ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В XVII в. голландец Корнелиус ван Дреббель (1572-1633) построил для короля Джеймса I Английского одну из первых подводных лодок. Чуть позже американский инженер и изобретатель Роберт Фултон (1765-1815) создал для французского императора Наполеона подводную лодку "Наутилиус". Она вмещала четырех человек и могла находиться под водой три часа. Первую морскую подводную лодку построил в 1900 г. ирландский инженер Джон Холланд (1840-1914). У его судна "Холланд VI" был двигатель внутреннего сгорания для движения на поверхности и электромотор, с питанием от аккумуляторов, для плавания под водой.
В России в 1718 году плотник Ефим Никонов подает прошение царю Петру I, в котором утверждалось, что «сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихую погоду будет из снаряду разбивать корабли хотя б десять или двадцать, и для пробы тому судну учинить образец… под потерянней живота, ежели будет неугодно». Документ этот сохранился в архиве, но ответа на него Никонов не получил. И тогда в 1719 году он продиктовал писцу новое прошение на имя Петра I, в котором, жалуясь на притеснения и обиды «людей чиновних, дьяков и старост», вновь заявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно». Получив второе письмо, Петр I приказал направить Никонова в Санкт-Петербург «для пробы потаенного судна Морель для хождения под водой».
После личной беседы царя с Никоновым Высочайшим повелением ему было разрешено, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания». А отдельным распоряжением предписывалось выдавать изобретателю все необходимые материалы и установить жалованье 10 копеек в день. Одновременно Никонову было присвоено звание корабельных дел мастера и назначена должность главного корабельного инженера.
31 января 1720 г. в соответствии с распоряжением царя, Адмиралтейств-коллегия приняла решение:
«Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы». Модель строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге.
Работы начались в феврале 1720 г. Спустя 13 месяцев, в марте 1721 г., модель была готова. Ее испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра. Хотя они прошли далеко не удовлетворительно, Никонову было велено начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора (верфи) в Санкт-Петербурге.
Детального описания его проекта, равно как и чертежей, не осталось (вряд ли они вообще существовали). Известно лишь, что это было деревянное судно длиной примерно 6 метров, напоминавшее обычный морской бот, но снабженное выпуклой крышей и обитое медными обручами («для крепости»).
К весне 1724 г. строительство лодки было закончено и в присутствии Петра I прошло первое пробное погружение, закончившееся неудачей — лодка быстро пошла вниз и ударилась о дно. Государь, понимавший трудности нового дела, ободрил мастера, приказав подремонтировать и подкрепить корпус. Он потребовал от присутствующих, чтобы Ефиму "никто конфуза в вину не ставил".
Никонов с помощниками упорно ремонтировал судно. Повторные испытания в апреле 1725 г. трижды заканчивались неудачей из-за течи (долго стоявший на берегу деревянный корпус рассохся). Никонов прекрасно понимал все недостатки своего детища и в ответ на запрос Адмиралтейств-коллегий о возможности испытаний «потаенного судна» после нового ремонта, прямо заявил, что действовать так, как он сам обещал царю-батюшке, «Морель» не сможет, ибо «оное сделано только для пробы, как дух переводить». Но, несмотря на это Никонов продолжал упорно работать над усовершенствованием своего детища.

Опубликовано:17/03/1999
Автор:ВШБ
Читателей:1026

Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 4]



 
Новости В приморском национальном парке ученые
В приморском национальном парке ученые
На днях в объектив фотоловушки на территории нацпарка «Земля леопарда» попал леопард дальневосточный Leo 35M. Ученые между собой называют его Алексей. Специалисты уверяют, что животному на данный момент шестнадцать лет, а для этого хищника возраст приличный. Девять лет назад видели его в последний раз, но уже тогда леопард считался в возрасте,
Новости Значимость картонных коробок и их свойства
Значимость картонных коробок и их свойства
Практическую ценность картонных коробок на заказ переоценить сложно – эти элементы упаковочного материала встречаются во всех сферах деятельности. Как одно из самых практичных и недорогих средств упаковки, картонные коробки прочно вошли в обиход в торговле и производственных сферах. Помимо этого, эта категория тары эффективно используется и в качестве подарочной упаковки – презенты в оригинальных картонных коробках с достойным дизайном способны привлечь внимание и оставить память о дарителе. В транспортировке грузов различных категорий также не обходится без картонных коробок. Они
Новости Российские ученые придумали, как
Российские ученые придумали, как
Появился новый способ, как можно на безопасном для нашей планеты расстоянии уничтожать угрожающие ей астероиды. Об этом сообщили ученые из госуниверситета города Томска. Они уверяют, что при помощи ядерного взрыва можно предостеречь Землю от любого летящего на нее небесного тела. Такой способ уже прошел тестирование и на сто процентов подтверждает
Новости Курсы немецкого в Харькове: на что обратить внимание
Курсы немецкого в Харькове: на что обратить внимание
Без знания одного-двух иностранных наречий в современном мире возможности карьерного роста и уровень комфортности во время путешествий — ограничены. Согласитесь, путешествовать по чужой стране намного интереснее, когда знаешь речь местного населения. Во-первых, всегда можно что-нибудь спросить (например, узнать дорогу к достопримечательностям) и, главное, получить и понять ответ на заданный вопрос. Во-вторых, можно пообщаться с местным населением и узнать много интересного об обычаях, исторических местах и других вещах, про которые не пишут путеводители и о которых молчат
Крылатые слова Бросать перчатку
Бросать
В переносном смысле - вызывать кого-нибудь на спор, состязание, борьбу. Выражение сохранилось со времён средневекового рыцарства. Желая вызвать противника на поединок, рыцарь бросал перед ним свою
Хочу все знать Воздушные и морские течения
Воздушные и
Теплые и холодные ветры, дующие по всему земному шару, также оказывают влияние на климат. Температура ветра зависит от того, откуда он дует. Ветры, дующие из тропиков в более высокие широты, являются
Это интересно! РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ СЕРДЦА
РЕГУЛИРОВАНИЕ
В 1903 г. голландский врач Виллем Эйнтховен (1860-1927) изобрел электрокардиограф. Этот прибор измеряет и записывает электрические импульсы, создаваемые при сокращениях сердечной мышцы.
Это интересно! ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗЕМНОГО ТЯГОТЕНИЯ
ПРЕОДОЛЕНИЕ
В XVII в. английский ученый Исаак Ньютон (1642-1727) предсказал возможность запуска объектов в космос. Спустя два века русский школьный учитель Константин Циолковский установил, что ракета, чтобы
Крылатые слова Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
Ох, тяжела ты,
Иронически или шутливо - о каком-нибудь тяжелом бремени, обязанности, сопряженной с большой ответственность. Крылатое выражение из трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов" (1825). В трагедии царь
Это интересно! ПЕЧАТНЫЕ ФОРМЫ И ШРИФТЫ
ПЕЧАТНЫЕ ФОРМЫ
Считается, что первые печатные тексты появились в VIII в. в Японии. Это были молитвы, отпечатанные с разных деревянных форм, покрытых изображениями и подписями. Для создания такой печатной формы