Брачная ночь в свадебной традиции русского крестьянства
Брачная постель для молодых готовилась в каком-либо неотапливаемом помещении. Отмечены случаи, когда ее стелили в амбаре, в бане или у соседей.Рядом с брачной постелью иногда было принято класть какие-либо орудия крестьянского или ремесленного труда: топор, молоток, хомут, вожжи и т. п. Это делалось для того, чтобы у новобрачных рождались сыновья и чтобы они были хорошими работниками.
Проводы молодых на брачное ложе нередко совершали под шум и музыку. Провожающие били в сковороды и заслонки, играли на балалайках и т. д. шумовое сопровождение, несомненно, имело обереговое значение. В то же время оно подчеркивало значимость переживаемого момента, делало его гласным для односельчан.
Провожающие лица осматривали помещение и постель, проверяли, нет ли здесь каких-либо посторонних предметов, способных вызвать «порчу» молодых, давали последним советы и наставления. Перед укладыванием в постель молодые угощали каждого из присутствующих рюмкой водки, а те желали им счастья и благополучия.
В отдельных случаях, прежде чем оставить новобрачных одних, дружка связывал им ноги платком или полотенцем. Символическое значение этого связывания – укрепление физических и духовных уз молодоженов.
Новобрачных оставляли наедине на один-два часа или на всю ночь. Дружка, сваха или другие лица по истечении установленного срока подходили к двери брачного помещения и спрашивали, можно ли поднимать молодых. Нередко этот вопрос носил условно-символическую форму. Так, дружка мог спросить: «Ель или сосна?». Ответ новобрачного «ель» считался положительным, а «сосна» - отрицательным.
Если следовал утвердительный ответ, то пришедшие заходили к молодым, проверяли постель, а затем вели в избу, где продолжался пир породнившихся сторон. Во многих населенных пунктах было принято демонстрировать при этом присутствующим рубашку новобрачной, как наглядный символ ее непорочности или бесчестия. В первом случае молодой оказывали всевозможные почести. Родителей, сумевших «соблюсти» дочь, встречали в доме молодого с веником и красными бантами. Пир принимал еще более бурный характер. Начиналось традиционное битье посуды.
Обычай бить горшки оценивался исследователями русской свадьбы неоднозначно. Некоторые авторы считали, что исходной целью этого обряда было создание шума для отпугивания нечистой силы и лишь позднее он обрел другой смысл. Однако подобное предположение не объясняет, почему для создание шума был выбран такой дорогой (особенно в прошлом) способ. Вероятнее всего, в основе обычая лежали древние представления и символы. Сосуд рассматривался как символ женщины и его разбитие, вероятно, можно воспринимать как участие в дефлорации невесты. Кроме того, разбитие сосуда являлось символом окончательности совершавшегося действия или принятого решения и их законности. Наверное, не случайно в этом обряде в прошлом принимали участие только мужчины. В Среднем Поволжье при битье горшков их нередко надевали на руку, предварительно положив туда пух, перо или солому. Отметим, что битье горшков проводилось только в том случае, если невеста была девственницей.
(Статья написана по материалам: Н.В. Зорин «Русский свадебный ритуал»; И.Шангина «Русские девушки»; И.Шангина «Русские праздники»; «Русская мифология» под ред. Е. Мадлевской).
На иллюстрации: верх - фрагмент картины «Выбор великокняжеской невесты» 1884-1887, Илья Ефимович Репин (1844-1930)
«Девичник» 1889, Корзухин Алексей Иванович (1835-1894)
Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Брачная ночь в свадебной традиции русского крестьянства
Опубликовано:27/07/2001
Автор:ВШБ
Читателей:2334
Статья: Брачная ночь в свадебной традиции русского крестьянства
Опубликовано:27/07/2001
Автор:ВШБ
Читателей:2334
[Ваше мнение]
Последние сообщения (1)
Читатель (10-06-2015 09:29) Спасибо большое! Прочитал с большим интересом. Надеюсь вы и дальше продолжите публикауию этнографических материалов