Маркетинг (учебное пособие для ссуз)

Автор: Романенко С.Н.
ISBN 5-91131-128-3 Издательство: ИТК Дашков и К
Цена: 0.00
Дата выпуска: 25.05.2006 Страниц: 272 Обложка: Переплет
Аннотация к Маркетинг (учебное пособие для ссуз)
В учебном пособии изложены теоретические основы маркетинга в соответствии с требованиями ГОС СПО (базовый уровень) Маркетинг. В доступной форме освещаются узловые вопросы теории маркетинга, организация коммуникативных процессов, маркетинговые решения в сбытовых и логистических системах. Приведенные в учебном пособии тесты, задачи, конкретные ситуации и практикумы позволяют практически закрепить теоретические знания. При подготовке учебного пособия использованы труды известных отечественных и зарубежных ученых-маркетологов. Учебное пособие предназначено для студентов специальных учебных заведений, учащихся училищ, лицеев.Оглавление
Введение 3Тема 1. Маркетинг как концепция управления, его использование в условиях российского рынка 7
1.1. Цель и задачи курса 7
1.2. Рынок как экономическая основа маркетинга 8
1.3. Основные понятия маркетинга 12
1.4. Принципы маркетинга 17
1.5. Функции и цели маркетинга 19
1.6. Концепция маркетинга, ее развитие 22
1.7. Основные виды и типы маркетинга 26
Тема 2. Комплекс маркетинга 33
Тема 3. Маркетинговая окружающая среда 37
3.1. Понятие среды маркетинга 37
3.2. Внутренняя среда маркетинга 37
3.3. Внешняя среда маркетинга 39
Тема 4. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация 46
4.1. Содержание и направления маркетинговых исследований. 46
4.2. Маркетинговая информационная система 48
4.3. Виды информации, их классификация 49
4.4. Схема маркетинговых исследований 51
4.5. Методы маркетинговых исследований 52
4.6. Виды, типы маркетинговых исследований 52
4.7. Бенчмаркинг и маркетинговые исследования 54
Тема 5. Сегментация рынка и позиционирование товара 56
5.1. Понятие сегментации рынка, ее значение 56
5.2. Критерии сегментации рынка 57
5.3. Признаки сегментации 59
5.4. Выбор целевого рынка 62
5.5. Рыночная ниша 64
5.6. Позиционирование товара 66
Тема 6. Потребности, потребитель и его покупательское поведение 68
6.1. Основные понятия: нужда, потребность, спрос 68
6.2. Иерархия потребностей по Маслоу 70
6.3. Классификация и характеристика потребностей 71
6.4. Матрица потребностей 74
6.5. Основные группы субъектов маркетинга 74
6.6. Организации -потребители 88
Тема 7. Жизненный цикл товара. Разработка новых товаров 91
7.1. Концепция жизненного цикла товара, характеристика его этапов 91
7.2. Разновидности жизненного цикла товара 96
7.3. Создание новых товаров / 98
Тема 8. Товар и товарная политика 103
8.1. Маркетинговое понимание товара 103
8.2. Классификация товаров : 105
8.3. Рыночная атрибутика товаров 108
8.4. Осуществление товарной политики и формирование товарного ассортимента 120
Тема 9. Конкуренция и конкурентоспособность 124
9.1. Понятие о конкуренции, ее функции. Конкуренция и рынок 124
9.2. Виды конкуренции 125
9.3. Стратегии конкуренции 126
9.4. Конкурентоспособность товара 126
9.5. Бостонская матрица 127
9.6. Конкурентоспособность предприятия 130
Тема 10. Цены и ценовая политика в маркетинге 131
10.1. Цена товара и методы ее формирования 131
10.2. Ценовая стратегия предприятия 133
10.3. Виды цен 135
Тема 11. Сбытовая политика предприятия и организация товародвижения 138
11.1. Понятия о сбыте и сбытовой политике 138
11.2. Виды сбыта 140
11.3. Средства сбыта: каналы сбыта, их виды 142
11.4. Торговые посредники: типы и виды 143
11.5. Роль и место логистики в организации эффективного товародвижения 145
11.6. Оптовая и розничная торговля 150
Тема 12. Маркетинговые коммуникации 153
12.1. Понятие маркетинговых коммуникаций 153
12.2. Продвижение как процесс маркетинговых коммуникаций. Понятие продвижения товара, общая задача 154
12.3. Средства продвижения 155
12.4. Цели маркетинговых коммуникаций 156
12.5. Реклама 157
12.6. Личные продажи 163
12.7. Мерчандайзинг 166
12.8. Паблик рилейшнз 168
12.9. Стимулирование сбыта 170
12.10. Что такое ФОССТИС? 175
12.1 1. Заключение 179
Тема 13. Организационные формы управления маркетингом 181
13.1. Управление маркетингом 181
13.2. Понятие, цели, функции службы маркетинга 181
13.3. Виды организационных структур управления маркетингом i83
13.4. Основные задачи и функции службы маркетинга 187
Тема 14. Стратегическое маркетинговое планирование 189
14.1. Понятие и основные направления стратегического планирования 189
14.2. Порядок разработки и структура плана маркетинга 191
14.3. Контроль в маркетинге 193
14.4. Стратегия маркетинга. Понятие и основные требования к ее формированию 196
Тесты для самоконтроля 199
Практикум 213
Практикум 1: «Определение степени осведомленности покупателей о магазине» 213
Практикум 2: «Конкурентоспособность магазина и степень удовлетворенности покупателей» 224
Практикум 3: «Сегментация рынка» , 243
Глоссарий 255
Литература 266
Введение
ВВЕДЕНИЕПереход к рыночной системе хозяйствования становится сегодня реальностью. Успех каждого предприятия, каждой фирмы все в большей степени зависит от эффективности решений и действий, осуществляемых этим предприятием.
