Святость и святые
О святости можно говорить бесконечно – это одна из самых интересных тем, связанных с христианством. Скольких святых знаем мы, таких разных по образу жизни и по характеру – и все они прославлены Богом на небесах и людьми на земле. Среди них есть князья и монахи-отшельники, цари и простые люди, священнослужители и полководцы, великие ученые и юродивые. Святой апостол Павел, святой Иоанн Креститель, великомученик и целитель Пантелеимон, преподобный Серафим Саровский, святой благоверный князь Александр Невский, святая блаженная Ксения Петербургская, святая мученица Татиана, преподобный Сергий Радонежский, святые князья Петр и Феврония Муромские…
Что объединяло столь непохожих друг на друга людей, живших в разных точках земного шара в разные века? Что сделало их навеки нашими покровителями и заступниками перед Богом?
Во времена первой Апостольской церкви (когда жили и проповедовали ученики Христа – апостолы) святыми называли всех христиан. Это не значит, что они были безгрешными. Первые христиане постоянно причащались, подвергали себя большому риску, молились в катакомбах, страдали от гонений языческой власти и нередко отдавали жизнь за собственную веру. Но тем не менее, они были обычными людьми, а святыми назывались лишь потому, что выбрали для себя христианство.
Позже слово «святость» стало употребляться в том значении, в котором мы понимаем его сегодня. Святые – те, кто принял мученическую смерть за Христа или закончил свои дни мирно, но прославился какими-то подвигами или чудесами. Таких людей канонизирует и прославляет Русская Православная Церковь, в определенные дни празднуется их память, в честь их называются храмы и пишутся иконы. И именно к ним мы обращаемся за помощью в горе и с благодарностью вспоминаем в радостные моменты.
Святость не стоит понимать как безгрешность. Нельзя сказать, что святые при жизни были идеальными людьми, но они сумели своими делами, помыслами и молитвой настолько приблизиться к Богу, что он прославил их на земле и сделал самыми близкими к Себе на небесах. Поэтому, когда мы обращаемся к кому-то из святых с искренней молитвой, он становится ходатаем за нас перед Богом. Точно так же и при жизни святые согревали всех окружающих любовью, которой было так много в их сердцах, что порой казалось, от них исходит чудесное сияние. Именно поэтому ко многим из них во время их земной жизни постоянно приходили люди со своими бедами и радостями. Святых не боялись маленькие зверушки, а хищные животные, как правило, не трогали – об этом известно немало удивительных историй.
Мы уже говорили о том, что Бог создал человека по образу Своему, а достигать подобия Богу, стараться стать подобным Ему – главная, высокая цель каждого христианина. Это не что-то недостижимое, к этому призваны не избранные, а все мы. Те, кто достиг этого в совершенстве – величайшие святые, и не зря их называют преподобными. Однако путь у каждого из святых свой, поэтому и называют их в процессе канонизации по-разному – мучениками, исповедниками, страстотерпцами и т.д.
Но где же все-таки границы обычного, человеческого и – святости? Ответ знает только Сам Господь. Одно можно сказать наверняка: любовь к Богу и к обычному, грешному человеку, любому из окружающих – это и есть то самое пламя свечи, которое, устремляясь вверх, вело многих, кого мы сегодня почитаем, к святости.
Статья: Святость и святые
Опубликовано:28/08/2002
Автор:ВШБ
Читателей:4599