экономики начиная с XIX в. В те времена средства коммуникаций постоянно испытывали на себе воздействие инновационных процессов. Первыми средствами коммуникаций можно назвать письма и газеты, для распространения которых необходима была почта и средства доставки - железная дорога и конный транспорт. Затем появилась электрическая система передачи сообщений - телеграф. Но революционным моментом для формирования инфраструктуры коммуникаций стало появление телефонной связи после изобретения первого телефона американцем Александром Беллом в 1849 г. Все это было ответом на насущную потребность облегчения трудностей общения людей на дальних расстояниях, ускорения передачи сообщений, развития торговли и т. д.Другим революционным событием в этом плане, перевернувшим жизнь почти каждого человека, стала широкая доступность радио и телевидения. В начале ХХ в. Появились важные элементы инфраструктуры коммуникаций, а именно радио- и телевещание. В дальнейшем инфраструктура коммуникаций находилась в процессе постоянного развития и обновления. Так, со временем были введены кабельное и спутниковое вещание, что позволило увеличить как количество передаваемых сообщений, так и возможность получать их со всего мира. А позднее скоростные цифровые технологии и Интернет открыли новую эпоху для коммуникаций и придали им глобальный характер.
Информационная сеть соединенных между собой компьютеров, находящихся в домах и учреждениях, в дополнение к телевидению и радиовещанию сегодня существенно изменила наше общество, которое стало называться информационным. А сами информационные сети, которые распространились по всему земному шару, превратились в инфраструктуру глобального информационного общества.
Естественно, что в информационном обществе должна была создаться и новая сфера экономики, так называемая информационная экономика. Родоначальником этого вида экономики являются Соединенные Штаты Америки, которые объявили, что американское общество перешагнуло от индустриального общества в постиндустриальное, где доминируют отрасли экономики, интенсивно использующие новые виды коммуникаций, и -наибольшая занятость людей скорее связана со сферой коммуникаций, чем с производством товаров.
С усилением процесса глобализации экономики роль информации как основного стратегического ресурса мировой экономики возросла. Сегодня, используя цифровую сеть, можно моментально получить информацию с мировых рынков или торговать в сети Интернет и т. д.
На сегодняшний день мировым лидером в области информации являются США. В стране насчитывается более 200 млн пользователей сети Интернет. Для сравнения, в России эта цифра на порядок меньше и составляет примерно 14 млн США обладают широкой сетью коммуникационных спутников, являются крупнейшим экспортером продуктов культуры, а также лидируют в области электронной коммерции. Крупнейшие транснациональные корпорации США доминируют на мировом рынке коммуникационных услуг и являются основными участниками международной коммуникационной системы. Вторым после США крупным производителем и экспортером коммуникационных услуг является Европа, а ее коммуникационные корпорации оказывают достойную конкуренцию заокеанским коллегам как внутри Европы, так и в самих США.
Производство коммуникационных продуктов и услуг, в частности, 'продуктов культуры и медиа, таких, как печатные издания, кинофильмы, радио- и телепередачи, музыкальные записи и др., в рыночных условиях часто сравнивают с товарным производством. Более того, процесс производства продуктов культуры западные специалисты порой сравнивают с массовым производством промышленных продуктов с такой же организацией и методами управления.
В настоящее время производство товаров и услуг сконцентрировано в основном в руках крупнейших компаний мира. Этот процесс укрупнения и слияний особенно усилился в конце 80-х-начале 90-х ГГ., когда жестокая конкуренция на рынке заставила корпорации объединяться. В некоторых отраслях мировой экономики процесс начался раньше других, например, в отраслях финансовых услуг и гостиничного бизнеса. А в других отраслях, например в нефтегазовой, процесс концентрации производства задержался до 1998 г., когда друг I за другом начали образовываться гигантские компании глобального масштаба.
Процесс концентрации производства товаров и услуг, естественно, не обошел и мировую сферу коммуникаций. Здесь оно также начало концентрироваться в руках нескольких крупнейших компаний. В результате продукция этой сферы стала более стандартизованной и коммерциализированной. А это, в свою очередь, полностью открыло доступ к законам рынка.
В связи с этим отдельные сферы коммуникаций, по мнению авторитетной международной организации ЮHECKO, попали под полный контроль главных коммуникационных компаний мира. А так как эти компании в основном сосредоточены в индустриально развитых странах, в мире начала наблюдаться экспансия западных ценностей.
Наряду с консолидацией бизнеса в разных отраслях мировой экономики сегодня наблюдается и его интернационализация и глобализация. Это касается также и сферы коммуникаций. Многие коммуникационные компании в последние годы расширили свой бизнес за пределами собственных стран и превратились в транснациональные. Более того, придерживаясь грамотной стратегии международного развития, часть из них стали глобальными с огромной армией клиентов, разбросанной по всему земному шару, и многочисленными за рубежными филиалами и дочерними компаниями.
