Экономика (Рынок)

Рынок может быть разный: местный, городской, национальный (отдельной страны), мировой (международный). В зависимости от вида товара, выделяют рынки труда, рабочей силы, капитала, ценных бумаг, средств производства, предметов потребления, культурных ценностей. Кроме того, есть узкие рынки отдельных товаров: автомобилей, компьютеров, жилья и пр.
Из чего складывается рынок
1. Потребности человека. Они многообразны: физиологические (пища, одежда, тепло), социальные (образование, карьера), духовные (любовь, уважение). Эти и многие другие потребности и заставляют людей вступать в экономические отношения друг с другом, составляющие суть рынка.
2. Труд. Прежде чем товар (будь-то вещь или умственный продукт) попадает на рынок, его надо произвести. Для этого необходимо прилагать определённые усилия, т. е. трудиться.
3. Частная собственность. Человек, действующий в условиях рынка, должен быть хозяином и владельцем собственности и выступать полновластным распорядителем. Без этого невозможны ни производство, ни продажа, ни покупка чего-либо.
4. Свободный обмен. Никто не заставляет продавца и покупателя совершать невыгодную сделку. Главный побудительный мотив - личная выгода, которая в момент совершения обмена становится взаимной.
5. Материальная ответственность. Обязательным элементом рынка являются деньги - плата за покупаемые товары и услуги. Используя свои собственные средства, человек рискует ими, можно сказать, несёт за них ответственность.
6. Конкуренция. Рынок не может развиваться без столкновения экономических интересов. Конкурируют продавцы. Стараясь привлечь как можно больше покупателей, они стремятся улучшить качество товара, снизить цену, эффективно его рекламировать. Конкурируют и покупатели, выбирая нужную вещь хорошего качества по наиболее низкой цене.
Всё то, из чего складывается рынок, создаёт единую систему рыночной экономики.
Функции рынка
1. Регулирует экономику. Постоянно "сталкивая" спрос и предложение, рынок стремится обеспечить равновесие между ними как в отдельной стране, так и в мировом сообществе.
2. Распределяет жизненные блага. Каждый получает их столько, сколько может оплатить заработанными деньгами. Конечно, это не приводит к всеобщему благоденствию - есть богатые и бедные. Но более справедливого механизма в реальной жизни пока не выработано.
3. Способствует общению людей. Обмен товарами и деньгами порождает обмен ещё одним важнейшим продуктом - информацией. Благодаря ей чисто экономические процессы связываются с политическими, культурными и пр.
4. Оценивает способности человека. Выступая в роли предпринимателя, производителя или покупателя, человек добивается успеха или терпит неудачу. Его благосостояние растёт или падает. Возможны случайность, несправедливость, необъективность. Но в основном рынок - это зеркало, отражающее сильные и слабые стороны каждой личности.
5. Перемещает жизненные блага. Товары, услуги, деньги, ресурсы перемещаются не только между людьми, вовлекая в оборот той или иной степени всё общество, но и между регионами и государствами.
Рыночный механизм
Экономист и философ Адам Смит писал: "Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, приведёт к результату, о котором он и сам не помышлял". Под "невидимой рукой" он понимал рыночный механизм, управляющий экономикой по определённым законам.
Механизм рыночных отношений представляет собой сложнейшую систему. Её составными элементами являются субъекты - продавцы, покупатели, посредники, органы власти и пр.; объекты - товары, услуги, знания, навыки, умения, ценные бумаги и т. д.; связи между субъектами - конкуренция и кооперация; механизм формирования цен, распределения ресурсов и доходов; информация о принимаемых решениях.
Сердцевина рыночного механизма - отношения между продавцами (производителями, посредниками) и покупателями (потребителями). На эти отношения воздействуют разные факторы: мировой рынок (международные договоры, мировые цены и пр.), органы государственной власти (законы, правительственные постановления, государственный налоговый режим и пр.), местные органы власти (местный налоговый режим, распоряжения местной администрации), правовая система (решения судов), финансово-кредитные и торгово-посреднические организации (кредитование, предоставление банковских услуг, осуществление платежей и пр.), средства массовой информации (реклама, создание имиджа). Несмотря на видимую сложность рыночного механизма, он действует по объективным экономическим законам.
Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Экономика (Рынок)
Опубликовано:08/12/2003
Автор:ВШБ
Читателей:3685
Статья: Экономика (Рынок)
Опубликовано:08/12/2003
Автор:ВШБ
Читателей:3685