ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В XVII в. голландец Корнелиус ван Дреббель (1572-1633) построил для короля Джеймса I Английского одну из первых подводных лодок. Чуть позже американский инженер и изобретатель Роберт Фултон (1765-1815) создал для французского императора Наполеона подводную лодку "Наутилиус". Она вмещала четырех человек и могла находиться под водой три часа. Первую морскую подводную лодку построил в 1900 г. ирландский инженер Джон Холланд (1840-1914). У его судна "Холланд VI" был двигатель внутреннего сгорания для движения на поверхности и электромотор, с питанием от аккумуляторов, для плавания под водой.
В России в 1718 году плотник Ефим Никонов подает прошение царю Петру I, в котором утверждалось, что «сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихую погоду будет из снаряду разбивать корабли хотя б десять или двадцать, и для пробы тому судну учинить образец… под потерянней живота, ежели будет неугодно». Документ этот сохранился в архиве, но ответа на него Никонов не получил. И тогда в 1719 году он продиктовал писцу новое прошение на имя Петра I, в котором, жалуясь на притеснения и обиды «людей чиновних, дьяков и старост», вновь заявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно». Получив второе письмо, Петр I приказал направить Никонова в Санкт-Петербург «для пробы потаенного судна Морель для хождения под водой».
После личной беседы царя с Никоновым Высочайшим повелением ему было разрешено, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания». А отдельным распоряжением предписывалось выдавать изобретателю все необходимые материалы и установить жалованье 10 копеек в день. Одновременно Никонову было присвоено звание корабельных дел мастера и назначена должность главного корабельного инженера.
31 января 1720 г. в соответствии с распоряжением царя, Адмиралтейств-коллегия приняла решение:
«Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы». Модель строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге.
Работы начались в феврале 1720 г. Спустя 13 месяцев, в марте 1721 г., модель была готова. Ее испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра. Хотя они прошли далеко не удовлетворительно, Никонову было велено начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора (верфи) в Санкт-Петербурге.
Детального описания его проекта, равно как и чертежей, не осталось (вряд ли они вообще существовали). Известно лишь, что это было деревянное судно длиной примерно 6 метров, напоминавшее обычный морской бот, но снабженное выпуклой крышей и обитое медными обручами («для крепости»).
К весне 1724 г. строительство лодки было закончено и в присутствии Петра I прошло первое пробное погружение, закончившееся неудачей — лодка быстро пошла вниз и ударилась о дно. Государь, понимавший трудности нового дела, ободрил мастера, приказав подремонтировать и подкрепить корпус. Он потребовал от присутствующих, чтобы Ефиму "никто конфуза в вину не ставил".
Никонов с помощниками упорно ремонтировал судно. Повторные испытания в апреле 1725 г. трижды заканчивались неудачей из-за течи (долго стоявший на берегу деревянный корпус рассохся). Никонов прекрасно понимал все недостатки своего детища и в ответ на запрос Адмиралтейств-коллегий о возможности испытаний «потаенного судна» после нового ремонта, прямо заявил, что действовать так, как он сам обещал царю-батюшке, «Морель» не сможет, ибо «оное сделано только для пробы, как дух переводить». Но, несмотря на это Никонов продолжал упорно работать над усовершенствованием своего детища.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
Опубликовано:
Автор:
Читателей:2253

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 4]



 
Хочу все знать Животные Арктики
Животные
В течение тысячелетий наземные животные постепенно распространялись по всему свету и приспособились к жизни в Арктике. Белые полярные медведи живут во льдах океана. Чтобы легче было держаться на
Из старых журналов Анизотропный бетон
Анизотропный
Современные строительные конструкции предъявляют повышенные требования к качеству бетона. Особенно остро эта проблема встает при сооружении крупных гидроузлов, где нужна повышенная прочность
Линия времени 500-449 до н.э.
500-449 до н.э.
Греко-персидские войны. Завершились победой греков.
Химическая энциклопедия 1730-1733
1730-1733
Мысль о возможности получения искусственного шёлка впервые высказана в 1734 году французским учёным Рене Антуаном Реомюром в шеститомном труде, посвящённом жизни насекомых. (Сейчас его имя известно в
Хочу все знать Террасирование земли
Террасирование
Террасами называют земляные ступени, сооруженные на склоне холма. Так на холмистой местности можно использовать большее количество земли. Террасирование используется, например, на рисовых полях
Хочу все знать Экваториальные зоны
Экваториальные
В большинстве районов, прилегающих к экватору, климат экваториальный. Солнечные лучи падают на землю практически отвесно, поэтому там жарко. Кроме того, выпадает много дождей, потому что из-за жары