Алексей Михайлович (1629-1676)
Русский царь (с 1645 г.). После Смуты начала XVII в. в России распространяются идеи религиозно-нравственного совершенствования личности и общества. Их влияние сказалось и на мировоззрении Алексея Михайловича. Царскую власть он представлял себе как богоустановленную и призванную править и судить "в правду, всем равно". Монарх - единственный источник не только права, но и "всякой милости" и справедливости, государь "святой Руси" последнего оплота вселенского православия.Подданные обязаны беспрекословно выполнять свои обязанности перед государем. Их круг определяется "чином" (социальным статусом человека). Выдвигал на государственные посты способных людей, как из аристократических, так и неродовитых фамилий. Привлекал иностранцев на русскую службу. Соборное уложение 1649 г. возвело всякий умысел на здоровье, жизнь и честь государя в ранг тягчайших государственных преступлений. Завершился процесс оформления крепостного права. Деятельность Земских Соборов и Боярской думы все более сходила на нет, возрастала роль приказной бюрократии. Поддержка реформ патриарха Никона, вызвавших раскол русской церкви, имела со стороны Алексея Михайловича не только религиозные, но и политические основания.
Однако теократические претензии Никона получили решительный отпор со стороны царской власти. Историки славянофильской ориентации идеализировали "тишайшего" царя и противопоставляли Петру I. Западническая традиция акцентировала внимание на его патриархальности. Возобладал взгляд на правление Алексея Михайловича как переходный этап, подготовивший почву для реформ Петра.
Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Алексей Михайлович (1629-1676)
Опубликовано:26/03/1999
Автор:ВШБ
Читателей:1733
Статья: Алексей Михайлович (1629-1676)
Опубликовано:26/03/1999
Автор:ВШБ
Читателей:1733