Управление качеством в отраслях пищевой промышленности (учебное пособие)


Управление качеством в отраслях пищевой промышленности (учебное пособие) Категория: Товароведение и экспертиза товаров.
Автор: Магомедов М.Д., Рыбин А.В.
ISBN 5-94798-892-5 Издательство: ИТК Дашков и К
Цена: 0.00
Дата выпуска: 01.01.2006 Страниц: 192 Обложка: Переплет

Аннотация к Управление качеством в отраслях пищевой промышленности (учебное пособие)

В учебном пособии на примере пищевой проиышленности рассмотрены теоретические и практические аспекты основных проблем управления качеством продукции. Освещены современные концепции и история развития управления качеством, методы оценки уровня качества продукции, статистические инструменты и методы контроля, анализа и управления качеством, показана роль международных стандартов ИСО серии 9000, даны основы разработки систем менеджмента качества и их сертификации. Изложены основы технического регулирования (подтверждение соответствия, сертификация, стандартизация). Большое внимание уделено экономическим аспектам управления качеством: формированию затрат, анализу потерь от брака. Пособие разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплтне Управление качеством. Для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования по специальности Экономиак и управление на предприятии, студентов, обучающихся по другим специальностям и направлениям экономики и менеджмента, а также для аспирантов, преподавателей и широкого круга читателей, интересующихся проблемами качества.

Оглавление

Введение 5
Глава 1. Понятие качества. Управление качеством в системе менеджмента предприятий пищевой промышленности 9
1.1. Сущность категории качества 9
1.2. Необходимость и значение повышения качества продукции предприятий пищевых отраслей 16
1.3. Управление качеством в системе менеджмента пищевых предприятий 22
1.4. Всеобщий менеджмент качества - TQM 25
1.5. Из истории становления и развития управления качеством 30
Глава 2. Оценка уровня качества и потребительских свойств продукции на пищевых предприятиях 38
2.1. Показатели качества. Номенклатура и применяемость 38
2.2. Методы определения значений показателей качества 44
2.3. Методы оценки уровня качества 46
2.4. Квалиметрия 50
2.5. Оценка качества технической продукции 54
Глава 3. Инструменты и методы управления качеством 61
3.1. Контроль в системе управления качеством 61
3.2. Выборочный контроль 65
3.3. Статистический приемочный контроль 68
3.4. Статистические инструменты и методы контроля, анализа и управления качеством 73
Глава 4. Международные стандарты ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества 89
4.1. Международные стандарты ИСО 9000:2000 89
4.2. Основы разработки систем менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности 91
4.3. Документация систем менеджмента качества 98
4.4. Сертификация систем менеджмента качества 111
4.5. Специальные системы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции НАССР и GMP 118
Глава 5. Техническое регулирование. Подтверждение соответствия. Основы стандартизации 125
5.1. Техническое регулирование 125
5.2. Подтверждение соответствия 129
5.3. Основы стандартизации 139
Глава 6. Экономические аспекты управления качеством в отраслях пищевой промышленности 150
6.1. Состав и классификация затрат на качество 150
6.2. Связь затрат и уровня качества 159
6.3. Оценка структуры и величины затрат на качество 163
6.4. Методы анализа затрат на качество 165
6.5. Методы сравнительной оценки уровня качества пищевой продукции 177
6.6. Анализ брака 182
Литература 190