Еще одной важной тенденцией развития глобальной коммуникационной индустрии стало диверсифицированное развитие ее представителей. Это означает, что в настоящий момент на мировом рынке коммуникационных услуг начали доминировать глобальные мультимедийные конгломераты, которые объединяют производителей разных видов услуг из разных точек мира.
Однако процесс диверсификации компаний и коммуникационных компаний, в частности, в мировой экономике сопровождается разногласием как среди ученых, исследующих корпоративное управление, так и среди корпоративных менеджеров. Нет единого мнения о положительном или отрицательном влиянии диверсификации на стоимость бизнеса, соответственно и на его деятельность.
Но, с другой стороны, сам факт активизации процесса диверсификации компаний в последние десятилетия и появление многопрофильных корпораций заставили специалистов и менеджеров искать пути решения этого сложного вопроса стратегического менеджмента. Одно из них стало возможным благодаря грамотному распределению ресурсов внутри корпораций и грамотному выбору их организационной структуры, которые и обеспечили синергию среди отдельных производственных единиц этих корпораций. Это важное стратегическое средство, которое наиболее эффективно работает среди относительно близких по роду деятельности производственных единиц, в свою очередь, снизило издержки, связанные с процессом диверсификации компаний.
Естественно, процессы консолидации, глобализации и диверсификации в сфере коммуникаций бросили новый вызов руководителям компаний, а также специалистам, занимающимся международным регулированием отрасли. Теперь от топ-менеджеров глобальных коммуникационных корпораций, помимо знаний о своей отрасли и общих управленческих навыков, требуется глубокое понимание экономических, политических и социальных процессов, происходящих на мировых рынках коммуникационных услуг, а также знакомство со стратегией ведения бизнеса на международной арене.
В данной книге совершается попытка проанализировать современную структуру глобальной сферы коммуникаций. Помимо этого, рассматриваются тенденции развития отдельных отраслей этой важной для мировой экономики сферы и основные направления стратегического развития коммуникационных фирм в основном в двух главных производящих коммуникационные продукты и услуги регионах мира - вСША и Европе.
Исходя из многообразия коммуникационных услуг и продуктов, а также с целью более детального анализа, материал в книге излагается отдельно по каждой отрасли коммуникационной сферы. Отдельные главы посвящены медиа-индустрии, киноиндустрии, индустрии музыки, телекоммуникационной индустрии. Помимо этого в книге также есть вступительная глава об эволюции мировой индустрии коммуникаций и заключительная глава о роли Интернета в коммуникациях.
В книге анализируется структура бизнеса в каждой отрасли коммуникационной сферы. В основном этот анализ строится на описании стратегического поведения отдельных лидеров отрасли, или, как их называют на Западе, стейкхолдеров. В связи с этим приводятся многочисленные таблицы. Однако данные в них подвержены изменениям от года к году, еще раз подтверждая динамичный характер мировой сферы коммуникаций. Для решения этой проблемы приведены источники с адресами в сети Интернет, которые помогут читателям самостоятельно обновлять свою информационную базу.
Сегодня в российской экономической науке обозначилось новое направление - "экономика отраслевых рынков", подобно западному направлению "организация отрасли" или"экономика отрасли". Также авторитетными отечественными специалистами разработана экономическая дисциплина с таким же названием, которая начинает успешно внедряться в учебные программы многих российских вузов. В связи с этим данная книга совместно с предыдущими работами автора "Международные экономические отношения. Экономика туризма" и "Экономика и управление банковской сферой. Международный аспект" (2004 г.) может внести свою лепту в дело изучения текущего состояния и тенденций развития мировых рынков туристических, банковских и коммуникационных услуг.
Также в книге на примере коммуникационной сферы раскрываются вопросы, активно изучаемые в разных разделах науки о современном стратегическом управлении, и в их числе - корпоративная стратегия, глобализация. Из трех основных подходов, применяемых при изучении тех или иных вопросов стратегического менеджмента, а именно: математического моделирования, изучения кейсов и эмпирического анализа, предпочтение отдано последнему подходу.
Рассмотрение проблем и тенденций развития одной из важнейших и динамичных отраслей экономики, какой является индустрия коммуникаций, в контексте стратегического управления может при влечь возможный интерес к данной работе со стороны специалистов и студентов, изучающих стратегическое управление фирмами и отраслями. При этом книга может оказаться полезной для менеджеров, работающих как на отечественном рынке, так и планирующих свой выход на мировые рынки, вне зависимости от отраслевого профиля.