Свойства жизни

Нравится Свойства жизни Необходимо прежде всего понять, что такое жизнь, живое вещество, определить ее основные свойства. Нет признаваемого всеми определения жизни, но никто не сомневается, что это понятие реальное, существующее вне нас, а не придуманное человеком.
Прежде чем рассматривать представителей живой природы, от примитивного вируса до человека, зададимся вопросом: что нас объединяет? Какие свойства присущи всем живым существам на Земле?
Определим основные свойства жизни. Это прежде всего организованность, структура. Структурой называется совокупность частей, расположенных в пространстве и во времени в определенном порядке.
Но этого мало: структура каждого живого существа присуща только его виду, т.е. она специфична.
Живые существа в течение всей жизни сохраняют специфичную структуру и передают ее своим потомкам при размножении. Это два новых свойства жизни: самовоспроизведение и самоподдержание. Каждое живое существо имеет ограниченный срок жизни, но оставляет после себя потомство (самовоспроизведение). Оно же может залечивать свои раны и повреждения, противостоять болезням и паразитам (самоподдержание).
Этих свойств недостаточно, чтобы четко определить понятие жизнь. Многие неживые объекты имеют сложную структуру, к тому же самоподдерживающуюся и размножающуюся. Таковы кристаллы. В насыщенном растворе хлорида натрия (поваренной соли) выпадают кристаллы NaCl. По мере испарения раствора они растут, увеличиваются в числе и в размерах. Более того, обломив уголок кристалла и положив его обратно в раствор, мы сможем наблюдать, что кристалл "залечит" дефект, обломанный уголок достроится NaCl, выпадающего из раствора. Кроме того, структура кристаллов специфична, зависит от того вещества, из которого они возникают. NaCl кристаллизируется в виде кубов, алмаз - в виде двух четырехгранных пирамидок с общим основанием - октаэдров.
Но кристаллы - структуры с минимумом свободной энергии. Чтобы разрушить кристалл, переведя его, например, в жидкое состояние, надо затратить энергию. Живые структуры, наоборот, поглощают энергию при росте и развитии (растения - в виде света, животные - потребляя пищу). Так что в энергетическом балансе кристаллы и живые существа - противоположности.
Теперь можно определить понятие "жизнь". Это специфичная структура, способная к самовоспроизведению (размножению) и самоподдержанию с затратой энергии.
Чтобы расти, увеличивать массу, производить потомков и залечивать раны, необходим приток новых веществ и энергии.
Чтобы жить, живые существа должны быть открытыми системами, осуществляющими обмен веществ. Обмен веществ состоит из двух противоположных процессов:
Ассимиляция и диссимиляция. Ассимиляция - "уподобление". (Корень здесь тот же, что и в слове "симулянт" - симулянт "уподобляется больному"). Живое существо ассимилирует из внешней среды нужные ему вещества и превращает их в вещества, для него специфичные. Этот процесс требует энергии, для получения которой живые организмы расходуют большую часть потребляемой пищи. При этом неизбежны отходы. Они же возникают при разрушении поврежденных структур и создании новых. Отходы живые существа выделяют в виде простых, неспецифичных для них соединений. Этот процесс называется диссимиляцией (разуподоблением).
Чтобы живые существа могли скапливать в себе нужные вещества, они должны быть как-то обособлены от внешней среды.
Опубликовано:12/07/1999
Автор:admin
Читателей:1922

Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 6]



Новости науки Лекарство от старости
Лекарство от старости
Еще в древности люди хотели долго жить и не стареть. Что для этого они не делали: пили чаи из лекарственных трав, принимали солнечные ванны, делали физические упражнения, принимали правильную
Новости науки Критерии выбора канцтоваров для школьника
Критерии выбора канцтоваров для школьника
«Совершенство скрыто в деталях» — эта фраза особенно подчеркивает нюансы письменных принадлежностей. Качественные канцтовары для школьника или студента – залог четкого и своевременного выполнения заданий учителя. Чтобы применяемые в учебном процессе аксессуары не подводили в ответственный момент, их нужно выбирать
Новости науки Яркие достижения российских ученых
Яркие достижения российских ученых
8 февраля в городе Москве объявили имена лауреатов президентской премии в области науки и инноваций. Она была учреждена Министерством образования и вручается наиболее активным
Новости науки Частные школы в системе образования Великобритании
Частные школы в системе образования Великобритании
Образовательная система Англии для старших школьников, основывается на школах, в которых ученики проходят обучение в возрасте с 11 до 15, иногда до 16 лет. Основу таких учреждений составляют «Secondary school» - заведения, в которых обучаются дети от 11 лет. Уровень «Grammar school» предполагает обучение детей по углублённой программе в
Это интересно! ВОДОЛАЗЫ
ВОДОЛАЗЫ
В 1819 г. немецкий механик Август Зибе (ум. 1872) создал костюм, позволивший решить эту проблему. Костюм был
Крылатые слова Хамелеон
Хамелеон
Этим словом пренебрежительно называют человека непостоянного, изменчивого, легко меняющего свои убеждения,
Это интересно! ПЕЧАТАНИЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ
ПЕЧАТАНИЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ
В 1965 г. в Германии был разработан принцип печатания на компьютере, получивший название Дигисет. Текст
История 1973 создан первый персональный компьютер, оснащенный монитором
1973 создан первый персональный
В научно-исследовательском центре фирмы Xerox создан первый персональный компьютер, оснащенный монитором - Xerox
Личность в истории Гучков А. И. (1862-1936)
Гучков А. И. (1862-1936)
Гучков Александр Иванович - российский общественно-политический деятель, лидер партии октябристов.
Личность в истории Перикл (между 500 и 490 гг. - 429 г. до н. э.)
Перикл (между 500 и 490 гг. - 429 г. до
Государственный деятель древней Греции, с именем которого связывается пора расцвета афинской демократии,