Введение

Введение
В современных условиях высокое качество продукции является одним из главных факторов успеха предприятий пищевых отраслей, обеспечения их конкурентоспособности, экономической эффективности.
Обострение конкурентной борьбы на рынке заставляет производителей изыскивать пути обеспечения конкурентных преимуществ. Мировой опыт показывает, что они достигаются не только за счет снижения издержек и цен, но в первую очередь за счет более высоких качественных свойств и характеристик продукции, услуг, способных более полно удовлетворить запросы потребителей.
В рыночных условиях примат, главенство потребителя позволяют раскрыть категорию качества через призму удовлетворения его потребностей. Именно потребитель, его потребности и ожидания должны быть помещены в центр внимания производителя, служить ориентиром для всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, организации, фирмы. Удовлетворенность потребителя является залогом востребованности продукции и самого предприятия, стабильности его функционирования, результативности всей его деятельности в целом.
Многие зарубежные и отечественные фирмы, предприятия, добившиеся значительных успехов в производственной, торговой, инновационной и других сферах деятельности, выдвигают высокое качество и его нацеленность на конкретного потребителя как приоритет текущей деятельности и императив стратегического развития.
Управление качеством (менеджмент качества) - сравнительно молодая дисциплина для нашей страны. Ее активное развитие стало возможным с переходом экономики на рыночные рельсы хозяйствования, с появлением частной собственности на средства производства, с зарождением и развитием конкуренции.
Однако несправедливо было бы считать, что понятие качества свойственно исключительно рыночной экономике и что в годы плановой экономики проблема тике качества не уделялось должного внимания. Напротив, в этой сфере были достигнуты определенные успехи, однако в рамках существовавшей политико-экономической формации сам характер обеспечения качества, изучения его проблематики, резервы и направления его повышения были сугубо специфическими и потому при смене экономической модели оказались не вполне применимы.
В связи с этим как нельзя более востребованным стал опыт управления качеством наиболее прогрессивных зарубежных государств с развитой агропромышленной и перерабатывающей инфраструктурой. Его изучение, а также адаптация к российским условиям послужили основой поступательного движения нашей страны по пути совершенствования деятельности в области качества, ее гармонизации с международными нормами и практикой, позволили активнее включиться в интеграционные процессы, разворачивающиеся в мировой экономике. Но и по сей день проблематике качества недостает изученности и научного внимания, что придает ей чрезвычайную актуальность с учетом реалий современного этапа развития экономики.
В свете подготовки России к скорому вступлению в ВТО (Всемирную торговую организацию) проблемы обеспечения качества отечественной пищевой продукции, удержания российскими производителями прочных конкурентных позиций, укрепления экспортного потенциала страны могут встать особенно остро. Ожидаемое облегчение доступа импортного продовольствия на отечественные рынки может привести к усилению конкуренции. В этих условиях российские предприятия пищевой промышленности окажутся перед лицом необходимости всемерной интенсификации производства, повышения его эффективности, технического совершенствования, реализации новейших достижений научно-технического прогресса, что при звано оказать стимулирующее воздействие на экономику, вскрыть ее резервы.
В то же время высокий уровень качества невозможно обеспечить ценой единичных, разовых усилий отдельных исполнителей, подразделений, руководителей. Необходим системный, комплексный подход к решению проблем качества, который на практике убедительно доказал свои преимущества.
Такой подход ставит целью не борьбу с дефектами, браком, несоответствиями, а исключение самих условий, предпосылок их возникновения на всех стадиях и этапах жизненного цикла продукции, от производства сырья до конечной потребительской продукции. Он должен осуществляться во всех видах деятельности, всеми работниками, обеспечивая не только высокое качество продукции, но и его гарантии, доказательства потребителю. Этим целям призваны служить международные стандарты ИСО серии 9000.
Менеджмент качества перерос границы одного из ответвлений общего менеджмента и переместился в его центр. Он является неотъемлемой составной частью общего управления всем предприятием, интегрирующей множество различных элементов производственной системы. Для обеспечения качества нет ничего маловажного, несущественного. Необходимы качественное управление и планирование, маркетинг, финансирование, материально-техническое и сырьевое снабжение, совершенная техника, технологии, безопасные для людей и окружающей среды, развитый кадровый потенциал, эффективные транспортно-складское хозяйство и логистика, технический контроль., метрологическое обеспечение, грамотная договорная работа, отлаженный документооборот и многое другое.
Сегодня высокое качество - это целая философия организации, ее культура. При этом качество предстает не только и не столько объектом управления, сколько составляет внутреннее наполнение, самую сущность организации, миссию, смысл, цель ее существования.
Задачей данного курса является ознакомление с теоретическими и практическими основами современного управления качеством на предприятиях пищевой промышленности: понятийным аппаратом, концепциями и подходами к изучению проблем качества, методологией его оценки, статистическими инструментами и методами контроля, анализа и управления, принципами разработки систем менеджмента качества и их сертификации на основе международных стандартов ИСО 9000, основами технического регулирования (подтверждения соответствия, сертификации, стандартизации), а также экономическими аспектами: механизмом формирования затрат на качество, анализом брака и потерь от него.
Современному грамотному, разносторонне образованному, высокоэрудированному управленцу, экономисту совершенно необходимо овладеть теоретическими знаниями и практическими основами деятельности в области управления качеством, понимать ее значение, уметь ориентироваться в сложных, тесно связанных между собой вопросах качества, управления, экономики.
Надеемся, настоящее пособие поможет вам в этом и послужит хорошим подспорьем.