Символы невесты в русском свадебном ритуале

Символы невесты в русском свадебном ритуале В русском свадебном ритуале символическое значение придавалось предметам домашнего обихода, сельскохозяйственному инвентарю, различным постройкам, транспортным средствам, окружающему пространству, домашним животным и птице. Среди обрядовых элементов русской свадьбы Среднего Поволжья встречаются такие, которые в обрядовых комплексах отдельных поселений просматриваются почти повсеместно, но их смысловое значение сильно размыто в сравнении с изначальным. В то же время семантика этих элементов свадьбы как с точки зрения развития отдельных обрядов, так и всего свадебного ритуала в целом. Среди материальных атрибутов русской свадьбы наибольшую обрядовую роль выполняли предметы, олицетворяющие невесту. Основное место принадлежало символам «девичьей красы» (девичьей красоты).
В русской народной свадьбе выражением девичьей красы чаще всего являлась ленточка-косоплетка. Она символизировала волю, девичью красоту, ее девственность, девическое бытие в целом. Лента скрепляла (запирала) девичью косу – основной знак принадлежности к социально-возрастной группе девушек. Анализ всех обрядовых действий с лентой-косоплеткой свидетельствует о том, что перевести девушку в биосоциальную группу женщин можно было только путем изъятия ленты и расплетения косы.
Символами девической красоты в русской свадьбе нередко выступали и другие предметы. Во многих русских поселениях сохранился древний обычай наряжать в качестве «красы» специально срубленное дерево: елочку, сосенку или (если свадьба проводилась летом) березку. Оформление свадебного деревца являлось функцией подруг – сверстниц невесты, причем в ряде случаев каждая из них привязывала к «красе» свою ленточку. В украшенном виде елочка, сосенка или березка получали название «девичья краса». Известны случаи замены деревца репьем и наоборот. Перед отъездом к венцу дружка или жених должны были выкупить «красу» и уничтожить ее либо убрать из помещения, в котором находилась невеста.
Судя по всему, на свадьбе имели место два символа девичьей красоты (лента-косоплетка и украшенное деревце или репей), которые использовались одновременно, выполняли близкие функции, были тесно связаны между собой, но не заменяли друг друга. Логическое противоречие может быть устранено, если предположить, что деревце или репей олицетворяло не индивидуальную девичью красу, а коллективную, являясь символом группы девушек, достигших брачного возраста и находящихся в состоянии духовного родства, в которую входила и невеста. Обряды, осуществляемые стороной жениха в отношении этих атрибутов свадьбы, направлены на их захват, устранение или уничтожение. Следовательно они представляли символическое препятствие в заключении брака. Все это дает основание рассматривать украшенное деревце или репей в качестве символа принадлежности невесты к определенной брачной группе девушек, без обрядового вывода из которой она не могла вступить в брак.
В конце 19 – начале 20 века в качестве девичьей красы – символа невесты нередко выступал березовый веник. Его также наряжали летами. С веником, как и с репьем, подруги невесты во время девичника обходили деревню. Однако анализ функциональной роли веника в свадебном ритуале показывает, что его использование в качестве девичьей красы вторично: переход символа девичьей красоты на веник мог быть связан с качественной близостью веника и березки, с абсолютным преобладанием зимних свадеб, когда березка требовала какой-либо замены, с широким использованием веника как оберега и, наконец, с общим ослаблением традиционности свадебного ритуала во второй половине 19 века. По всей вероятности, в прошлом использовались два вида веников: веник как инструмент для подметания и специальный свадебный веник, связка ветвей или букет. Обрядовое использование веника отличалось большим разнообразием. С веником подруги невесты обходили село и ходили к жениху. С веником собирали воду из всех колодцев для варки пива и для бани, провожали невесту в баню и т. д. во многих селах веник являлся обязательным атрибутом ряженых. С веником переходили участники свадебных торжеств из дома жениха в дом невесты и обратно. Веник использовался во всех свадебных действиях, которые были характерны и для повседневной жизни и для эпизодических ситуаций. Веник использовался для демонстрации причастности к свадьбе отдельных лиц. Все это свидетельствует о том, что веник является символом самой свадьбы, знаком принадлежности к ней отдельных обрядов, ритуальных действий, лиц и предметов.
Использование полотенец на свадьбе имеет глубокие традиции и несет большую символико-информационную нагрузку. Оно отмечено в описаниях древних великокняжеских и царских свадеб.
Интересные обряды, связанные с использованием полотенец отмечены в ряде русских населенных пунктов. Например, родители брачащихся в знак согласия на брак совершали обряд, называвшийся «руку давать». Для этого на столе расстилалось вышитое полотенце, на него клали каравай хлеба, после чего отцы и матери клали на каравай руки, скрепляя таким символическим образом договор о вступлении в брак детей. При совершении обряда домашнего обручения жениха и невесты значительное место принадлежало орнаментированным полотенцам. Они, как правило, расстилались на столе, за которым совершался обряд обмена обручальными кольцами между женихом и невестой.
Важное место занимали полотенца в многочисленных одариваниях невестой родителей и родственников жениха в предсвадебный и особенно в свадебный период.
Среди ритуальных действий с полотенцами особое место отводилось «повязыванию полотенцами дружек», которое имело определенное символическое значение. Оно свидетельствовало о признании невестой полномочий дружек и давало им своеобразный пропуск в дом невесты. Во второй и третий приезд подруги невесты, прежде чем впустить дружек в дом, проводили соответствие полотенец и, только удостоверившись в подлинности узоров, пропускали гостей.
