Экология России в первом десятилетии 21 века

Экология России в первом десятилетии 21 века У экологов есть девиз: «Мыслить глобально, действовать локально!». Поэтому не будем говорить о глобальных проблемах человечества, а обратим взоры к проблемам нашей страны.

Можем ли мы охранять природу от нас самих? Возможен ли эффективный механизм контроля за природопользованием в капиталистических условиях, когда рентабельность, текущие финансовые показатели и пресловутая «максимизация прибыли» имеют большее значение, чем риски для будущих поколений и неминуемая деградация исчерпаемых ресурсов? Эти вопросы заботят умы специалистов-экологов, тем более в кризисных условиях - когда урезается и без того тощее финансирование государственных экологических программ и проектов.

Конечно, у нас в стране существует экологическое законодательство (на бумаге, в теории – довольно прогрессивное), существует практика экологического проектирования и оценки эффективности воздействия на окружающую среду при возведении промышленных объектов, имеется четко проработанный механизм денежного возмещения ущерба окружающей среде. Существует такая государственная структура, как природоохранная прокуратура, обязанность которой – обеспечивать соблюдение экологического законодательства и противодействовать экологическим преступлениям.

Тем не менее, за первое десятилетие 21 века основные экологические показатели по регионам Российской федерации не только не улучшились, но в некоторых аспектах даже еще более ухудшились.

Перечень экологических проблем всегда открывает проблема загрязнения атмосферного воздуха. Интересно, что если в 20 веке основную вину за загрязнение воздушного бассейна возлагали на промышленные предприятия, то нынче у чистого воздуха появился еще один, не менее грозный враг – это автотранспорт. В той же Москве валовые выбросы от автотранспорта вносят до 90% в суммарный объем загрязнения приземного слоя воздуха. Такая же ситуация – в других крупных мегаполисах. А виной тому – возросший уровень жизни и высокие потребительские запросы населения.

В семьях с высоким доходом уже не редкость иметь по две, три и более машины. А в итоге – пробки, высокий уровень загазованности и грязный воздух в крупных городах. Настораживает, что эта проблема еще только набирает обороты, а решить ее гораздо сложнее, чем снизить выбросы от какого-нибудь металлургического завода. Что поделаешь, ходить пешком сегодня не модно, а благодаря заманчивой рекламе автопроизводителей - купить машину хочется каждому подростку!

В настоящее время до некоторой степени удается контролировать, учитывать и ограничивать выбросы, сбросы и образующиеся отходы от промышленных предприятий. На каждом крупном предприятии-природопользователе обязана быть экологическая служба, количество и перечень выбрасываемых веществ контролируются расчетами и приборами, исправно вносятся платежи за разрешенный и сверхлимитный выброс, разрабатываются экологические программы и ставятся определенные цели в сторону уменьшения воздействия на природу. Конечно, эффективность таких мероприятий порой несколько преувеличена, а экологические проекты часто носят декларативный характер, но такая работа ведется - и это уже хорошо.

Кроме того, на крупных предприятиях тяжелой промышленности (энергетика, металлургия, добыча полезных ископаемых) постепенно идут процессы модернизации технологий, устанавливается современное очистное оборудование.

К влиятельным промышленникам постепенно приходит осознание того, что реализация экологических программ – это не только невосполнимые затраты и отказ от части прибыли, но и улучшение репутации, имиджа а также неплохая социальная реклама для отдельно взятого концерна. Компания, которая заявляет о своей экологической ответственности, имеет больше шансов выйти на международный рынок и выдерживать конкуренцию с зарубежными производителями.

В кризисные времена многие предприятия снизили объемы производства и нагрузка на окружающую среду (выбросы, сбросы, отходы) несколько уменьшилась. С другой стороны, в условиях экономии могут сворачиваться долгосрочные экологические программы – например, по переработке и обезвреживанию накопленных ранее отходов.

К сожалению, до тех пор, пока человечество ставит деньги, прибыли и высокие потребительские запросы на первое место, решить экологические проблемы не удастся. Ведь экология – это продолжение мировоззрения, и она всегда отражает уровень нравственности, умственного и социального благополучия отдельно взятого государства.


Ресурс: Виртуальная школа БАКАЙ
Статья: Экология России в первом десятилетии 21 века
Опубликовано:
Автор:
Читателей:3826

Оценка статьи:
ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно!
[Голосов: 5]



 
Личность в истории Киселев П. Д. (1788-1872)
Киселев П. Д.
Русский государственный и военный деятель, дипломат. В период войн с Наполеоном участвовал в 25 сражениях. В 1816 г. представил императору записку "О постепенном уничтожении рабства в России",
БиоМозаика Как правильно ухаживать за морскими свинками скинни
Как правильно
Наиболее распространенным домашним животным, не требующим сложного содержания и ухода, можно назвать морскую свинку. Как правило, свинки имеют достаточно интенсивный волосяной покров и
Крылатые слова Синяя птица.
Синяя птица.
Выражение получило крылатость от названия пьесы Мориса Метерлинка (1862-1949) "Синяя птица". Сюжет этой сказочной пьесы - приключения детей бедного дровосека в поисках Синий птицы. Синяя птица - это
Линия времени 640 до н.э.
640 до н.э.
Царь Урарту Сардури Ш добровольно признал себя подвластным Ассирии.
История вычислительной техники 1948 профессор Том Килбурн запустил первую в мире программу
1948 профессор
Первые компьютерные программы! 21 июня 1948 года профессор Том Килбурн, один из разработчиков компьютера, вошедшего в историю под названием Baby (семейство Mark I), запустил на своем "детище" первую
Это интересно! ПИОНЕРЫ АВИАЦИИ
ПИОНЕРЫ АВИАЦИИ
Самым первым устройством, поднявшим человека в небо, был воздушный змей. Есть некоторые основания полагать, что на Руси с воздушными змеями познакомились ранее, чем в Европе (14 в.). «Богатырский»