Учение о Боге и богах в различных религиозных системах мира. Учение о Троице
Еще древнегреческий философ Плутарх (а он очень много путешествовал) говорил о том, что, странствуя по земле, можно встретить поселение безо всяких установленных законов, общины, у которых нет в употреблении денег, или города, где нет никаких оборонительных укреплений – в общем, много удивительного. Но невозможно найти народ, который не возносил бы к небу молитв. И это правда. В каждой существовавшей когда-либо культуре обязательно было свое представление о Боге, и представлений этих множество – от самых примитивных до богооткровенных. Многие человеческие племена представляли высшую силу в виде бесплотных духов. Так появились шаманизм (вера в силу магических заклинаний, посредством которых можно подчинить себе духов), пантеизм (обожествление сил природы), политеизм (многобожие) и другие языческие верования. Но в языческих культах боги были подобием человека (например, древнегреческие божества), то есть человек переносил свои качества, недостатки, желания на богов. И, конечно, они не выглядели совершенными.
Монотеистические религии – иудаизм, христианство и ислам – с самого своего зарождения утверждали, что Бог один. Знания людей о Нем до появления христианства были невелики. Бог – высшее существо, справедливое, воздающее добром за добро, а злом – за зло. Вот, пожалуй, и все, что могли сказать древние иудеи вплоть до того момента, когда на землю пришел Христос и рассказал о Боге намного больше. Он не менял иудейского понимания, просто расширил его.
Христос приносит в мир учение о Триедином Боге – едином по существу и троичном по ипостасям – Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом. Так три или один, спросите вы? Конечно же, Бог один, но в трех лицах. Так же, как к примеру солнце: ведь оно одно, но, кроме самого небесного тела, есть еще и свет и тепло, которые от него исходят. Понять и объяснить логически тайну Святой Троицы на протяжении веков пытались многие богословы и философы. Одним из самых интересных можно назвать пример св. блаженного Августина, который долго трудился над эти вопросом. И вот однажды он прогуливался по берегу моря и увидел юношу. Тот занимался странным делом – черпал воду из моря маленькой ложечкой и наливал ее в небольшую ямку, сделанную в песке. Святой Августин спросил у юноши, чем это он занимается, и он ответил, что хочет перелить все море в эту ямку на песке. Святой Августин рассмеялся и выразил сомнение в том, что такое возможно. На что его собеседник сказал: «Скорее я перелью сюда море, чем ты вместишь в свои труды тайну Святой Троицы». Действительно, тайна эта непостижима. Но все же, чтобы узнать о троичности Бога побольше, мы поговорим об этом на примере иконы «Троица» Андрея Рублева .
Люди, с пришествием Христа, узнают не только о троичности, но и об истинном имени Бога. Во-первых, Иисус Христос называет Бога Отцом – в смысле отношения к Нему всех людей, Его детей, Его творения. Поэтому мы и обращаемся к Нему в молитве: Отче наш. Во-вторых, в Евангелии от Иоанна Бог впервые называется именем «Любовь». Наверное, вы слышали уже такое выражение: «Бог есть Любовь»? Скорее всего, слышали. А вот для человека того времени это стало откровением: да, Бог милостив, да, он может меня любить, но как это – Бог есть любовь? Лишь после искупительной жертвы Христа – смерти на кресте – это утверждение обрело целостный смысл для многих людей.
Статья: Учение о Боге и богах в различных религиозных системах мира. Учение о Троице
Опубликовано:28/08/2002
Автор:ВШБ
Читателей:3301