Одним из существенных моментов русской крестьянской свадьбы являлся показ приданого невесты односельчанам – демонстрация готовности невесты к браку и ее основных качеств: трудолюбия, навыков и т. п.
Полотенца широко использовались при украшении свадебного поезда. Иногда при помощи полотенца отец выводил дочь-невесту к поезжанам и передавал ее жениху.
Нередко полотенца заменяли свадебные атрибуты, имевшие обереговое значение, или использовались с ними совместно.
Довольно широкое распространение имел обычай развешивать полотенца и другие изделия невесты в доме мужа перед венчанием, во время венчания или после первой брачной ночи. В рассматриваемые периоды развешивание приданого невесты, в том числе орнаментированных полотенец, ставило своей целью демонстрацию состоятельности невесты и ее способностей к рукоделию. Традиционная семантика, легшая в основу этого обряда была, видимо, иной. Полотенца в доме мужа выполняли роль задабривания духов-предков его семьи, покровителей рода мужа. Они служили своеобразной жертвой этим духам и в то же время выполняли охранные функции в отношении новобрачной, создавая психологически доброжелательный микроклимат в доме мужа. В развешивании полотенец в доме мужа рассматривается также обряд символического приобщения новобрачного и лиц его стороны к жене и утверждение последней в качестве хозяйки дома и продолжательницы рода.
Орнаментированные полотенца использовались также в соединительных обрядах в день брака. Ими «связывали» молодых на брачном ложе. Полотенца выступали здесь материализованным выражением (символом) брачных уз и были призваны их упрочить.
Таким образом, орнаментированные полотенца использовались на всех основных этапах свадебного ритуала. Их использование включалось в традиционные обрядовые церемонии. Они были связаны с древними обрядовыми атрибутами. Полотенца в свадебном ритуале выполняли функции информации, оберега, жертвы, соединения и приобщения.
Узорчатое полотенце сосредотачивало в себе два начала: во-первых, оно представляло определенную материальную ценность, особенно в прошлом; во-вторых, полотенце, орнаментированное особым способом, являлось носителем личного знака женщины и знака ее родства по материнской линии.
В основе всех обрядовых функций полотенец, видимо, лежала зафиксированная в орнаменте информация. По древнейшим представлениям они прежде всего были адресованы духам-предкам конкретной группы родственников и обеспечивали их обладателям доброжелательность и защиту. Что касается других духов, то полотенца выступали в качестве жертвы, целью которой являлось получение их покровительства в отношении символизируемого орнаментом лица.
Символы невесты, которые выполняли весьма значительную обрядовую роль, могут быть разделены на три группы:
1). Предметы-символы, отражающие достижение девушкой брачного возраста;
2). Предметы-символы, показывающие принадлежность невесты к определенной брачной группе девушек, находящихся в духовном родстве;
3). Предметы-символы, являющиеся личным знаком невесты и символизирующие ее принадлежность к определенной семейно-родственной группе по материнской линии.
Символы невесты и совершавшиеся с ними действия представляли специфическую знаковую систему, позволявшую систематически информировать окружающих о развитии свадебного процесса, добиваться их пассивного соучастия и общественного санкционирования свадебных действий.
Значительная часть обрядов и ритуальных действий русской свадьбы была направлена на устранение символов первой и второй групп. Они демонстрировали разрыв ранее сложившихся социальных связей девушки-невесты, препятствующих ее вступлению в брак. Неслучайно символы первой и второй групп выполняли обрядовые функции только в предсвадебный период. Орнаментированные полотенца (третья группа символов) не мешали вступлению в моногамный брак. Обряды с полотенцами несли огромную информационную нагрузку – удостоверяли личность невесты, демонстрировали ее переход в новое качество и утверждали его.
Значительная роль в русском свадебном ритуале принадлежала куриным яйцам и курице. Например, существовал обычай (более распространенный, правда, у городского населения) класть на брачное ложе и рядом с ним вареное или деревянное, расписное яйцо на три ночи. На четвертый день молодая заворачивала деревянное яйцо в венчальную рубаху и хранила среди своих вещей, а если это было вареное – рубила на мелкие кусочки и кормила домашнюю птицу. В данном случае мы сталкиваемся с пережиточным сохранением в сознании поселян общераспространенного представления о яйце как символе плодородия и обновления жизни. По народным поверьям курица, также как и яйцо, таила в себе силы, способные оказать положительное влияние на деторождение. (Разговор о символической роли куриных яиц мы продолжим в другой главе нашей работы). Широко использовались курицы в предбрачных гаданиях на святках. Часто употребляли куриное мясо и яйца для приготовления ритуальных блюд, выполнявших большую обрядовую нагрузку. Отмечена терминологическая связь женского свадебного головного убора – кокошника с древнерусским названием курицы – «кокош». В некоторых селах было принято привозить в дом жениха вместе с приданым живую курицу, которая, сидя в специальном лукошке и украшенная лентами, занимала в свадебном обозе особое положение. По приезде к жениху курицу со специальными приговорами впускали в дом родителей жениха и наблюдали за ее поведением. Считалось, что курица должна вести себя точно так же, как молодая сноха в семье мужа. После брачной ночи подруги невесты отрубали курице голову и уносили ее к реке. Если невеста оказывалась «честной», то курицу варили и съедали.
Таким образом, курица в русском свадебном ритуале выполняла значительную ритуальную нагрузку. Она выступала как символ замужней женщины, замещала невесту в поезде с приданым, предваряла ее действия в доме мужа до фактического вступления туда невесты. Уничтожение и поедание курицы подругами невесты можно рассматривать как приношение жертвы и приобщение к символизируемому курицей состоянию в браке.
По материалам И. Шангина "Русские девушки"; Н.В. Зорин "Русский свадебный ритуал"

