Учение о Христе. Смысл Ветхого Завета и Нового Завета

Учение о Христе можно назвать центральным в библейских текстах. Если в Ветхом Завете это пророчества о пришествии Мессии, ожидание людьми Христа, то в Новом Завете мы узнаем уже о Христе явившемся и открывшемся человеческому миру. Кто был Христос – ангел или человек, призрачную плоть имел или материальную? Обладал ли человеческой волей или волей Божественной? Все эти вопросы рассматриваются в учении о Христе, а начинается оно с ветхозаветных пророчеств о Его грядущем появлении на земле. Самым первым из них стали слова Бога, сказанные Адаму и Еве, уходящим из Рая: что родится человек, который поразит главу змия (имеется в виду победа над сатаной). И впоследствии пророчеств было много, вплоть до предсказания пророка Даниила, который в седьмом веке до нашей эры предсказал точную дату пришествия Христа.
Бог, принявший человеческую плоть – такого история не знала ни до, ни после появления Христа в мире людей. Родившись в Вифлееме как обычный ребенок, до тридцатилетнего возраста Он остается для окружающих обычным человеком. Почему же Христос не родился царем, императором, наконец, просто сыном знатных родителей? Ведь тогда легче было бы нести людям свое учение, управлять их страстями, останавливать зло и насилие… Христос воплощается в обычного человека, чтобы Его учение другие могли принимать добровольно, без какого-либо лицеприятия, от страха или в ожидании выгоды. Поэтому те, кто слушал Христа и принимал впоследствии решение следовать всему сказанному, делали это по собственной воле, осознанно.
До 30 лет Христос живет рядом со своей матерью, Пресвятой Богородицей, учится у Иосифа плотницкому ремеслу, работает плотником. Лишь после того как Ему исполнилось тридцать лет (а по иудейским законам раньше этого возраста не разрешалось учить чему-то других, занимать ответственные посты, проповедовать и т.д.), Он принимает Крещение от Иоанна Крестителя и начинает Свою проповедь среди людей. В чем заключается подвиг Христа? Он оставляет людям учение, оставляет Церковь (основанную после Его учениками), а главное: преображает человеческую природу. Святые отцы писали о воплощении Христа: Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Принимая материальную плоть, Христос ее очищает от греха, скверны – дарит ей новую природу. Когда на праздник Крещения Господня освящают воду, она теряет свойства простой воды и становится освященной – великой святыней, которая не просто не портится, но и исцеляет. Так и Христос, приняв человеческую плоть, Сам в Себе наделяет ее другими качествами – и тем самым преображает ее. Когда мы видим нетленные мощи святых – это и есть результат того, что обычная человеческая природа была изменена Христом. Конечно, святых – единицы, а все остальные – просто люди. Но благодаря подвигу Христа возможность идти к Богу, побеждать в себе грех и совершенствоваться есть у каждого из нас.
Проповедь Христа на земле приковывает к нему внимание многих. Своей мудростью, своим слогом, своими чудесами Он поражает не только простых людей, но и ученых – фарисеев и книжников. Ярким примером Его учительства служит Нагорная проповедь - слова, произнесенные для народа на одном из холмов Галилеи (отсюда и название "Нагорная"). Многие, кто слушает Христа, охотно следуют за Ним – и это не нравится книжникам и фарисеям, ведь в словах Христа звучит открытая критика их лицемерия, жадности, зависти, бесстыдства. А теперь за этим проповедником идут люди! Такой Мессия не устраивает тех, кто привык обращать все в свою выгоду, и решение убить Христа, предать его позорной и страшной казни – через распятие – принадлежит именно книжникам и фарисеям. Они настраивают против Него прокуратора Понтия Пилата – и угрозами, требованиями, давлением, добиваются своего.
Статья: Учение о Христе. Смысл Ветхого Завета и Нового Завета
Опубликовано:28/08/2002
Автор:ВШБ
Читателей:4345