ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Нравится ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В XVII в. голландец Корнелиус ван Дреббель (1572-1633) построил для короля Джеймса I Английского одну из первых подводных лодок. Чуть позже американский инженер и изобретатель Роберт Фултон (1765-1815) создал для французского императора Наполеона подводную лодку "Наутилиус". Она вмещала четырех человек и могла находиться под водой три часа. Первую морскую подводную лодку построил в 1900 г. ирландский инженер Джон Холланд (1840-1914). У его судна "Холланд VI" был двигатель внутреннего сгорания для движения на поверхности и электромотор, с питанием от аккумуляторов, для плавания под водой.
В России в 1718 году плотник Ефим Никонов подает прошение царю Петру I, в котором утверждалось, что «сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихую погоду будет из снаряду разбивать корабли хотя б десять или двадцать, и для пробы тому судну учинить образец… под потерянней живота, ежели будет неугодно». Документ этот сохранился в архиве, но ответа на него Никонов не получил. И тогда в 1719 году он продиктовал писцу новое прошение на имя Петра I, в котором, жалуясь на притеснения и обиды «людей чиновних, дьяков и старост», вновь заявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно». Получив второе письмо, Петр I приказал направить Никонова в Санкт-Петербург «для пробы потаенного судна Морель для хождения под водой».
После личной беседы царя с Никоновым Высочайшим повелением ему было разрешено, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания». А отдельным распоряжением предписывалось выдавать изобретателю все необходимые материалы и установить жалованье 10 копеек в день. Одновременно Никонову было присвоено звание корабельных дел мастера и назначена должность главного корабельного инженера.
31 января 1720 г. в соответствии с распоряжением царя, Адмиралтейств-коллегия приняла решение:
«Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы». Модель строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге.
Работы начались в феврале 1720 г. Спустя 13 месяцев, в марте 1721 г., модель была готова. Ее испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра. Хотя они прошли далеко не удовлетворительно, Никонову было велено начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора (верфи) в Санкт-Петербурге.
Детального описания его проекта, равно как и чертежей, не осталось (вряд ли они вообще существовали). Известно лишь, что это было деревянное судно длиной примерно 6 метров, напоминавшее обычный морской бот, но снабженное выпуклой крышей и обитое медными обручами («для крепости»).
К весне 1724 г. строительство лодки было закончено и в присутствии Петра I прошло первое пробное погружение, закончившееся неудачей — лодка быстро пошла вниз и ударилась о дно. Государь, понимавший трудности нового дела, ободрил мастера, приказав подремонтировать и подкрепить корпус. Он потребовал от присутствующих, чтобы Ефиму "никто конфуза в вину не ставил".
Никонов с помощниками упорно ремонтировал судно. Повторные испытания в апреле 1725 г. трижды заканчивались неудачей из-за течи (долго стоявший на берегу деревянный корпус рассохся). Никонов прекрасно понимал все недостатки своего детища и в ответ на запрос Адмиралтейств-коллегий о возможности испытаний «потаенного судна» после нового ремонта, прямо заявил, что действовать так, как он сам обещал царю-батюшке, «Морель» не сможет, ибо «оное сделано только для пробы, как дух переводить». Но, несмотря на это Никонов продолжал упорно работать над усовершенствованием своего детища.

Опубликовано:17/03/1999
Автор:ВШБ
Читателей:578

Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 1]



Новости науки Яркие достижения российских ученых
Яркие достижения российских ученых
8 февраля в городе Москве объявили имена лауреатов президентской премии в области науки и инноваций. Она была учреждена Министерством образования и вручается наиболее активным
Новости науки В Сибири вывели фиолетовую пшеницу
В Сибири вывели фиолетовую пшеницу
Ученые Института генетики и цитологии СО РАН вывели пшеницу фиолетового цвета. Главная особенность самой культуры – устойчивость к неблагоприятным природным условиям. Помимо этого,
Новости науки Правильный уход за волосами и стильные прически для школьников
Правильный уход за волосами и стильные прически для школьников
Большой проблемой для родителей детей младшего и среднего школьного возраста является проблема ухода за волосами. Многие матери считают, что если часто подстригать своего ребенка, то они будут более густыми. Но такое мировоззрение неверно, так как волосы растут от самого корня, потому их подравнивание не оказывает влияние
Новости науки Ученые рассчитывают победить рак с помощью четырех открытий
Ученые рассчитывают победить рак с помощью четырех открытий
4 февраля - во всем мире это День борьбы против онкологических заболеваний. Методы диагностики и лечения самые передовые, которые открывают перспективу справиться с болезнью века,
Новости науки Физики из МГУ вырастили органические полупроводниковые
Физики из МГУ вырастили органические полупроводниковые
Органические полупроводниковые кристаллы, имеющие высокую светоизлучательную способность, вырастили на физическом факультете МГУ. Использовать можно новые материалы для создания
Новости науки Английский язык онлайн по скайпу
Английский язык онлайн по скайпу
Востребованность людей, хорошо владеющих английским языком, в настоящее время очень большая. Деловые связи и отношения с партнерами из разных стран требуют частых контактов с англоязычными представителями. Поэтому люди, говорящие на английском языке, очень нужны таким компаниям. Они не только упрощают работу компании, но и
Это интересно! РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ
Цель многих изобретений - повысить безопасность пассажиров при автомобильных авариях. В 1903 г. француз Гюстав
Это интересно! СКРЕПКИ
СКРЕПКИ
Скрепки для бумаги изобрел в 1900 г. норвежец Йоханн Ваалер. Их конструкция, не изменившаяся до наших дней,
Хочу все знать Озоновый слой
Озоновый слой
Озоновый слой - это часть атмосферы, которая защищает нас от вредоносного воздействия солнечной радиации.
БиоМозаика Хвостатые почтальоны
Хвостатые почтальоны
В штатных расписаниях трёх почтовых отделений Англии числятся по несколько кошек, которым регулярно
Химическая 1766
1766
Г. Кавендиш открыл водород [H2].
Линия времени 2000 до н.э. Родственные грекам индоевропейцы вторгаются с севера на Аппенинский полуостров.
2000 до н.э. Родственные грекам
Аппенинский полуостров был заселён в эпоху палеолита. Во 2 тыс. до н.э. на большей части территории постепенно
Это интересно! БЕЗЛОШАДНЫЕ ЭКИПАЖИ
БЕЗЛОШАДНЫЕ ЭКИПАЖИ
Первый легкий двигатель изобрел в 1860 г. бельгийский инженер Этьенн Ленуар (1822-1900). Двигатель этот назвали
Личность в истории Мария Стюарт (1542-1587)
Мария Стюарт (1542-1587)
Дочь шотландского короля Иакова V и Марии де Гиз. В возрасте 5 лет была просватана за сына французского короля
Это интересно! БОЕВЫЕ РАКЕТЫ
БОЕВЫЕ РАКЕТЫ
В 1942 г. был проведен первый пуск ракеты большой дальности Фау-2, созданной Вернером фон Брауном (1912-1977).