На иллюстрации "Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии" А.П. Рябушкин, 1880.

Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Символы невесты в русском свадебном ритуале
Опубликовано:
Автор:
Читателей:7121
Символы невесты в русском свадебном ритуале

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 55]



 
Это интересно! СВЯЗЬ БЕЗ ПРОВОДОВ
СВЯЗЬ БЕЗ
Во второй половине XIX века немецкий физик Генрих Герц экспериментально доказал, что предсказанные физиками-теоретиками электромагнитные волны действительно существуют. Молодой преподаватель физики
Хочу все знать Использование ресурсов
Использование
Существует масса различных видов ресурсов. Наиболее важными для нас являются почва, ветер, вода, солнечное тепло и солнечный свет. Люди используют их для производства энергии, а также для получения
Это интересно! ЭЛЕКТРОННЫЙ МИКРОСКОП
ЭЛЕКТРОННЫЙ
В 1933 г. немецкие ученые Макс Кролль и Эрнст Руска создали электронный микроскоп. В нем на объект попадают волны электронов, которые в тысячи раз мельче световых. И на телеэкране можно увидеть
Линия времени 3200-2800 до н.э. Объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое сильное централизованное государство. Тинитский период (Раннее царство), правление I и II династий.
3200-2800 до
В конце IV тыс. до н. э. Верхний Египет завоёвывает Нижний. Так они объединяются в
Словарь компьютерных терминов Еденица (unit).
Еденица (unit).
Самостоятельная часть в составе целого. ЕДИНИЦА времени (time unit). В ЭВМ - такт работы машины. ЕДИНИЦА группы (group unit). Элемент группы, результат умножения на который любого элемента есть тот
Крылатые слова Поднять на щит.
Поднять на щит.
В переносном смысле - возвеличить, расхвалить кого-нибудь, чрезмерно прославить. В Древнем Риме солдаты провозглашали императором вождя-победителя прямо на поле битвы, поднимая избранного при