О годовом календарном цикле русского народа и роли в нем праздничных дней.

О годовом календарном цикле русского народа и роли в нем праздничных дней. Сложившийся в русской культуре народный календарь строго регламентировал годовое время, и люди, строя свою жизнь, ориентировались на него. Календарь организовывал всю полевую и домашнюю работу, именно он определял чередование будних и праздничных дней. Основой народного календаря служили святцы – церковный календарь, в котором каждый день был посвящен одному или нескольким христианским святым. В святцах указывалось время православных праздников, постов и мясоедов. Однако в сознании народа святцы получили дополнительную интерпретацию, поскольку отголоски языческого мировоззрения повлияли на восприятие христианской картины мира русскими людьми. Календари использовались как в устной форме, так и в виде печатных месяцесловов (лунников), куда входил список праздников и связанных с ними примет. Были и деревянные календари. На которых важные даты были помечены зарубками.

Церковные праздники являлись главными точками отсчета годового времени, при этом их официальные названия менялись на местный лад (к примеру, день святой Евдокии превратился в день Авдотьи Плющихи). Также важными ориентирами отсчета времени служили сезоны хозяйственных работ (начало пахоты, сева, жатвы и т.д.) и природные явления - обращалось внимание на наступление заморозков, прилет птиц, рост и расцвет растений и многое другое.

Год делился на четыре сезона, при этом весна и осень считались в народе временем переходным, это было межсезонье. Зиму встречали обычно в Рождественский пост, а начало весны приходилось в разных местностях России на разное время (Сретение, Благовещение или Трифонов день).

Ритм годовой жизни представлял собой чередование будней и праздников. Будни – это в первую очередь тяжелый физический труд, постоянная работа в поле, в доме, в мастерской, это заботы и усталость. В праздничные дни труд был под запретом («день свят – все дела спят»), и нарушители этого правила, по народным представлениям, понесут наказание (неурожай, пожар в доме, мор скота и так далее), а само время праздника считалось священным и было полно радости, общения и увеселений. Праздник разбавлял серую круговерть будней, это было событие, дающее возможность получить заслуженный отдых, поскольку в этот день можно было заниматься лишь самыми неотложными делами, такими как приготовление праздничного стола, уход за домашними животными и легкой работой, которая не считалась тяжелым трудом – сбор грибов и ягод, рыбалка, охота.

Улицы и дворы в праздничный день выглядели обновленными, а в домах царил полный порядок и красота: на стенах висели лубочные картинки и нарядно вышитые полотенца, на столе стояла праздничная посуда, а у икон теплились уютные огоньки лампадок. В праздник люди ходили друг к другу в гости на щедрое застолье, пели песни, плясали, устраивали гулянья. На улицах в праздничный день нарядно одетые мужчины и женщины раскланивались друг другу, старались быть как можно более вежливыми и вообще чувствовали себя более раскованно, чем в будни.

В народном обиходе праздников было немало – около 140-150 дней в году, включая воскресные дни, которые отмеряли будничное и праздничное время. При этом в народный календарь входили не только христианские праздники, но и такие, которые не значились в церковном календаре. Из установленных Церковью праздников по всей России отмечались Пасха («торжество всех торжеств»), Рождество Христово, Крещение, Троица, Петров день, Покров день и ряд других, а из внецерковных торжеств самые главные – Святки и Масленица.

Большие праздники продолжались обычно не менее трех-четырех дней, а некоторые из них длились целую неделю (Пасха, масленица).

Обряды были неотделимой частью многих праздников, большая часть из них была направлена на символические «встречи» и «проводы» наступающего или уходящего сезона. Символический язык встречи предполагал песенное или просто рифмованное приглашение, произносимое чаще всего детьми или молодежью, а также изготовление знакового предмета в зависимости вот времени года – это могли быть ритуальный хлеб, наряженное дерево, чучело, большой костер и т.п. Проводы – символическое изгнание – сопровождались соответствующими заклинаниями, песнями и ликвидацией знаковых предметов – их могли разорвать на части, сжечь, утопить, схоронить в земле. Содержание подобных обрядов было единым: в первую очередь они предназначались для того, чтобы в символической форме воздействовать на природные явления, чтобы в свое время выпал снег и наступила оттепель, прилетели птицы, поспел урожай, восстановилось плодородие земли после жатвы и многое другое, поскольку от сил природы в большой степени зависело благополучие крестьян.

Праздники были очень значимы в жизни русского народа. Общее праздничное гулянье, сбор всех жителей деревни на молебен или крестный ход помогало сплотиться и сблизиться всем жителям. На праздник было принято встречаться с близкими и дальними родственниками и ходить друг к другу в гости, что обеспечивало поддержание семейно-родственных связей. Молодые люди в праздничные дни получали прекрасную возможность показать себя с лучшей стороны и найти пару для создания в будущем своей семьи. В большие праздники деревню посещали люди из других мест (торговцы, балаганщики, богомольцы и другие), они рассказывали местным жителям новости и события, происходящие в стране, а также от них можно было узнать о далеких городах и странах. Эти диковинные для обывателей рассказы способствовали духовной солидарности жителей, осознанию себя как части огромной страны России. И самое главное – праздник позволял людям как следует отдохнуть от тяжелой работы, отвлекал от каждодневных проблем, позволял в какой-то степени снять напряжение и разрешить назревающие в обществе конфликты.


На иллюстрации: «Крестный ход на водоосвящение в деревне» (1858), Трутнев, Иван Петрович.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: О годовом календарном цикле русского народа и роли в нем праздничных дней.
Опубликовано:
Автор:
Читателей:8269
О годовом календарном цикле русского народа и роли в нем праздничных дней.

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 5]


Мнение[Ваше мнение]

 
БиоМозаика Самые высокие собаки.
Самые высокие
Ирландский волкодав может быть высотой до 86 см в холке. А один из них в английском графстве Кент достиг даже 100,3 см. Немецкий дог столь же высок. Говорят, он также бывает до метра в холке.
Крылатые слова Звёзды первой величины.
Звёзды первой
Так иносказательно - чаще всего иронически или шутливо - называют наиболее видных, выдающихся деятелей в какой-нибудь области например, в политике, науке, искусстве; вообще знаменитости. Выражение
Биологический справочник Адреналин
Адреналин
Адреналин - эпинефрин, гормон, медиатор нервной системы из группы катехоламинов. В качестве гормона адреналин синтезируется у позвоночных в хромаффинных клетках, содержащих ферменты для синтеза
Это интересно! КОЛЕСО
КОЛЕСО
До недавнего времени считалось что колесо (или круг) впервые применили ок. 3500 г.до н.э. гончары в Месопотамии (современный Ирак) либо в Центральной или Восточной Европе. Первый датированный
Крылатые слова Соломоново решение. Суд Соломона.
Соломоново
Так говорят об остроумном, неожиданном, мудром решении какого-нибудь очень сложного спорного вопроса. По библейской легенде, к царю Соломону, который славился справедливостью и мудростью, пришли на
Линия времени 1027-771 до н.э. Государство и династия Западное Чжоу в Китае
1027-771 до
Воинственное племя чжоу обитало к западу от Шана, на р. Вэй, притоке Хуанхэ уже во второй половине XIVв. до н.э. Между шанцами и чжоусцами начались столкновения. Объединив ряд племён, Чжоу