Важнейшим индикатором деятельности каждого производителя является рынок. И положение продукции этого производителя на рынке будет в конечном счете определять результативность работы всего коллектива, его настоящее и будущее.
Успешный выход на рынок и завоевание на нем авторитета обусловлены реализацией системы логических действий, которая именуется маркетингом. Маркетинг в буквальном смысле означает рыночную деятельность, работу с рынком. Концепция маркетинга была сформулирована в США в начале ХХ в.
Термин «маркетинг» пришел к нам из английского языка, он происходит от слова «maгketing», буквально - работа на рынке, использование его законов, изучение и удовлетворение всех желаний потребителей. Этому термину в русском языке не нашли подходящего эквивалента, поэтому он остался непереведенным и соответствующая наука и практическая деятельность так и были названы - «маркетинг,).
Маркетинг прошел сложный путь эволюции. И вполне определенно можно утверждать, что маркетинг существовал всегда, так как обмен как вид деятельности начал свое существование буквально с первых шагов первобытного человека, когда последний начал осознанно заботиться об удовлетворении своих нужд и потребностей.
Вся история процесс а эволюции маркетинга позволяет говорить о том, что он является процессом последовательного включения его в различные сферы человеческой деятельности. Этот процесс проявляется в ходе развертывания, расширения, углубления маркетинга, в общих закономерностях, тенденциях и специфических особенностях его развития.
Состояние общества в любой промежуток времени определяется совокупностью общественных потребностей и их уровнем, которые обусловливают необходимую производственную деятельность в какой-либо социальной системе. До тех пор пока производители и потребители жили рядом и хорошо знали друг друга, производители выпускали то, что было необходимо для удовлетворения хорошо известных им потребностей. По мере развития и углубления общественного разделения труда повышалась его производительность, происходили глубокие изменения и в сфере производства, и в сфере социально-экономической. Эти изменения привели к росту объемов спроса на товары и услуги, а следовательно, появилась необходимость увеличения предложения товаров и услуг.
Решению этой проблемы способствовала промышленная революция конца XIX - начала ХХ в., ознаменовавшая приход индустриальной эры. Основные рабочие операции осуществлялись с помощью машин. Были созданы электродвигатель и двигатель внутреннего сгорания, динамо-машина; появились новые транспортные средства: автомобили, первые аэропланы, дизельные суда; стали применяться новые средства связи - телефон, телеграф... Все эти и другие новшества позволили во много раз увеличить количество выпускаемых товаров. Производство стало массовым, крупносерийным, ориентированным на рынки большой емкости и на изделия массового спроса. Рынок был необъятен. Казалось, все, что произведено, найдет своего покупателя. Производитель здесь, как правило, полагался на свою интуицию, а не на точное знание спроса. В этом не было большой проблемы, пока спрос превышал предложение. Задача состояла в том, чтобы победить конкурентов за счет снижения цен.
Но «ничто не вечно под луной». Производители столкнулись с таким явлением, как избыточное производство - предложение превышает спрос. Не спасало и снижение цен, которое в итоге привело к уменьшению прибыли. Таким образом, в связи с переходом к массовому крупносерийному производству продукции очевидной стала потребность в элементарном изучении рынка: кому, где и каким образом продавать произведенное.
С этой проблемой производители США и Западной Европы столкнулись уже в 30-е гг. ХХ столетия. И суть маркетинга изменилась: в период массового производства побеждало то предприятие, которое выпускало продукцию по самым низким ценам; в период насыщения спроса побеждало то предприятие, которое смогло более эффективным, чем конкуренты, способом организовать продвижение товара на рынок через стимулирование сбыта, воздействие на выбор покупателя.
Завершается первый этап эволюции маркетинга (начало ХХ в. - 40-е гг.), где маркетинг ассоциировался со сбытом и назывался сбытовым.